Как помочь ребенку в приготовлении уроков?
классный час

Ишмакова Эльвира Ренадовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

              Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно их опекают. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполнения заданий, а во втором – формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

               Безусловный долг родителей состоит в том, что бы наладить процесс выполнения домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, что бы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности выполнения домашних заданий. Кроме того, на первых парах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при выполнении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, Объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельности своей. Конечно, нужно потребовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашнее задание по десять раз.

                 Сегодня первоклассник со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы. Как следствие ребенок может начать ловчить -  учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.

                  Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей и выполнение уроков можно будет заменить только присутствием. Неизменным остается толькоинтерес и внимание к жизни первоклассника, умение радоваться его успехам.

                  А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

                  Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Источник света должен быть расположен спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час – полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно можно садиться за уроки и позже. Но в любом случае нельзя это откладывать на вечер.

                  Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит уроки. Для 7-летнего ребенка время непрерывной  работы не должно превышать 15 – 20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30 – 40 минут. Когда советуешь родителям не переутомлять младшего школьника слишком долгим непрерывным сидением, нередко слышишь ответ: «В школе же он может высиживать 45 минут!» Но не забывайте: сегодня он уже отсидел 4 урока. Именно из-за этого его работоспособность теперь снизилась.

                  Надо следить, чтобы ребенок во время работы не отвлекался, не начинал что-то рисовать на подвернувшейся бумажке. Вернуть внимание ребенка можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием. Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

                  Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка внимания, самоконтроля. Один из них – обучение проверке решения. Оно начинается с того, что взрослый пишет в  столбик примеры, в которых ребенок должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8. Для проверки ребенку дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюсы, а неверные зачеркивает, подписывая нужное число сверху. На втором этапе нужно побудит его применять выработанный навык по отношению к школьным заданиям: «Ты ведь хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании сделал целых две ошибки и не одной не исправил. Ну-ка, скорее все проверь!» Это говорится весело, и без раздражения недовольства. Ребенок должен знать его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь действительно странно - уметь проводить проверку, но не пользоваться этим умением!

                    И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

                    Но как бы вы не старались, иногда случается, что ребенок приносит плохие отметки: «двойки», «тройки». Как вести себя, если это произошло? Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок забыл выполнить домашнее задание? Тогда  надо доброжелательно спросить: «Ты ведь будешь теперь внимательнее следить за тем, что задано, правда?» Но целиком полагаться на сознательность начинающего ученика не стоит. Неплохо было бы в течение нескольких дней, а возможно и дальше, самим родителям последить за тем, все ли уроки сделаны. Может, ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним. Объяснить то, что осталось не понятным.

                    «Двойки» или «единицы», поставленные за неряшливость, «грязь» в тетради – уже серьезное наказание для ребенка. Родителям достаточно высказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо. А бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя материал знает неплохо. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда учительница вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не надо говорить вовсе, так как это может спровоцировать неврозы.

               Не надо слишком восторгаться пятерками. Ребенок ходит в школу за знаниями, а не за «пятерками». Только в них смысл и цель учения. Отметки – не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки. Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что у детей появляется так называемая отметочная психология. Ее девиз: «Пятерка – любой ценой!» В ход идет выпрашивание: «Не ставьте мне, пожалуйста «тройку». Я завтра выучу и расскажу». Начинается зубрежка, списывание, подгонка под ответ. Бывает, что подделываются отметки в дневнике. Короче говоря, последствия самые печальные.

                В заключение отметим, что школа – это не только уроки. Ей придают привлекательность и кружки, интересные секции. К сожалению, когда ребенок неважно учится, родители порой решают: «Нечего ему тратить время на эти глупости. Пусть лучше побольше сидит над домашними заданиями». Детская жизнь обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания положительного отношения к школе. Напротив смена видов деятельности, новые впечатления, общение со сверстниками являются мощными стимуляторами положительного отношения детей к учителю.

                В заключение позвольте предложить вам небольшую памятку:       

Памятка для родителей «Простые истины»

(по материалам О.В.Полянской, Т.И.Беляшкиной)

                 

                 Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

                 Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача.

                 Не отправляйте ребенка в школу без завтрака.

                 Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

                 Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами

 - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

                 Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом вам все расскажет.

                 Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, что бы ваш разговор происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.

                  После школы не торопите ребенка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

                 Во время приготовления уроков не сидите над «душой». Дайте ребенку возможность работать самому.

                 Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

                 Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

                 Помните, что в течение  учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

                 Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учебе.

                 Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.