материалы для родителей
консультация

Ирина Васильевна Метлицкая

консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

В окружении звуков

     Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка. Современные проигрыватели, магнитофоны, радио позволяют нам не расставаться с музыкой никогда. Мелодии разных жанров и стилей сопровождают нашу жизнь, превращаясь в постоянного спутника, в компании которого мы взрослеем, мечтаем, влюбляемся, разочаровываемся, меняемся. Каждая новая полоса в нашей жизни имеет свое звучание - у кого-то в юности была эпоха битлов, у кого-то - эра Шопена... У кого-то вся жизнь проходит под знаком русского шансона. От чего зависит выбор? От типа личности? Это не ответ. Ведь тип личности тоже откуда-то берется. Возможно, разгадка в том, какую музыку мы слушали в те времена, когда еще не имели музыкальных пристрастий и даже не умели самостоятельно включать магнитофон. То есть в далеком детстве.

Секреты радости

     Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку. Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

     Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

     Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

     Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество - вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий - неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Хотя, конечно, считать Моцарта только "солнечным композитором" было бы ошибкой - в его творчестве достаточно и подлинно трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его "Маленькая ночная серенада", Турецкий марш, а также арии из опер "Волшебная флейта", "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро".

     Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством - они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать. Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, - а может быть, и не только такую девочку.

     Замечательные мелодии можно найти и у Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную "Шутку" (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3. А еще можно дать малышам послушать увертюры Россини и вальсы Штрауса, сонатины Клементи, пьесы Бетховена, старинные марши.  В принципе, в крупных музыкальных магазинах сегодня можно найти готовые диски с программами, специально составленными для детей - чаще всего это диски под маркой "Моцарт-эффект", составитель Дон Кэмпбелл. Однако родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать: живые (не электронные) инструменты, использованные при записи, красивая мелодия, светлый настрой и реакция самого ребенка.

 

Домашний концерт

     Однако выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.

    Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?

     Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.



Предварительный просмотр:

Колыбельные песни

Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.

Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени…

Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.

Ребенок еще не родился, но уже живет.

Наука доказала что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса

Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку.

Конечно, музыка должна у мамы вызывать положительные эмоции, ведь ее психоэмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной, вызывать состояние "снизошла благодать".

Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки.

Пение будущей мамы способствует улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности.

Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.

Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед.

Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка.

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша.

Отсутствие музыкальных способностей - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях.

Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют.

Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Особенно полезны малышу колыбельные.

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

  • Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
  • Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны
  • Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.

Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

На Востоке, о плохом человеке говорят: "Ему мать не пела колыбельных песен."

Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее...

Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения .Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем.

В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

"Малыш заснул!" - сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы - немного отдохнуть.

Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы "усыпить" свое чадо.

А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя - приглушенное освещение, тихая музыка...

Кроме того, испокон веков существовало универсальное "снотворное" средство для детей и взрослых - это колыбельные песни.

При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность - именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, "чудесно прикасаясь к глубине души" (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту. Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной." Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.

Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню- значит мгновенное включение тех же самых механизмов.

Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Подарите своим близким и любимым колыбельные.



Предварительный просмотр:

Дорогие родители!

 Предлагаем вам познакомиться с методикой раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» (автор — Е. С. Железнова), направленной на развитие абсолютного музыкального слуха и ритма, координацию мелкой моторики, общее физическое развитие и развитие речи, а также на обучение счету и чтению на основе сочетания традиционных и новых методик. Программа прошла экспертизу Федерального экспертного совета, сопровождающие ее фонограммы вошли в перечень награжденных дипломом Госдумы РФ и успешно используются в детских образовательных центра

В основе методики «Музыка с мамой» лежит несколько принципиальных положений:

1.Родительское участие на уроке признается нужным и важным, формы его должны быть творческими и разнообразными.

2.Базисом музыкальной деятельности для малышей является движение.

З.В работе необходимо использовать фонограммы, что дает возможность педагогу непосредственно участвовать в играх и танцах, а родителям — развивать и развлекать малышей не только на занятиях, по и дома.

4.Звуковые материалы и задания для малышей должны быть традиционными. Музыка подбирается классическая, яркая и образная, или современная танцевальная.

5. Допустимо раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и проигрывание самых легких песенок с подпеванием.

На занятиях мы постоянно используем три типа музыкально-ритмических игр. Это игры на шумовых инструментах, пальчиковые игры, а также подражательные, или жестовые, игры.

