анкеты для родителей.
тест

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

что такое родительское собрание, анкеты для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ankety_dlya_roditeley.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Родительское собрание как форма работы психолога

Что такое родительское собрание?

В наши дни психолог в школе из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь школы. К привычным формам его работы (диагностика, консультирование и т.д.) добавляются уроки психологии, предметные психологические недели, психологические проекты. Психолог сотрудничает с учителями, представителями администрации, родителями. Но если педагоги и администрация – это коллеги, с которыми можно общаться в школе, то родители – особая категория. Работа с родителями, при всей ее нужности и важности, не является массовой, это прежде всего работа по запросу. Однако родители далеко не всегда представляют себе, чем именно занимается школьный психолог, не знают, с какими вопросами можно к нему обратиться, а потому иногда и побаиваются его. Родительские собрания – прекрасная возможность рассказать о содержании работы психолога и наладить контакт с родителями.

У каждого из нас свое представление о родительском собрании: у кого-то свежи воспоминания о том, как в школьные годы они ждали возвращения родителей с собрания с тревожной мыслью: «Что там про меня расскажут?», «С каким настроением вернется мама?», а кто-то сам посещает собрания в классе, где учатся его дети.

Чем является родительское собрание для психолога? Наверное, и на этот вопрос у каждого есть свой ответ. Для кого-то это формальное мероприятие, не имеющее к нему особого отношения. Для кого-то – возможность пообщаться с родителями проблемного ребенка или представить результаты своей работы.

Родительское собрание – это особая форма работы психолога, которая значительно расширяет диапазон его возможностей. Но прежде чем поговорить о том, какие задачи можно решать на встречах с родителями, определим, чем родительское собрание отличается от других форм взаимодействия психолога с родителями.

Итак, чем родительское собрание НЕ является?

  • Родительское собрание – это не тренинг.

Для тренинга характерно обращение к личному опыту участников, работа с их личностными проблемами, достаточно высокий уровень открытости. На родительском собрании отсутствует необходимая для этого атмосфера безопасности и соответствующий стиль общения между участниками.

  • Родительское собрание – это не практикум.

Практикум посвящен отработке конкретных социально-психологических навыков и включает большое количество упражнений, психогимнастических игр, практических заданий.

Тренинг и практикум требуют наличия у людей, принимающих в них участие, определенной мотивации, имеют четко заданную логику проведения, которая во многом отличается от логики родительского собрания.

  • Родительское собрание – это не лекторий.

Для лекции характерно систематическое, последовательное, монологическое изложение материала. Лектор обычно просто транслирует некоторую информацию, причем, как правило, ее обсуждение и проработка переносится на другое время. Эта форма тоже не является оптимальной для родительского собрания.

  • Родительское собрание – это не «круглый стол» и не дискуссионный клуб.

Данные формы работы направлены на обсуждение заявленной темы и предоставляют участникам возможность высказать свою точку зрения. Можно использовать их отдельные элементы при организации собрания, но в целом это разные формы работы.

  • Родительское собрание – это не группа встреч и не общество взаимной поддержки.

Собрание не подразумевает обсуждение проблем участников и оказание помощи друг другу.

  • Родительское собрание – это не групповая консультация.

На родительском собрании психолог не дает рекомендаций для разрешения конкретных проблем.

А чем же оно тогда является?

На наш взгляд, родительское собрание в школе - это кратковременная встреча родителей с учителями, а в некоторых случаях и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об учебном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой. Обычно собрание проводится несколько раз в течение учебного года.

Условно родительские собрания можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо актуальной проблемы.

Зачем родители приходят на собрание?

  • Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. (За этим, как правило, кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.)
  • Чтобы получить информацию об освоении детьми учебных программ и, возможно, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.
  • Чтобы составить свое впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.
  • Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.

