«Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних»
статья

Захарова Галина Юрьевна

Выступление педагога-психолога МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области Захаровой Г.Ю. на видео конференции 23.10.18 г. Северо-Западного Округа Кировской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psihologa_na_videokonferentsii.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних»

Выступление педагога-психолога МКОУ СОШ

ЗАТО Первомайский Кировской области

Захаровой Г.Ю.

на видео конференции 23.10.18 г.

Выстраивая работу с родительской общественностью, педагогам важно учитывать воспитательные возможности современной семьи, понимать разнородность родительского контингента в материальном, культурном, психолого-педагогическом уровне, знать особенности кризисных состояний семьи на пути разрешения сложившихся проблемных ситуаций. От этих умений зависит эффективность профилактической работы в образовательной организации.

Как и в большинстве школ в качестве мер общей профилактики мы проводим классные собрания, конференции, направленные на  просвещение родителей в вопросах создания необходимых условий для нормального формирования школьников, для удовлетворения значимых для учащихся потребностей, обусловленных спецификой их возраста. Так, например, тема собрания "Первый раз - в первый класс!" актуальна для родителей параллели 1-х классов, родители подростков заинтересованы послушать тему "Особенности подросткового возраста", а семьи учащихся 9-х, 11-х классов благодарно воспринимают информацию о том, как помочь ребёнку в период сдачи выпускных экзаменов.

Для родителей несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта, ежеквартально организуется работа «Родительского всеобуча» с особыми темами, например: «Аутоагрессивное поведение подростков», «Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних», «Подростки и компьютер», «Осторожно: спайс!» - с приглашением представителей всех субъектов профилактики ЗАТО Первомайский.

Мы не ограничиваемся чтением лекций и проведением профилактических бесед. Эффективными формами работы стали родительские собрания с элементами тренинга. Например, «Первые уроки школьной отметки», «Подростковый возраст: понять, простить, принять…». Обучение пап и мам приёмам активного слушания, Я-высказываний и пр., наиболее актуально в начальном звене, т.к. носит именно профилактический характер. В старшем и среднем звене приёмы общения, как правило, отрабатываются на индивидуальных консультациях с целью коррекции детско-родительских отношений.

В школе имеется опыт проведения совместных детско-родительских собраний. Например, удачно прошли мероприятия: «Профильное обучение: ожидание и реальность» в 10-м классе, «Кто отвечает за учёбу?» в 7-ом классе. Наиболее оправдана такая форма работы со старшими подростками и юношами, способными активно вступать в диалог со взрослыми, высказывать свою точку зрения. У родителей появляется возможность услышать позицию детей, о наличии которой они, возможно, даже и не подозревали, что способствует большему осознанию и развитию ответственности всех участников образовательного процесса в решении проблем обучения и воспитания.

Широко используется распространение среди родителей печатной информации психолого-педагогического содержания: памяток, буклетов, информационных листов, некоторые из них можно изучить на сайте школы. Родители с удовольствием используют в домашней беседе с ребёнком примерные вопросы, подсказанные педагогом, что значительно расширяет родительские компетенции. В 8-9-х классах – это «Вопросы для домашней профориентации», в 5-ом классе - «Анкета о домашних работах», в начальной школе - «Наши семейные традиции».

        Одна из современных форм работы  с родителями – приглашение их для участия в видео-конференциях, организованных Институтом Развития Образования, в режиме он-лайн по темам, посвящённым Профориентации старшеклассников, об условиях сдачи ГИА и ЕГЭ, о профилактике употребления психотропных веществ несовершеннолетними.

В начальной школе востребовано просвещение родителей через Интернет. Заинтересованные учителя ведут свои блоги, выкладывают статьи и видео ролики психолого-педагогического содержания, рекомендуют к совместному семейному просмотру фильмы.

Помимо мер общей профилактики, в школе проводятся специальные профилактические мероприятия с семьями несовершеннолетних, имеющих нарушения в развитии. Такие семьи можно разделить на две условные группы.

Родители первой группы постепенно разрешают проблему, ориентируясь на вопросы воспитания, обучения или, возможно, лечения ребёнка. Такие папы и мамы обладают изначально высокой способностью адаптироваться к трудным жизненным ситуациям, преодолевать их. С ними консультационная, просветительская работа наиболее эффективна даже при незначительной поддержке родителей.

Другие семьи из детских проблем, пусть даже незначительных с точки зрения окружающих, создают неразрешимую эмоциональную ситуацию. Их состояние в момент посещения школы приобретает черты психической травмы, которая характеризуется наличием растерянности, страха, чувства вины и несостоятельности, ощущением беспомощности и гнетущего напряжения; нежеланием признавать отклонения в развитии ребёнка, состоянием подавленности и печали. Такие семьи обладают слабыми ресурсами к социальной адаптации. Они требуют длительной системной работы с применением вариативных форм и направлений со стороны специалистов школы и не только.

Педагогам важно помнить, что прежде чем родители будут в состоянии правильно оценить проблемную ситуацию, руководствоваться интересами ребёнка, а не своими личными переживаниями; устанавливать адекватные эмоциональные контакты с педагогами школы и достаточно разумно следовать их советам; папам и мамам нужно время, чтобы справиться с негативными эмоциями, принять наличие трудностей. Чем выше способность семьи к социальной адаптации, тем менее болезненно и намного быстрее проходит этот процесс.

На каждом этапе работы с родителями в нашей школе существует масса разнообразных форм взаимодействия. Так, по согласованию с Администрацией школы родители могут посетить уроки, перемены, классные мероприятия, присутствовать на психологической и логопедической диагностике ребёнка, чтобы воочию увидеть то, что видят педагоги школы и начать задумываться об оказании помощи ребёнку.

Сообщить родителям результаты психолого-педагогической диагностики учащихся класса можно в нестандартной форме. Объявляется день собрания, но мамы и папы приходят не все вместе в класс, а отдельно в специально назначенное время по очереди с интервалом примерно в 10-15 минут, встречаются с классным руководителем и психологом. Эффективность такой работы повышается, так как значительно экономит свободное время родителей, становится привлекательной, актуальной для каждой семьи.

Помимо индивидуальных бесед и консультаций в школе используются  коллегиальные формы работы с родителями: «Совет профилактики школы» и Школьный психолого-педагогический консилиум, на которых мы не стремимся поругать, наказать и т.д., а проводим анализ причин отклонений в развитии несовершеннолетних. Педагоги, имеющие опыт разрешения воспитательных проблем и учебных трудностей, подсказывают родителям методы коррекции семейного воспитания, направляют на консультацию к психологу, логопеду школы или к медицинским специалистам, на консультацию в Центральную ПМПК. Среди рекомендаций могут быть: включение ребёнка в систему дополнительно образования; организация наставнической помощи ребёнку в усвоении программного материала; изучение склонностей, способностей ребёнка; организация совместного семейного досуга, развитие семейных традиций; посещение тренинговых групп по программам, например, «Мы вместе» и «Кукляндия – весёлая страна» для детей начальной школы и их родителей и многие другие.

В случаях с родителями, склонными к конфликтам, мы используем форму домашних письменных рекомендаций по воспитанию, чтобы дома в спокойной обстановке папы и мамы могли продуктивно изучить предложения педагогического коллектива и начать помогать школьнику.

Таким образом, придание работе с родителями живого практического характера, включение активных современных форм взаимодействия школы и семьи с учётом возрастных особенностей детей, повышает уровень психолого-педагогических компетенций семьи, позволяет своевременно оказать помощь несовершеннолетним, а значит, повышает эффективность профилактической работы в целом.