«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
проект

Мустафина Айзиля Илгизаровна

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:

- получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка и его интересах;

- помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной всесторонне развитой личности. Педагоги очень часто испытывают трудности различного характера недостаточности:

- навыков полноценного общения с родителями;

- коммуникативной компетенции;

-профессионального опыта (недостаточный стаж работы). В преодолении этих трудностей, повышению эффективности взаимодействии педагога с родителями ученика, играет большую роль методическая служба УДО.              

Одна из проблем в деятельности  ПДО это- снижение посещаемости обучающихся к концу учебного года. Решением этой проблемной ситуации является повышение заинтересованности родителей к образовательной программе объединения по интересам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр детского творчества

Сабинского муниципального района РТ»

Тема: «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

                                                                           Авторы проекта:

                                                                      Валеева Раиля Дамировна

Мустафина Айзиля Илгизаровна

                     

Богатые Сабы

2016 год

Актуальность

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:

- получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка и его интересах;

- помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной всесторонне развитой личности. Педагоги очень часто испытывают трудности различного характера недостаточности:

- навыков полноценного общения с родителями;

- коммуникативной компетенции;

-профессионального опыта (недостаточный стаж работы). В преодолении этих трудностей, повышению эффективности взаимодействии педагога с родителями ученика, играет большую роль методическая служба УДО.              

Одна из проблем в деятельности  ПДО это- снижение посещаемости обучающихся к концу учебного года. Решением этой проблемной ситуации является повышение заинтересованности родителей к образовательной программе объединения по интересам.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.

Задачи:

  • Диагностика ситуации и определение методов;
  • обучение педагогов дополнительного образования традиционным и  современным формам взаимодействия с родителями;
  •  разработка методических рекомендаций для педагогов: «Методическое сопровождение организации помощи родителя для активного их участия в процессе дополнительного образования»;
  •  организация мониторинга навыков взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями.

Срок реализации проекта

  - Данный проект рекомендован для реализации в течение одного учебного года в любом объединении по интересам.

  - В проекте принимают участие: педагоги дополнительного образования, обучающиеся  в возрасте 10-15 лет и их родители.

План реализации проекта

План реализации проекта проводится в соответствии с планом работы педагога дополнительного образования в течение всего учебного года.  В ходе реализации проекта методистами регулярно оказывается методическая помощь и занятия по поиску и внедрению эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями в разных направлениях работы.

                                 

                                       План деятельности по проекту

Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

  1. Диагностика ситуации и определение методов

Анкетирование педагогов                              Методист                 сентябрь

2.Обучение педагогов дополнительного образования традиционным и  современным формам взаимодействия с родителями

2.1.

Родительское собрание «Знакомство с объединением по интересам».

ПДО

сентябрь

2.2.

Создание сайта или группы объединения в социальных сетях

Методист

август

  1. Разработка методических рекомендации для педагогов: «Методическое сопровождение родителей для активного участия в процессе дополнительного образования»

3.1.

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

методист

в течение учебного года

3.2.

Определение источников

методист

август

3.3.

Работа с источниками

методист, ПДО

сентябрь

  1. Организация мониторинга навыков взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями

4.1.

Открытый семинар- практикум по теме: «Как взаимодействовать с родителями?» Методы и формы взаимодействия.

методист, ПДО

ноябрь

4.2.

Подготовка и проведение мастер-класса для педагогов на тему: «Эффективные формы взаимодействия с родителями»

методист, ПДО

декабрь

4.3.

Мониторинг для педагогов после обучения

методист

май

4.4.

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо», «Мама-главное слово», «Папа все может» и др.

методист, ПДО

в любой месяц на усмотрение педагога

4.5.

Активизация участия родителей в организации каникулярного времени (осенние, зимние, весенние, летние каникулы)

методист, ПДО

октябрь, январь, март, июнь- август

4.6.

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год». Поощрение лучших и активных родителей.

методист, ПДО

апрель или май

4.7.

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

методист, ПДО

май

4.8.

Организация полезного времяпровождения родителей в период ожидания ими ребёнка с занятий.

ПДО, педагог-организатор

по расписанию занятий

                                         

Бюджет проекта

Мероприятия

Предполагаемые затраты

Источник финансирования

Сумма

1

Анкетирование педагогов

Бумага- 1 уп *250руб

Распечатка анкет 15л*5руб

Ручки 15шт*5 руб

400 руб

Покупка принтера 5000 руб

Заправка катриджей -350 руб

5350 руб

2

Родительское собрание «Знакомство с объединением по интересам».

-

-

-

3

Создание сайта или группы объединения в социальных сетях

-

-

-

4

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

-

-

-

5

Определение источников

-

-

-

6

Работа с источниками

-

-

-

7

Открытый просмотр семинара- практикума по теме: «Как взаимодействовать с родителями?» Методы и формы взаимодействия.

