СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ПОСОБИЯ «МОЯ АЗБУКА»
статья

Осокина Ксения Валерьевна

Азбука для дошкольника открывает путь в богатейший мир знаний, от того, как сложится его первое знакомство с миром букв, во многом зависит его успешность в школьной жизни, а, может, и в жизни вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_statya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 ПО СОЗДАНИЮ ПОСОБИЯ «МОЯ АЗБУКА»

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Г. Новокузнецк, Кемеровская область

Карцева Наталья Филипповна, педагог дополнительного образования

Осокина Ксения Валерьевна, педагог дополнительного образования

Олег Семенович Газман обосновал необходимость педагогической поддержки детей сложившейся социально-экономической ситуацией (до 1991года). Он говорил о том, что официально ответственность за воспитание каждого ребенка была передана детскому саду, школе, школе-интернату, пионерской организации и т.д. Все эти учреждения и организации отвечали и   за успехи в учебе, и за   поведение, и за моральный облик ребенка [4].

И, вслед за О.С. Газманом, мы задаемся вопросом о том, как изменилась ситуация в настоящее время. Осознавая свою роль, родители пытаются взаимодействовать с детьми. Но не у всех и не всегда это взаимодействие получается. Здесь важную роль играет позиция родителей, наиболее важных взрослых в жизни ребенка, их терпения, доброжелательности, грамотности. 

Проблема заключается в том, что многие родители считают, что обучением и воспитанием детей должны заниматься только педагоги, так как это их работа. А главная функция родителей – это материальное обеспечение своего ребенка. Это неправильный подход. Формирование личности происходит под влиянием всех институтов воспитания вместе. Но не все родители рассуждают так же. Есть родители, которые хотят взаимодействовать с ребенком, но не знают, как это сделать правильно.

Именно в рамках идеи педагогической поддержки, провозглашенной О.С. Газманом, мы организуем совместную деятельность учреждения дополнительного образования с родителями,  используя технологию О.С. Газмана.

Что же может стать предметом совместной деятельности? Опыт работы с дошкольниками позволяет назвать такое «верное» средство – азбука, которая создается в процессе совместной деятельности педагога (занятия по развитию речи и обучению грамоте), ребенка и родителей.

Азбука для дошкольника открывает путь в богатейший мир знаний,   и от того, насколько эмоционально и ярко сложится его первое знакомство с миром букв, зависит во многом его успешность в школьной жизни, а, может, и в жизни вообще. У каждого человека свой путь в мир художественной литературы (пример про папу).

Для педагога важно сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, содержательно общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребёнка [2].

 Все это способствует созданию эмоционально благоприятной среды, где ребенок чувствует себя защищенным.

В начале года нацеливаем родителей на создание индивидуального пособия «Моя азбука». Первое занятие обязательно должно быть ярким, интересным и запоминающимся. Пусть вы не рассмотрите какой-то сложный теоретический вопрос, главное – дать положительный заряд на целый год. Нужно заинтересовать родителей в совместной деятельности, показать, что детям важно их мнение и поддержка, убедить их в том, что процесс обучения не нужно строить на одних нравоучениях, его можно и нужно делать увлекательным.

В  технологии педагогической поддержки О.С. Газмана существует 5 этапов:

I этап – диагностический (выявление проблемы).  В начале года мы приглашаем родителей на совместное занятие с детьми. Мы говорим с ними о том, что существует проблема взаимодействия детей и родителей.

II этап – поисковый (выявление причин проблемы). Мы обсуждаем эту проблему и причины ее возникновения. Приводим родителям и детям различные примеры, рассказываем о моделях поведения в разных семьях. Многие узнают себя и начинают понимать свои ошибки свои, рассуждают о причинах возникновения проблем взаимоотношений.

III этап – договорный.  Мы (педагоги, родители и дети) договариваемся о том, что проблемы взаимодействия надо решать путем совместной деятельности. Предлагаем родителям и детям поучаствовать в нашем мастер-классе.