Такой совместный игровой досуг для ребенка может организовать любая мама или бабушка, не имея специальной методической или музыкальной подготовки. А с группой малышей и родителей вести подобные занятия может педагог или воспитатель без музыкального образования, но при наличии соответствующих материалов.

Для успешного проведения игр-занятий на шумовых инструментах советуем соблюдать следующие правила:

1.Подбирать сказку или рассказ, учитывая их  доступность для ребенка и возможность шумового оформления.

2.Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку на занятии.

З.Во время исполнения использовать жесты и .  мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузы.

4.Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

5.Побуждать детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Для малышей 2—4 лет мы используем сказочки-шумелки. В сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку предоставляется возможность что-либо изобразить шумом.

 Дело это веселое, очень полезное и весьма эмоциональное. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких активизирует слух ребенка. Шумовое оформление сказок требует умения сосредоточить внимание, вслушиваться, быстро реагировать. Предлагаем вашему вниманию сюжет с возможным шумовым оформлением и игрой на простейших инструментах.

Игры на шумовых инструментах

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда-сюда, собирая запас пищи на зиму.

БАРАБАНИМ   ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или пустой коробке).

И вот, наконец с неба стали падать красивые белые снежинки.

ИСПОЛЬЗУЕМ  МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по нескольким бокалам).

 Снежинки покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялам, и вскоре на снегу появились маленькие следы мышиных лапок,

ЗВУЧИТ  ТРЕУГОЛЬНИК (или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко).

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки

(СТУЧИМ ДЕРЕВЯННЫМИ  ЛОЖКАМИ),

Зернышки  (В ХОД ИДЕТ РУБЕЛЬ (или расческа)).

 Устраивали себе из соломы теплые гнездышки.

 ШУРШИМ БУМАГОЙ.

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (или дощечку).

 А тем временем на землю каждый день падал снег.

 ИСПОЛЬЗУЕМ МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по бокалам).

 Шумел ветер. ДУДИМ В БУТЫЛКУ.

И над мышиными норками намело большой-пребольшой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.

ЗВУЧИТ КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке).

Пальчиковые игры

Такие игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и одновременно развивать речь и мелкую моторист детей, внимание и способность сосредоточиться. Проводя развивающие занятия с малышами, мы обнаружили, что веселых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаем пальчиковые игры, которые мы придумали для своих маленьких учеников. Надеемся, что они пригодятся родителям и другим педагогам.

ЧЕРВЯЧКИ

1. Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

2. Вдруг ворона подбегает,

 «Шагаем» по столу указательными  и средними пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

3.Головой она кивает, 

Складываем пальцы щепоткой, покачиваем кистью вверх-вниз

4. Каркает: "Вот и обед!» 

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные поднимаем вверх

5. Глядь,

 Разводим руками

6. а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди

пять утят

 Одна из рук — «мама-утка», стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от мамы-утки и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

1. Пять утят плывут вперед,

 Волнообразные движения пальцами

2. На берегу, их мама ждет

 «Киваем» кистью другой руки

3.Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад

Загибаем большой палец, остальные пальцы движутся по направлению к маме-утке

4.Четверо утят плывут...

Волнообразные движения (большой палец загнут)

5.Трое утят плывут…

Волнообразные движения (загнуты большой и указательный пальцы)

6. Двое утят плывут...:

Волнообразные движения (загнуты большой, указательный и средний пальцы)

7.Один утенок к маме плывет

Движения мизинцем

8.На берегу, его мама ждет.

«Киваем» кистью другой руки

9.И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад

Все пальцы замерли около локтя другой руки

Жестовые, или подражательные игры

Такие игры особенно привлекательны для детей от 2—3 лет. Они способствуют общему развитию, активизации слуховой, зрительной и речевой памяти, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)

Дети хлопают ладошками по всему телу (пятна).

Припев: На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках

Показывают пальчиками соответствующие части тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

Щиплют себя («собирают складки»)

Припев:

См. выше

А у зебры есть полоски, есть полосочки  везде. (2 раза)

Проводят пальцами или ребром ладони по телу («полоски»)

Припев:

См. выше

Получить более подробную информацию о методических материалах «Музыка с мамой», а также заказать аудиопособия для занятий с детьми в семье или группе вы можете у музыкального руководителя или на сайте www.m-w-m. ru

Екатерина ЖЕЛЕЗНОВА, педагог - музыкант

Сергей ЖЕЛЕЗНОВ, г . Москва



Предварительный просмотр:

Веселый День рождения


 
Как отпраздновать малышовый "юбилей", чтобы он понравился прежде всего имениннику и его маленьким гостям? Определимся, что нужно для того, чтобы праздник удался? Хорошее настроение малыша и его близких, сценарий, праздничный пирог и, конечно, гости. 

