Взаимодействие организаций дополнительного образования и родителей
статья

Марковская Екатерина Антоновна

 

Небольшая статья о взаимодействии организаций дополнительного образования. Теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие организаций дополнительного образования и родителей

Термин «организация» используется в различных значениях и науках.

С точки зрения менеджмента организация определяется как составляющая процесса управления, смысл которой – координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного функционирования ее частей [31]. В первом значении, которое дает социологический словарь, организация обозначает «внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или части системы в соответствии со структурой целого». Во втором значении – это совокупность действий или процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение чего-либо в систему [43, c.312-313].

С юридической точки зрения, организация – это объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права [5].

Понятие «организация» с позиции экономики И.В. Грошев трактует как социально-экономическую систему, созданную для достижения коммерческих или некоммерческих целей [17]. Согласно Толковому словарю Дмитриева, организация — это общественное объединение людей или государств со своей внутренней структурой, правилами жизни и деятельности, иногда регламентируемых уставом [47].

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов понимают под «организацией» деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели [33].

Организация также определяется как совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения обязанностей, разделения труда и иерархической структуры; общественное объединение; государственное учреждение [6]. Деятельность организации заключается в производстве ценности (материальной, интеллектуальной, эмоциональной), которая предназначена для представителей общества[36].

В нашем исследовании под термином «организация» мы понимаем  государственное учреждение – организацию дополнительного образования.

Согласно пункту 3 статьи №23 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2) [49]. А.Я. Журкина рассматривает дополнительное образование как образовательное пространство, реализуемое в свободное время школьника, которое обретает все большую динамику, культурно-творческую емкость и адресный характер [19].

Организации дополнительного образования руководствуются целями дополнительного образования детей, а значит такими целями как:

  • формирование и развитие творческих способностей детей;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • укрепление здоровья и организацию их свободного времени;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Достижение этих целей будет более эффективным при поддержке семьи. Семья – это одна из основополагающих частей жизни каждого члена общества. Семья оказывает огромное влияние на формирование личности человека, в ней происходит его первичная социализация. А.Г. Харчев дает определение семьи как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [50].

Ряд ученых-педагогов рассматривали семью с позиции воспитательного потенциала. Известный педагог Петр Францевич Лесгафт считал, что семья – наиболее благоприятная естественная среда, в которой осуществляется первоначальное воспитание ребенка [26]. Не менее известный Иоганн Генрих Песталоцци рассматривал семью как подлинный орган воспитания, говоря, что «семья учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» [12, с. 167].

О.В. Заславская, О.Е. Сальникова и О.Ю. Кожурова называют семью – инвариантной составляющей процесса воспитания [21].  А.И. Антонов и В.М. Медведков делают вывод, что семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1].

Роль, которую приобретают взрослые члены семьи с планированием и появлением у них ребенка, это роль родителей. Согласно словарю С.И. Ожегова родители – это отец и мать по отношению к своим детям[32]. Психологи определяют родительство как социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. [37]

С позиции юриспруденции родители являются законными представителями ребёнка. Согласно Закону родители – это участники образовательных отношений. Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения) и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование [49]. Образовательные отношения являются устойчивыми, массовидными и значимыми в современном гражданском обществе [45].

При обучении детей в ОДО выстраиваются образовательные отношения между обучающимися, педагогами и, конечно, их родителями. Взаимодействие между этими субъектами очень важно для  совершенствования содержания и условий воспитания детей. Согласно Стратегии воспитания до 2025 г. признаётся определяющей роль семьи и соблюдение прав родителей при кооперации и сотрудничестве субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных организаций, т.д.).

Взаимодействие организации дополнительного образования с семьей рассматривается исследователями в основном с педагогической точки зрения, с позиции сотрудничества родителей и учреждения для воспитания ребенка и развития его личности. Ведь в организациях дополнительного образования создаются условия для максимальной социальной адаптации. О.В. Заславская, О.Е. Сальникова и О.Ю. Кожурова типом взаимодействия между семьей и образовательной организацией называют социальное партнерство, где важна взаимообусловленность субъектов [21]. Авторы позиционируют социальное партнерство как этап согласования воспитательных позиций и нахождения компромиссов семьи и организации перед выходом в режим сотрудничества.

Важность социально-педагогической направленности во взаимодействии образовательных учреждений дополнительного образования в работе с семьей нашли отражение в трудах В.Г Бочаровой., Ю.В. Васильковой, О.С Газмана., Загвязинского В.И, Мудрика А.В., Мустаевой Ф.А., Князевой Н.И., Фархшатовой И.А. и др.

В педагогических исследованиях С. Г. Вершловского, Н.В. Гребенникова, Л.И. Маленковой., Н.Е. Щурковой определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей, что относится также и к организациям дополнительного образования:

• условия создания единого воспитательного поля и единой социальной среды;

• назначение и цели педагогического сотрудничества;

• формы и методы информационного педагогического просвещения родителей;

• формы приобщения родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей и родителей;

• пути педагогического корректирования семейного воспитания.

Согласно Ю.А. Ларченко сущность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей заключается в обеспечении субъектного сорганизованного единства мотивов, целей, ценностей в образовании, позволяющего выстраивать индивидуальную траекторию гармоничного развития ребенка (субъекты образовательного процесса – педагоги и родители, в центре отношений которых находится личность ребенка) [25].

В научном труде Т.К. Говорушиной, раскрывающем особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования и родителей, акцентируется внимание к организации взаимодействия с родителями на основе совместной деятельности, демократических взаимоотношений, согласованности ценностных ориентаций в воспитании ребенка, а также профессиональной подготовки педагога к работе с семьей [14].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями

Методическая разработка на тему:«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».Цель: Помочь педагогам ...

«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:- получить дополнительную информацию об ...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями, посредством современных технологий в ДОУ»»

     Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родитель смогут определить единство...

Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...