IV этап – деятельностный. Действует ребенок и один из родителей. Родители должны себя поставить на место детей, понять, как им может быть сложно делать что-то в первый раз и помочь, направить, а не заставлять и критиковать. Для детей очень важна их помощь, поддержка, одобрение действий.

 В качестве материала для работы на нашем первом занятии, мы выбираем песок, потому что это природный материал, который связывает ребенка с окружающим миром. Он обладает способностью завораживать, как детей, так и взрослых. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира [1]. При работе с ним ребенок успокаивается, вырабатывается усидчивость. Особое значение занятия с песком имеют для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Ребенок и его мама (или папа) садятся рядом. Берут лист бумаги и на нем обводят ладошку мамы (или папы) и рядом ладошку ребенка.

Далее предлагаем детям с родителями пофантазировать, в какое животное или предмет можно превратить их ладошки. Дети и родители предлагают свои варианты, подрисовывают недостающие детали.

Затем дети и родители раскрашивают свои рисунки цветным песком. Для этого сначала наносят клей ПВА, а затем на него посыпают цветной песок. Лишний песок необходимо стряхнуть.

V этап – рефлексивный. Мы помогаем родителям и детям проанализировать свою работу, что понравилось, что было сложно. Подводим родителей к тому, что их совместная деятельность важна и необходима для детей. Рассказываем им, что эти ладошки являются символом совместной деятельности родителей и детей. Они показывают, что родители и дети идут рука об руку, помогают друг другу.  И эта наша первая работа будет красивой обложкой пособия «Моя азбука».

 Пособие «Моя азбука» создается в течение года по мере знакомства с буквами русского алфавита. После того, когда ребёнок знакомится со звуком, буквой на занятиях, дома родители вместе с детьми могут выполнить ряд заданий [3].

Задания для пособия «Моя азбука» могут быть следующие:

1. Нарисовать предмет (наклеить картинку), название которого начинается с заданного звука; в названии которого заданный звук стоит в середине; название которого заканчивается заданным звуком.

2. Подобрать (нарисовать) картинки к словам, в которых заданный звук произносится мягко (твердо) и при этом стоит в начале (конце) слова.

3. «Украшаем-наряжаем букву». Задание выполняется для каждой буквы. Один из родителей рисует (вырезает из бумаги и пр.) контур буквы. Ребенок (один или с кем-то из членов семьи) украшает букву. При этом желательно, чтобы в этих украшениях ребенок отразил свое ассоциативное восприятие звука. Например, звуки [н – Н’] и буква Н. Один ребенок этот образ связал со словом ночь.  Дома вместе с мамой он вырезал букву из синей бархатной бумаги и украсил разноцветными звездочками (фольга и блестки).

Другой ребенок связал образ буквы со своей маленькой сестренкой, которую звали Нина. Букву изобрели в розовых тонах, украсили бантиками и кружевами.

 «Это ночная буква. Ночью темно… Но и красиво. Как загорится много звездочек! Как начнут сиять! И большие, и маленькие, и красные, и зеленые, и серебряные… А если букву поворачивать вот так (ребенок показывает), то она и звезды начнут подмигивать. Так они всем желают спокойной ночи»;

«Моя буква похожа на мою сестричку Ниночку. Она такая же пухленькая… И нарядили мы нашу букву с мамой, как Ниночку наряжаем. Смотрите, сколько здесь бантиков разных… и даже кружева! Я еще хотела на букву соску пришить, но мама не дала».

4. «Мы пишем букву так!» Все взрослые члены семьи пишут свой вариант изучаемой буквы.

5. «Буква». Ребенок вырезает изучаемую букву (разные графические изображения) из любой печатной продукции (газеты, журналы, рекламные проспекты и т. п.). Все вырезанные буквы наклеиваются на альбомный лист.