Начнем с гостей. Если вы хотите устроить именно детский праздник, то гостей      вам придется собирать дважды. В первый день малыша придут поздравить   любимые бабуля с дедулей, крестные и другие, близкие ему и вам люди, а во второй соберите только друзей ребенка. Это хлопотно и непросто для мамы, но результат того стоит. Станьте на один день доброй феей для своего малыша, подарите ему волшебный праздник с захватывающими приключениями и таинственными превращениями, и он обязательно запомнит его надолго.

                                                Важные мелочи

Сколько детей пригласить? Существует формула: гостей должно быть столько, сколько лет ребенку плюс один. Конечно, эта цифра очень приблизительна, но вполне разумна и ее стоит придерживаться. Приглашать в гости лучше хорошо знакомых между собой детей. Идеально подходят друзья по песочнице или малыши из детсадовской группы. Лучшее время начала праздника - после дневного сна, часов в 16-17. Оптимальная продолжительность - 2-4 часа в зависимости от возраста гостей.

      Заранее подумайте о сценарии. Это гарантия того, что ваш праздник пройдет на ура. Можно превратить день рождения в поиск пиратских сокровищ или кинофестиваль, показ мод или сказочный карнавал. Можно устроит свою "Фабрику звезд" или "Последнего героя", поиграть в "Поле чудес" или "Угадай мелодию".
     
Если ребенку очень нравится какая-то книга, то можно написать сценарий на ее основе. Оформите соответственно квартиру, предложите малышам перевоплотиться в сказочных персонажей и вперед, на поиски Изумрудного города или Затерянного мира!
      Конечно, вам не обойтись без праздничного угощения. Только не тратьте время на приготовление сложных салатов и горячих блюд - детям это абсолютно не нужно. Самое главное - праздничный торт! И важен здесь даже не сам торт, а процесс задувания свечей, который можно производить многократно по просьбе именинника. Лучший вариант - бисквит с творожным кремом и прослойкой из бананов или яблочный пирог. Следует помнить, что некоторые малыши могут страдать аллергией. Поэтому все ненадежные, с точки зрения аллергенов, продукты лучше не использовать. Учитывайте это и при выборе фруктов. Самыми нейтральными считаются яблоки и бананы. Удобнее будет их нарезать (яблоки - дольками, бананы - кусочками, вместе с кожурой). Для малышей можно этим и ограничиться. А деткам постарше предложите пиццу, маленькие бутерброды-канапе, пару несложных овощных или фруктовых салатов. Каждому блюду придумайте забавное название и, если получится, соответственно украсьте. Например, "Любимые бутерброды Винни-Пуха" или "Салат из марсианской капусты". Хорошо, если названия будут вписываться в ваш сценарий. Не забудьте про напитки. Подойдут соки (лучше яблочный и ананасовый), компоты, фруктовые и молочные коктейли.

   
День рождения - прекрасный повод поговорить о хороших манерах, ведь основы поведения взрослого человека закладываются в раннем детстве. Расскажите малышу, как сервируют стол, встречают и провожают гостей, научите его правильно принимать подарки. Ведь многие из нас даже не знают, что, получив подарок, нужно его немедленно развернуть и посмотреть, чтобы продемонстрировать гостю свое уважение и заинтересованность. Непосредственные малыши обычно так и поступают. И они совершенно правы. И о другом моменте обязательно поговорите с ребенком. Допустим, кто-то из ребят подарил имениннику книжку или игру, которые у малыша уже есть. Объясните крохе, что гостю не нужно об этом сообщать, чтобы не смутить его.
                                         
Самый первый праздник

     Конечно, праздник для годовасика будет чисто символическим, но это не значит, что от него нужно отказаться. Организуйте все так, чтобы малыш не устал и не выбился из обычного режима. Пусть поздравить его придут самые близкие люди и один-два таких же карапуза с мамами. Комната, украшенная воздушными шарами, мыльные пузыри, веселая музыка, игра в прятки и бег наперегонки наверняка понравятся маленькому имениннику. А взрослые гости обязательно оценят сделанную мамой газету, в которой будет рассказываться о таком замечательном периоде в жизни крохи, как первый год его жизни. Вариантов ее оформления множество. Это может быть паровозик, вагончики которого - какие-то важные достижения малыша: вот фотография первой улыбки, вот мы впервые попробовали яблоко и скривились, а здесь запечатлен первый шаг... Или календарь, где двенадцать оторванных листков символизируют месяцы, и на каждом - соответствующая фотография (аналогично - солнышко с двенадцатью лучиками). И, конечно, не обойтись без праздничного торта со свечей. Сейчас в продаже появились специальные детские свечки с цифрами, но можно использовать и более простой, но не менее эффектный вариант. Установите на торт обычную свечу, длинную и витую. Пусть она всего одна, но такая же большая, как и тот человечек, которому сегодня исполнился целый год...