Оглавление

От авторов

Глава 1. Родительское собрание как форма работы школьного психолога

  • Что такое родительское собрание?
  • Специфика родительского собрания как формы работы школьного психолога
  • Возможности родительского собрания для психолога
  • Формы участия психолога в родительском собрании
  • Принципы поведения психолога на родительском собрании как основа профессиональной позиции

Глава 2. Тематические встречи с родителями

  • Виды тематических встреч психолога с родителями
  • Зачем нужны тематические встречи
  • Сложности, которые могут возникнуть в ходе тематических встреч
  • Принципы взаимодействия с родителями в ходе тематических встреч
  • Подготовка к тематическому сообщению
  • Подготовка к тематическому родительскому собранию

Глава 3. Анкетирование на родительском собрании

  • Потенциал и функции анкетирования
  • Составление анкеты
  • Организация и проведение анкетирования
  • Обработка анкет
  • Вариант анкеты для родителей

Глава 4. Использование интерактивных методов работы на родительском собрании

  • Потенциал и функции интерактивных методов
  • Подготовка к применению интерактивных методов
  • Примеры использования интерактивных методов

Глава 5. Как справиться с возможными трудностями

  • Субъективные трудности психолога: мифы и реальность или
  • Что делать, если… или “Ловушки” для психолога

Приложение 1

Возможные темы для родительских собраний

Приложение 2

Тексты выступлений психолога (примеры)

Послесловие авторов

Предисловие

Дорогие коллеги!

Если эта книга привлекла ваше внимание, скорее всего, вы работаете в школе или в другом детском учреждении, где время от времени проводятся родительские собрания. И, вероятно, иногда к вам обращаются с просьбой: «У нас завтра собрание, не могли бы вы прийти и выступить?» Нам это хорошо знакомо, потому что к нам тоже не раз обращались с такой просьбой. И мы приходили и выступали, пока в один прекрасный день не осознали, что родительские собрания прочно вошли в нашу работу, и мы даже не представляем, как без них обойтись, что родительские собрания могут оказать психологу неоценимую помощь.

Соображениями на эту тему мы и решили поделиться с вами. В этой книге мы предприняли попытку посмотреть на родительское собрание глазами психолога, подумать, как наиболее эффективно использовать эту форму работы с родителями. Осмыслив собственный опыт и опыт наших коллег, мы систематизировали имеющиеся у нас практические материалы и подытожили стратегии и тактики деятельности. Чтобы не быть голословными, мы проиллюстрировали материал методического, теоретического характера примерами из практической деятельности. Особое внимание мы уделили непростой проблеме контакта, безопасности и доверия в отношениях между психологом и родителями. Результат нашего труда перед вами.

В первой главе «Родительское собрание как форма работы школьного психолога» мы рассматриваем родительские собрания с довольно непривычной точки зрения – с позиции психолога, пытаемся понять, есть ли смысл в участии психолога в родительском собрании, и если есть, то какой.

Вторая глава «Тематические встречи с родителями» посвящена подготовке выступлений перед родителями. Мы понимаем, как велик объем работы школьного психолога, поэтому постарались часть ее взять на себя, максимально подробно описав последовательность шагов и действий и предложив несколько ориентировочных сценариев выступлений перед родителями.

В третьей главе «Анкетирование на родительском собрании» мы подробно рассказали, как получить в ходе собрания интересующую психолога информацию, как составить анкету, провести анкетирование и обработать результаты.

В четвертой главе «Использование интерактивных методов работы на родительском собрании» речь идет о том, какие нетрадиционные методы можно применять на собрании и как это сделать.

В пятой главе «Как справиться с возможными трудностями» мы анализируем наиболее распространенные проблемы, с которыми психолог может столкнуться на собрании, и предлагаем свои варианты их разрешения.

Нам кажется, что эта книга может быть интересной для широкого круга школьных психологов независимо от того, работают они в государственной школе или частной, в начальной или средней. Она не дает готовых рецептов, а ориентирована скорее на овладение технологией, способом деятельности, которые можно наполнять самым разным содержанием. Начинающий психолог найдет здесь подробное описание шагов, необходимых при подготовке к родительскому собранию, а опытные психологи, надеемся, смогут пополнить свой профессиональный опыт.

В заключение хочется выразить признательность всем тем, без кого эта книга не состоялась бы. Огромное спасибо редакторам издательства «Генезис» за их дружескую поддержку и помощь. Спасибо нашим близким, которые с терпением и пониманием относились к нашей писательской деятельности. И наконец, хочется выразить искреннюю признательность тем, без кого эта книга никогда не увидела бы свет – всем родителям, с которыми нам посчастливилось работать. Мы благодарны им за все, чему они нас научили и за тот опыт, который мы получили в общении с ними.

