Как помочь девятикласснику выбрать дальнейший путь обучения
методическая разработка

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vystupleniya.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Конспект выступления

на родительском собрании в 9-х классах

Как помочь девятикласснику выбрать дальнейший путь обучения.

Педагог-психолог

Етмишева Т.М.

с. Газ-Сале

2019 г.

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе.

Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, принятие решения о характере дальнейшего образования.

Какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему. 

1. Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса.

  • Иногда нежелание продолжать образование может быть связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей или не сложившиеся взаимоотношения с одноклассниками.
  • Самостоятельный, осознанный выбор (получить образование)

Низкая оценка своих способностей        

Часто старшеклассники мало заботятся  о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим с поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно - чтобы их наконец-то оставили в покое.

Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).

Не сложились взаимоотношения с одноклассниками

        Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, - можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

        Родители могут собрать информацию о вариантах продолжения образования – колледжи, ПТУ, вечерняя школа -  и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования, в новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.

  1. Продолжение обучения в 10 классе
  • Профильный класс – углубленное изучение отдельных предметов, подготовка выпускника к последующему профессиональному обучению.
  • Универсальное обучение – знакомство учащихся с более широким спектром учебных предметов. Оно больше подходит старшеклассникам, ещё не определившимся с выбором дальнейшего профессионального образования.

Выбор профиля обучения тесно связан с профессиональным выбором.

Правильно выбрав профиль обучения, ученик делает шаг к успешной профессиональной карьере.

Влияние родителей на выбор профессионального пути, в том числе и выбора профиля обучения, их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Причины, приводящие к неправильному выбору образовательного маршрута.

  1. Незнание самого себя, своего здоровья и способностей.
  2. Недостаточная информированность о мире профессий.

Недостаточная информированность.

Опрос показал, что учащиеся знают всего около 20 профессий в то время, как их насчитывается около 40 тысяч.

                Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

                Одно дело любить математику, и совсем другое – быть учителем математики без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Совет: найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

Незнание самого себя и своих способностей.

Любая профессия предъявляет определенные и требования к личности и организму работающего.         

Поэтому необходимо знать особенности своего характера, свои способности, учитывать состояние здоровья. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать.

Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

Результаты анкетирования родителей (в ходе собрания проводится анкетирования, данные тут же обрабатываются)

Результаты анкетирования девятиклассников

Ученикам девятых классов предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в школе?

2. После окончания 9-го класса:

  • ты продолжишь обучение в 10 классе;
  • пойдёшь учиться в какой-нибудь колледж;
  • пойдёшь работать;
  • ещё не решил.

3. Какой твой любимый и нелюбимый предмет?

 

        

                                       Любимые предметы

Вопросы

9а класс

9б класс

     Любимые предметы

химия – 54%

литература – 38%

биология и алгебра – 31%

информатика – 57%

физкультура, химия - 36%

      Сложные предметы

английский язык (57%),

физика и история (по 29%)

физика (60%),

химия (47%) и английский (27%)

       Простые предметы

физкультура (57%)

физкультура (27%)

Основные рекомендации родителям на этапе профессионального самоопределения подростка.

-Необходимо вести доверительные беседы с детьми о профессиональном выборе.

- Приводить пример удачных и неудачных профессиональных выборов среди родственников, знакомых, самих родителей.

-Необходимо учитывать интересы и склонности ребенка при выборе образовательного маршрута для него.

-Нельзя пускать на самотек выбор экзаменов, профессии, учебного заведения.

-Но, в то же время нельзя на себя брать полную ответственность за решение Вашего ребенка, какую профессию выбрать ему. Помните, что вы свой выбор для себя сделали и что именно ему (ребенку) с ЕГО способностями и интересами предстоит далее  профессионально определиться; необходимо придерживаться «золотой середины» в контроле над выбором профессии

-Необходимо объяснить ребенку, что профессиональные желания должны строиться на хорошем объеме знаний о мире профессий и стимулировать его узнавать, как можно больше в этом направлении

-Совместно с ребенком рассмотреть все «подводные камни» на пути поступления в учебное заведение и дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии.

- Если Ваш ребенок теряет веру в себя на пути к той или иной профессии, не надо сразу же выбирать другую, возможно достаточно ему помочь поверить в себя, свои силы.        

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

Рекомендации для родителей подростков, которые еще не выбрали свою будущую профессию....

Родительское собрание по теме "Как помочь девятиклассникам при подготовке к ГИА?".

Родительское собрание по теме "Как помочь девятиклассникам при подготовке к ГИА?"...

Родительское собрание "Как помочь ребенку выбрать профессию?"

Собрание целесеобразно проводить после анкетирования учащихся и беседы с ними, что бы проинформировать родителей о результатах и дать необходимые рекомендации....

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Материал можно использовать на родительских собраниях в 9 классе...

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?...