                                    Двухлетние именинники

    В отличие от годовалого малыша, двух-трехлетние детки уже могут играть в простые игры с определенными правилами, выполнять несложные задания, радоваться призам и вообще веселиться, как говорится, по полной программе. Так что праздник для них будет достаточно осознанным. Следует лишь помнить, что малыши в этом возрасте конфликтны, упрямы, склонны отнимать друг у друга игрушки. Но они вполне могут некоторое время играть совместно, если их правильно организовать.

Итак, приглашаем 3-4 друзей по песочнице с мамами и ограничиваем время веселья тремя часами. В этом возрасте особенно важно, чтобы детишки друг друга хорошо знали, иначе они будут стесняться. И конечно, к такому важному событию, как День рождения, следует подготовиться заранее. Расскажите малышу о предстоящем празднике, о том, что к нему придут в гости его друзья и принесут подарки. Мама может сделать приглашения на самодельных открытках, а малыш наклеит на них вырезанные мамочкой фигурки из цветной бумаги. Еще можно вырезать из бумаги белые и цветные флажки. На цветных именинник сделает аппликацию, а белые разрисует красками или фломастерами. Теперь нанижем флажки на нитку, и у нас получится отличная гирлянда для украшения комнаты. Ребенку будет приятно удивить всех своей работой, да и польза от таких занятий огромная. Обязательно купите или сделайте сами праздничные колпачки для именинника и его гостей. Крохи в них выглядят очень забавными, но можно нарядить и мам. И, конечно, много-много воздушных шаров! Пусть малыш поучаствует в приготовлении угощения. Он может, например, помыть фрукты или помочь вам сыпать муку в тесто для пирога. Кстати, об угощении. Ограничьтесь минимумом: торт, фрукты, немного печенья и конфет. Ничего другого развеселившиеся шалуны все равно не будут есть.

 Пусть ваш праздник начнется уже с утра. Когда ребенок еще будет спать, посадите вокруг кровати его любимых игрушечных зверей и кукол и привяжите к руке каждого по воздушному шарику. Как же загорятся радостью глазенки малыша, когда, проснувшись, он увидит, что даже игрушки пришли его поздравить. Потом вы можете вручить свои подарки или отправиться с именинником на поиски спрятанных в разных уголках квартиры сокровищ.

     Когда соберутся гости, дайте им немного самостоятельно порезвиться и освоиться, а только потом начинайте реализовывать свой сценарий. Для праздничного мероприятия лучше всего подойдет кукольный спектакль. Это должна быть простая сказка, хорошо знакомая малышам, например, "Теремок" или "Колобок". Сделайте ширму из стульев, накрытых одеялом. Заранее нарисуйте простенькие декорации или просто задрапируйте "сцену" куском цветной ткани. Кукол пошейте специально или используйте подходящие игрушки. Можно купить книжку-игрушку со сказкой из серии "Умная бумага" и к имеющимся там картонным персонажам приклеить соломинки для коктейлей. Вот вам и куклы. Возьмите себе в помощники папу, который будет играть роль ведущего. Пусть именинник и его гости рассаживаются прямо на полу. Во время спектакля старайтесь вовлечь малышей в диалог ("Ой, кто же это бежит к нам?", "Как зайка постучался в теремок?"). Аплодисменты благодарной публики вам гарантированы...

      А не пора ли нам подкрепиться? Если да, то становимся в хоровод, танцуем "Каравай" для виновника торжества (если есть желание, то и для каждого малыша) и отправляемся задувать свечи и пить сок за здоровье именинника. А теперь можно и поиграть. Устройте для малышни полосу препятствий, сообщив, что вы отправляетесь за сокровищами. А помогут в этом картинки-подсказки, которые нужно найти. На первой картинке - ворота. И малыши друг за дружкой лезут в длинный, сшитый из старых простыней "тоннель", в котором их ждет очередная подсказка. Кто быстрей отыщет ее и скажет, что там нарисовано? На картинке, найденной в тоннеле, - море. Отправляемся в плавание по морю воздушных шаров и там находим следующую подсказку. И вот уже по очереди взбираемся на гору, оборудованную на шведской стенке или стремянке. А там каждого уже ждет сюрприз - маленькая игрушка, завернутая во много слоев оберточной бумаги. Ну-ка, кто быстрее развернет? Только подарки желательно сделать одинаковые, иначе поиски сокровищ могут закончиться ссорой и обидами...