6. «Найди букву». Родители вырезают текст (2-4 строчки) из любой печатной продукции, ребенок обводит (зачеркивает) в строчках изучаемую букву (текст не читается). Буквы в тексте должны быть крупными. Можно брать заголовки.

7. «Элементы букв». Родители вырезают из любой печатной продукции изучаемую букву (обязательно крупную и выполненную печатным шрифтом) и предлагают ребёнку разрезать её на элементы. Разрезанные элементы наклеиваются на лист.

Но перед тем, как дать домашнее задание, в рамках деятельностного подхода идеи педагогической поддержки О.С. Газмана, мы проводим для родителей открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте, на котором они знакомятся с приемами работы педагога. Называется оно «Город букв». Педагог в начале обучения рассказывает детям: «Есть на свете Город букв. В этом городе 33 улицы, ровно столько, сколько букв в нашем алфавите. У каждой улицы есть своё название, соответствующее тому звуку, который обозначают буквы, живущие на одной улице. И конечно, в городе есть улица «А» (звук А), и улица «Ф» (звук Ф) и много других. Мы с вами в течении года будем посещать этот город. Но не только посещать, но и помогать буквам строить этот город. Каждая  буква по-особому строит свой дом и обустраивает свой быт. Секрет в том, что каждая буква любит и может использовать в своей жизни только те элементы, из которых состоит сама. Мы поможем каждой букве застроить свою улицу».

 Таким образом, ребенок сначала запоминает образ буквы, связывая его с какой-либо картинкой. Затем воспроизводит: разукрашивает, вырезает, наклеивает, украшает. А также составляет небольшой рассказ.

В течение всего учебного года ведется обратная связь с родителями. Она осуществляется через консультирование, беседы, совместные мероприятия, открытые занятия.

Дети обязательно приносят свои работы на занятия, мы их размещаем на постоянно действующей экспозиции «Парад букв». В течение недели буквы рассматриваются. Тот ребёнок, чью букву рассматривают, рассказывает о ней. Каждая буква в сознании ребёнка связывается с наглядными образами, поэтому легко запоминается, эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет большую роль в запоминании.

Ближе к концу учебного года оформляем собранный материал в альбом. При этом дети могут доделать (по желанию) свои работы: украсить бордюрами, раскрасить что-нибудь и т. Обязательно на обложке указывается название и перечисляются авторы-составители (ребёнок и члены семьи, которые помогали ему в течение года). Рефлексивный этап по созданию пособия осуществляется в конце года на празднике «Моя азбука». Подчеркивается, что это не «моя», а «наша» азбука, это результат наших совместных усилий. И дети это понимают, что только благодаря родителям они смогли создать такую красоту. А родители, в свою очередь, за это время должны понять, что для ребенка эта деятельность абсолютно нова и они должны относиться спокойно и рассудительно к его сложностям и неудачам.

Тесное взаимодействие с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, и позволяет нам преодолевать многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка

Литература

  1. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Электронный ресурс] / Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. // - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с. //  URL Режим доступа:  http://pedlib.ru/Books/3/0001/3-0001-1.shtm
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет/ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2007. – 206 с.
  3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет/ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2007. – 223 с.
  4. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)//Классный руководитель. - 2000. - №3.с.6-33

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с классом (создание видео отчётов)

Завершением работы советов в конце каждого года является совместное составление творческих фильмов - отчётов за учебный год, в которых мы вместе с учащимися рассказываем о нашем участии во всех интере...

СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА СПбГДТЮ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИЗОСТУДИЕЙ "ПРЕОБРАЖЕНИЕ".

Работа над выставочно-образовательным проектом взаимно обогащает чтецов и художников. Дает возможность почувствовать взаимосвязь изобразительного и поэтического искусства, общность законов постр...

Методическое пособие "Математическая азбука"

Методическое  пособие  "Математическая  азбука" служит  для  формирования  у  младших  школьников элементарных математических представлений...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487672","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы пос...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186965","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187597","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...