Родительское собрание для дошкольников с ТНР
план-конспект

Чагина Мария Николаевна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_dlya_onr.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Родительского собрания

 в группе для детей

 с Тяжелым Недоразвитием Речи.

Тема: «Организация коррекционно-образовательной работы

в логопедической группе для детей с ОНР.

Роль семьи в преодолении нарушений речи ребенка».

Время проведения: I период обучения, третья неделя сентября.

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Чагина Мария Николаевна.

Москва. 2018

Цель:

Познакомить родителей группы со спецификой и особенностью коррекционной работы с детьми имеющими диагноз Общее Недоразвитие Речи.

Задачи:

1.Познакомить родителей воспитанников логопедической группы с понятием – Логопедия.

2.Познакомить с речевым диагнозом - Общее Недоразвитие Речи, уровнями речевого развития при ОНР.

3.Дать представления о направлениях  коррекционной работы с детьми имеющими ОНР.

4. Ознакомить родителей с особенностью выполнения заданий логопеда в домашних условиях.

5.Выяснить с помощью анкетирования родителей группы, как в дальнейшем строить работу с семьей, по вопросам преодоления речевых дефектов у детей.

Материалы и оборудование.

Стулья по количеству собравшихся родителей.

Мольберт  с подборкой книг для коррекционной работы в домашних условиях с  детьми  имеющими нарушения речи.

Место проведения: Помещение логопедической группы №12.

План проведения:

1.Что такое «логопедия».

2. Общее Недоразвитие Речи у детей дошкольного возраста.

        3. Интерактивные игры с родителями.


4. Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.


5. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.


6. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедической группе.

        7.Анкетирование.

Родители рассаживаются полукругом

        Вступительное слово Учителя-логопеда группы

        Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Меня зовут Мария Николаевна. Но вы еще не знаете друг друга. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. (Следующий по кругу называет свое имя-отчество предыдущего родителя, имя его ребенка и называет свое имя и имя ребенка. Завершает круг логопед, называя имена и отчества всех родителей, имена и фамилии всех детей). Мы все  познакомились, теперь ваши дети, воспитанники логопедической группы для детей с Общим Недоразвитием Речи.

          Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия?

1.         Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2.         Чем же работа педагогов логопедических групп для детей с Общим Недоразвитием Речи  отличается от работы в массовых группах детского сада? Начнем прежде всего с понятия:

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

Общее недоразвитие речи ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Несмотря на различную природу дефектов, 
у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
  • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень
Особенности:

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

Возможные причины всех перечисленных заболеваний и отклонений от нормы:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца;

В логопедической группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

3.Предлагаем  пальчиковую игру для Вас родители

« Наша семья»

 (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой - Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

 Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка - Милая девчонка.

И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. 

А теперь предлагаем принять участие в игре на развитие правильного речевого дыхания

« Произнеси на выдохе на выдохе, как можно больше слов»

 Как играем: Вы должен на одном выдохе сказать как можно больше слов, строчек из стихотворений, сказок. Но следите  за своим  дыханием, — если Вы покраснели или задыхаетесь, прекращаем игру.

Предлагаю всем принять участие — кто больше сказал слов, тот и победил. Победитель получает «палочку- тренажер » для развития правильного дыхания.

Уважаемые родители, попробуйте произнести скороговорку

 Произносим правильно и внятно:

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Кто проговорил скороговорку быстрее и понятнее всех получает прописи для дошкольника.

Подобные игры-упражнения Вы можете выполнять дома с ребенком.

4.         Работа  по преодолению Общего Недоразвития Речи проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

         Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

5. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются каждый день;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

6. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

        Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

 7. В заключительной части собрания родителям предлагается заполнить анкету.

 Анкета.

Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
1.Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

2. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях ДОУ, выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на сегоднешнем родительском собрании:

 • Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.

 • Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание, получила толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.

 • Пожалуй, я зря потратила время, придя на встречу.

• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу.
3. Ваши пожелания логопеду группы.

4. Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на групповых консультациях? Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.

5. Нужна ли Вам методическая помощь логопеда?

Если да, то какая помощь?

 6. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы?

( Вносится мольберт с книгами)

        -Вашему вниманию представлены книги, которые помогут Вам в преодолении речевых нарушений у детей. Заинтересовавшиеся данной литературой смогут обратиться к педагогам группы. Мы с удовольствием поделимся  данными печатными материалами.

        В заключение нашего собрания, хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Желаем удачи!

Протокол родительского собрания группы № 12.

Присутствовало 14 человек.

Отсутствовали: ЛапинаЛ.К., Мелентьева Е.В.

Повестка собрания:

1.Знакомство с родителями воспитанников логопедической группы с ОНР.

2.Выступление учителя-логопеда Чагиной М.Н.

3.Интерактивные игры с родителями.

4.Анкетирование родителей.

5. Разное.

Ход собрания:

1.Учитель-логопед и родители благодаря интерактивной игре были представлены друг другу.

2.Чагина М.Н. рассказала собравшимся о специфики   коррекционно-образовательной работы в логопедической группе, а так же о роли семьи в преодолении нарушений речи ребенка.

3.Родители группы приняли участие в пальчиковой игре, игре на развитие дыхания и развития выразительности и ритма речи.

4.Проведено анкетирование среди родителей группы.

5.Учитель-логопед ответил на интересующие вопросы родителей,          познакомил с  индивидуальными результатами обследования речи                  воспитанников группы.

Список литературы

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия. Заикание.- М., 1998.
  3. Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. Общие вопросы применения метода БОС. - СПб., 2008.
  4. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. - Екатеринбург, 2000.
  5. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. - СПб., 2008.
  6. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников. - М., 2003.
  7. Вторина Е.В.. Использование метода Биологической Обратной Связи в образовании. - Томск, 2003.
  8. ГаврючинаЛ.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие.- М.2007.
  9. Деркуновская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников.- М.2006.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. - Екатеринбург, 2004.
  11. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем. - СПб, 2001.
  12. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. - СПб, 2002.
  13. Краузе Е.Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. - СПб., 2004.
  14. Куркина И.Здоровье-стиль жизни – М.2008.
  15. Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. - М, 2000.
  16. Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону, 2002.
  17. Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  18. Семенова Н.А.. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М. - СПб., 2003.
  19. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в учреждениях. - СПб. 2003.
  20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. - М., 1999.
  21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М, 1998.
  22. Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). - М. - СПб, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания в первом классе "Компьютер в жизни дошкольника и младшего школьника"

Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками ра...

Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....

Родительское собрание «Здоровые дети в здоровой семье» (для дошкольников)

Родительское собрание "Здоровые дети в здоровой семье" (для дошкольников). Рассматривание вопросов и ситуаций по теме «Здоровые дети в здоровой семье», высказывания  мн...

Родительское собрание " Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов"

Материал собрания знакомит родителей с играми, в которые можно поиграть в семейном кругу для обогащения речи детей....

Родительское собрание: «Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника»

laquo;Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника». Способствовать формированию интереса к семейным традициям и обычаям; развитие партнерского отношения...