    Искать подарки можно и иначе. Подготовьте много цветочков из цветной бумаги и разложите их на полу. Только на одном написано (или нарисовано), где спрятан клад. Ну-ка, зайки, прыгайте по лужайке, собирайте цветочки! Кто нашел подсказку, тот забирает подарки и раздает всем детям ("Ты же не жадный, ты поделишься со всеми!"). А потом посчитаем, у кого больше цветочков.                

    Маленькие листки бумаги с изображением подарков можно свернуть трубочкой и положить внутрь воздушных шариков и затем надуть их. Каждый малыш берет свой шарик и пытается сделать так, чтобы он лопнул (наступает ножкой, садится сверху и т.д.). Затем называем то, что изображено на картинке и получаем приз (машинка, мячик, куколка и т.д.). Ну и, конечно, танцы под детские песенки или "живую" музыку, если кто-нибудь в вашей семье играет на музыкальных инструментах.

                   Мы уже большие

    Чем старше становится ребенок, тем проще придумать развлечения для него и его гостей, поэтому праздник совсем взрослых пяти-шестилетних карапузов может проходить уже по довольно сложному сценарию и включать в себя множество интересных игр. А так как детишки уже достаточно самостоятельны, их вполне можно пригласить без родителей. Мама приводит малыша, оставляет и возвращается за ним в оговоренное время.

     В этом возрасте, как, впрочем, и в любом другом, малыши обожают разные призы и сюрпризы. Поэтому начать праздник можно с поиска подарков по всей квартире. Для этого вырежьте из цветной бумаги несколько десятков одинаковых фигурок (это могут быть листья, снежинки или грибки), на нескольких напишите слово "приз" и расклейте в самых неожиданных местах. Ищут все, а самые везучие непременно получают законные призы.

    Очень интересно провести конкурс рисунков, сделанных именинником и его гостями. Заранее соберите по одному-два рисунка от каждого приглашенного ребенка. Рамочки можно сделать из обычных конфетных коробок, отрезав от них неширокие полоски и наклеив по краям рисунка. Теперь превратите одну из стен в художественную галерею и, когда соберутся гости, проведите конкурс с обязательным награждением всех участников. В качестве призов вручите юным художникам альбомы, кисточки, карандаши.

    Если размеры квартиры позволяют (или вы отмечаете праздник на свежем воздухе), устройте командные соревнования и эстафеты. Например, поиграйте в "Черепаху" (побеждает тот, кто дойдет до финиша последним). Или в "Болото" (у каждого игрока в руках по два листочка-"кочки" и передвигаться можно, только становясь на них). Предложите каждой команде нарисовать совместный рисунок, например, девочку. Прикрепите два листа бумаги к стене и командуйте старт. Один малыш нарисует голову, другой туловище и т.д. Побеждает команда, быстрее закончившая рисунок или та, у которой изображение получилось лучше.

    Все малыши любят играть в фанты. Поиграйте и вы, немного модифицировав игру. Заготовьте заранее ромашку из цветной бумаги с числом лепестков, равным количеству игроков. На каждом лепестке - смешное задание. Например, спеть "Пусть бегут неуклюже..." как поросята или утята, придумать танец маленьких слонят или телят, станцевать с веником или шваброй.


   Еще можно определять предметы на ощупь, засовывая руку в мешочек или попытаться по вкусу отгадать кусочки фруктов и овощей. Можно дуть на комочек ваты, стремясь как можно дольше продержать его в воздухе. Можно отгадывать веселые загадки, добавлять последнее слово в стихотворении, вспоминать песни на заданную тему, петь под караоке, танцевать... А в самом конце праздника внесите в комнату большую коробку с прорезанными отверстиями и торчащими из них ленточками. Каждый тянет за свою - и вытаскивает подарок!

     Прекрасно, если в организации Дня рождения вам помогут близкие: папа покажет фокусы, дедушка перевоплотится в Карлсона, старший ребенок побудет ди-джеем и будет отвечать за музыкальное сопровождение. Тогда у вас действительно получится настоящий праздник. И счастьем будут светиться глаза ребятишек, уносящих с собой подарки, воздушные шары и хорошее настроение. Не бойтесь экспериментировать, фантазировать, и наградой вам будет счастливая улыбка вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...