Смотрите также:

Анкета №1 для родителей

Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации

Уважаемые родители!
Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете
помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.
После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.

Ваша фамилия, имя, отчество _________________
1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
а) да, выбрал;
б) выбрал, но еще колеблется;
в) не выбрал;
г) не знаю.
2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?
а) в профтехучилище;
б) в техникуме;
в) в школе.
3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?
а) полностью совпадает;
б) совпадает в основном;
в) трудно сказать (не знаем);
г) не совпадает.


4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не
совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
а) буду настаивать на своем;
б) буду просить изменить свое решение;
в) трудно
 сказать;
г) соглашусь с его
 выбором.
5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?
а)технические;
б) математические;
в) литературные;
г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;
е) педагогические;
ж) организаторские;
з) художественные;
и) музыкальные;
к) спортивные.
6. В какой области деятельности
 Вы советуете заниматься в дальнейшем?
а) производство;
б) сфера обслуживания;
в) наука;
г) медицина;
д) педагогика;
е) административная деятельность;
ж) искусство;
з)спорт;
и) военное дело.
7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
а) углубленное изучение учебного предмета
 или области знаний;
б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
в) работа в предметных и технических кружках;
г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
д) не имеет определенных занятий.
8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
9. Что Вы можете сказать о здоровье
 Вашего ребенка?
а) ребенок здоров;
б) имеются отклонения в состоянии здоровья;
в) значительные отклонения в состоянии
 здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей. 
Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность выявить искаженные представления последних о личности детей, уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. На основе полученных данных учитель также может сопоставить оценку родителей и мнение ребенка со своими представлениями о нем. В случае несовпадения важно установить его причину (неадекватная самооценка подростка, необъективность или неискренность родителей и др.).
Опрашивать по данной анкете школьников и взрослых можно группой, однако обсуждать результаты надо индивидуально. При анкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на сходные по содержанию вопросы, отражающие различные стороны выбора профессии. Смысл задания заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии.

  •  

Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации

Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).                        
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),       
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить
 этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за
 проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.


Ключ:

"да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма
 их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете
проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Анкета родителям "Характеристика ученика" (профориентация)

Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации

Характеристика ученика 
(составляется родителями)

Фамилия, имя ученика ______________________________________

Домашний адрес ___________________________________________
Домашний телефон_________________________________________
Сведения о семье __________________________________________
_________________________________________________________


Какую жилую площадь занимает Ваша семья (комната, несколько комнат, отдельная квартира)? _______________________________
Сведения об ученике:
Особенности выполнения домашней работы (нужное подчеркнуть или добавить): имеет режим, добросовестен, аккуратен, делает все самостоятельно, прибегает к помощи родителей, товарищей.

 

  • Общителен, отзывчив _____________________________
  • Любимые занятия ________________________________
  • Нелюбимые занятия ______________________________
  • Общее состояние здоровья _________________________

Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?


Окончить 9 классов                  - среднее профтехучилище.
Окончить 9 классов                  - техникум, колледж.
Окончить 9 классов                  - профтехучилище.
Окончить 9 классов                  - работа на предприятии.
Окончить 11 классов                - профтехучилище.
Окончить 11 классов                - техникум.
Окончить 11 классов                - институт.
Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку __________________________________________
Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности (нужное подчеркнуть или добавить)?

  • Творческий характер труда;
  • Возможность дальнейшего профессионального роста;
  • Нужна в Вашем регионе, всегда можно найти работу;
  • Соответствует индивидуальным особенностям ребенка (указать, каким именно) ________________________
  • Традиции семьи;
  • Высокая заработная плата;
  • Относительная легкость труда, короткий рабочий день;
  • Другие причины ________________________________ .

Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать? ______________ 
Если посоветуете поступить учиться в другое учебное заведение, чтобы овладеть другой профессией, то укажите, какой именно _______________________.
Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии? ______________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"Работа с родителями - Анкеты для родителей Автор: Рябова Т.Н.10.11.2012Анкета для родителей "Школа глазами родителей"  Вопросы Да Нет Не совсем 1. ...

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" . 1. Нравится ли вам наша школа? ДаНе совсемНет2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?...

Анкета для родителей "Отношения родителей и детей в семье"

Данную анкету можно провести с родителями....