Распечатка докладов. 2 доклада по 5 страниц.1лист-2 руб

Блокноты 15 шт-70 руб

Ручки 15шт*5 руб

1155 руб

8

Подготовка и проведение семинара (мастер-класса) для педагогов на тему: «Эффективные формы взаимодействия с родителями»

Доска магнитная 1шт*500 руб

Магниты 15шт- 150 руб

650 руб

9

Мониторинг для педагогов после обучения

15шт по 3 листа*2

   90 руб

10

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо»,

«Моя 7Я» и др.

11

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год». Поощрение лучших и активных родителей.

Дипломы 15 шт*30 руб

450 руб

12

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Распечатка анкет

15 шт*2 руб

30 руб.

Общая сумма

  61984,82 руб

Источники финансирования: внебюджетные средства, привлечение частных инвесторов, спонсировании и благотворительные средства,  грантовые проекты.

Возможные риски

 

риск

преодоление

Отсутствие интереса к образовательной программе

Анкетирования, раздача брошюр (памяток, образовательных программ)

ссылка на занятость и участие в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации

установление связи и сотрудничество с классными руководителями обучающихся. Проведение совместных мероприятий, праздников, экскурсий и др.

                                 Показатели эффективности проекта

Показатель

единица

Значение

2016

2017

1

Подготовка и проведение мастер-класса,  брейн-ринга, круглого стола, онлайн-тестирование, «Дополнительное образование – взгляд родителей»

Мероприятие

-

1

2

Анкетирование. Удовлетворенность родителей образовательными услугами объединения по интересам

анкета

0

1

3

Результативность совместного участия родителей и обучающиеся в праздниках, в творческих конкурсах, соревнованиях, слетах и др. разных уровней

количество

по плану УДО

по плану УДО

4

Охват родителей

количество

0

1

Ожидаемый результат

Деятельность педагогов дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, изучить и развить интересы.

 Роль методиста совместно с педагогами психологами помочь педагогам:

- выявление причин и поиска оптимальных путей взаимодействия ПДО с родителями

- в понимании индивидуальных особенностей детей и развитии их способностей;

 -приобретение навыков взаимодействия с родителями в соответствии с возрастными особенностями их детей.

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов;  

-повышение результативности  совместной деятельности через проведение мониторинга.

Совместная деятельность и взаимодействие поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. В работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитание, которое позволит воспитать гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

Вывод: используемые педагогом формы работы с родителями (семьей) обучающихся будут способствовать:

- повышению среди родительской общественности значимости и роли дополнительного образования в системе  общего образования :

-создание условий для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;

- активизации просветительской работы с родителями  по семейному воспитанию;

- расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка;

- удовлетворению   запроса  родителей в образовательных услугах;

- планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.

Цель и задачи проектной работы: «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями» вполне могут быть достигнуты в указанные сроки и внесены в досрочную программу деятельности ПДО.

Литература

1. Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист «Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей». МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

2.Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

3.Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.112–119.  

4.Каухова, А. Г. Содержание, формы и методы работы с родителями / А. Г. Каухова, Г. С. Мальморкина // Классный руководитель. – 2000. - № 5. – С.111-114.    

5. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 годы

6. Тавстуха О.Г., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.

                                                                                                        Приложение №1

Методические рекомендации

  1. Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:
    1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Познакомьте родителей с программой курса «Семьеведение», используемой в вашей работе.
3. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
4. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
5. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
9. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Приложение №2

Методика изучения удовлетворенности родителей работой учреждении дополнительного образования

Цель исследования – изучение мнения родителей, работой учреждения дополнительного образования.

Задачи исследования:

- Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий.

- Определить, насколько удовлетворены родители обучающихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

- Выявить эмоциональное отношение родителей, обучающихся к учреждению дополнительного образования детей.

Исследование проводится на родительском собрании родительской конференции. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей и взаимодействия педагогов, и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению деятельности УДО.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

  1. Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий УДО? (нужно подчеркнуть)

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в данном учреждений?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в УДО? (напишите своё мнение)

__________________________________________________________________

5. Ваши предложения по организации совместных с родителями воспитательных и праздничных мероприятий в УДО.

__________________________________________________________________

Приложение № 3

Анкета для родителей

Цель- установление взаимодействия ПДО с родителями

  1. Часто ли должны проводиться родительские собрания? (да, нет, не могу ответить )
  2. Все ли родительские собрания вы посещаете? (да, нет, не всегда)
  3. Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания? (да, нет, не могу ответить)
  4. Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях? (напишите)

Примечания: нужно подчеркнуть

Приложение № 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с проведёнными ниже вопросами и ответьте на них как считаете нужным. Вариант ответа обведите кружком. Анонимность ответов полностью гарантируется.

1.        Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с учреждением дополнительного образования «____________»?

     - конечно, да (с педагогом дополнительного образования, администрацией, психологом);

    -   скорее да, чем нет;

    -   скорее нет, чем да;

    -    нет, не вижу в этом необходимости.

2.        Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными:

      -  родительское собрание;

      -  открытые занятия;

       - беседы с родителями;

       - совместные дела детского и родительского коллективов;

       - педагогические конференции, круглые столы;

       - другое (напишите свой вариант) _________________________________

   Какие формы взаимодействия Вы хотели ввести в практику    нашего объединения? ________________________________________________________

3.        Как Вы считаете, что можно было бы организовать интересного для Ваших детей? ___________________________________________________

4.        Что Вам было бы интересно делать совместно с детьми в условиях нашего объединения? ________________________________________

5.        В каких соревнованиях, конкурсах, спектаклях, праздниках Ваша семья приняла бы участие? ___________________________________________

6.        Чем Вы реально можете помочь педагогу Вашего объединения или в целом? ________________

7.        Встречаете ли Вы трудности в воспитании детей? Какие? ____________

8.        Готовы ли Вы к совместной работе с педагогами или конкретно с педагогом Вашего объединения, для преодоления этих трудностей? ___________________________________________

9.  Оцените работу объединения, которое посещает ваш ребенок по следующей шкале:

1)    Удовлетворен полностью

2)    Удовлетворен частично

3)    Затрудняюсь ответить

4)    Не удовлетворен частично

5)    Не удовлетворен полностью

Приложение № 5

(социологическое исследование)

Изучение удовлетворённости родителей работой объединения по интересам

(проводится в конце 1 полугодия учебного года)

Цель- изучения мнения родителей об эффективности работы объединения по интересам.

  1. Что вы знаете о дополнительном образовании?
  2. Удовлетворены ли вы работой объединения по интересам (кружка, секции и др.) (да, нет, сомневаюсь ответить)
  3. Что бы вы хотели внести в работу объединения?
  4. Доволен ли ваш ребёнок занятиями? (да, нет, сомневаюсь ответить)

Приложение №6

Анкета для ПДО по организации взаимодействия с родителями.

  1. Какие цели Вы ставите перед собой по организации работы с родителями?

_______________________________________________________________

  1. В какой форме методической работы по данному направлению Вы нуждаетесь?

_______________________________________________________________

  1. Каким образом Вы самостоятельно изучаете (планируете построить) взаимодействие с родителями?
  1. Слушаю информационно-аналитические программы, новости по ТВ, интернет
  2. Читаю научно-педагогические популярные издания
  3. Посещаю семинары, родительские собрания, родительские конференции
  4. Другими способами (напишите, пожалуйста) _______________________________________________________
  1. Оказывает ли Вам помощь в процессе работы методист УДО?
  1. Да
  2. Оказывает по личной просьбе
  3. Затрудняюсь ответить, пока не обращался/не обращалась
  1. Опишите вкратце какая помощь оказали____________________________
  2. Знакомы ли с нормативно-правовыми документами направленными на семейное воспитание активизации родителей в учебно-воспитательном процессе УДО?
  1. Да
  2. нет
  1. В какой профессиональной информации по данному направлению Вы испытываете наибольшую потребность?
  1.  Нормативно-правовая база деятельности УДО
  2. Основы психологии  работе с детьми, включая семейное воспитание
  3. Педагогические основы деятельности специалиста УДО
  4. Другая информация (напишите)_______________________________
  1. Нуждаетесь ли Вы в учебно-методическом материале по данному направлению (программы, учебные пособия, методические пособия, практические пособия, практические материалы (сценарии, игры, тесты и др.) (перечислите)_________________________________________________
  2. В чем, на Ваш  взгляд, чаще всего состоит причина отсутствия «обратной связи» с родителями ______________________________________________
  3. Есть ли среди родителей обучающихся лидеры, активисты организаторы, готовые помощь в повышении эффективности взаимодействия с родителями:
  1. Да
  2. Нет
  3. Не готова ответить

И в заключении сообщите, пожалуйста сведения о себе:

1.педагогический стаж:                                      2.квалификационная  категория:

01.0-5 лет                                   01. высшая

02. 6-15 лет                                 02. первая

03. 16-25 лет                                                        03. Соответствует должности

04. более 25 лет                           04. Нет

3.образование

01.высшее

02. средне-специальное

03.среднее общее

04. два и более высших

        Дата заполнения анкеты: «__»_________20___г.

Большое спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями, посредством современных технологий в ДОУ»»

     Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родитель смогут определить единство...

Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями учащихся как мотивационный ресурс образовательной деятельности

В детской школе искусств участие родителей в жизни обучающихся сейчас является как никогда актуальным. Актуальность обусловлена разнообразием творческих направлений, где может проявить себя ребе...