Консультация для родителей "Что такое дизартрия"
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

Консультация для родителей о речевом нарушении, причинах, симптомах, путях его исправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chto_takoe_dizartriya.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Консультация для родителей

Что такое дизартрия

                             Подготовила   учитель-логопед   Елисеева Т.К.

2019

Определение. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное нарушением иннервации органов речи, возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

 Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты. Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные заболевания  нервно-мышечной системы. 

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение "Лошадка") и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт.

При нагрузках проявляется тремор (дрожание) языка, цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении), девиация, (отклонения языка от средней линии).

Во время речи появляется саливация (повышенное слюноотделение). Ребенок не справляются с саливацией, не сглатывает слюну.

Для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное, боковое произношение [С], [З],
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темп и ритм речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение "каши во рту" у ребёнка.

Дыхание при произнесении фраз у ребенка сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

 Может изменяться голос: становиться глухим, плоским. Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Общая моторика. Дети неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

 Мелкая моторика рук.  Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятии по аппликации и с пластилином. Нарушение проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.

 

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  • медицинское воздействие;
  • психолого-педагогическую помощь;
  • логопедическую работу.

Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Он уточняет диагноз, назначает логопедический массаж, физиопроцедуры, медикаментозную терапию.

 Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении.

Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога.

При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта, психолога.

В работу логопеда входит выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики

Прогноз.

1.Прогноз благоприятный (полная коррекция). Для этого нужны условия

- раннее начало занятий с логопедом и неврологом

- ответственный  подход к коррекции родителей

- индивидуальные способности ребёнка

- профессионализм логопеда

 2.Прогноз не совсем благоприятный

При особо тяжёлых нарушениях вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Такие дети продолжат обучение в специальной речевой школе.

Последствия дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка могут возникнуть неприятные последствия. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком, что приводит к психологическим комплексам.

 Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом.

Коррекция дизартрии требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Дизартрия"

Консультация в доступной форме рассказывает родителям о дизартрии (оформление информационного стенда для родителей)....

Дизартрия. Психолого-клинико-педагогическая характеристика детей с дизартрией.

Статья будет интересна логопедам и может служить хорошим материалом для подготовки к аттестации....

Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии.

Материал презентации можно использовать, как демонстрационный к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов, воспитателей и родительских собраниях. В презентации рассматриваются...

Что такое дизартрия?

Характеристика детей с дизартрией...

Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"

ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...

Консультация учителя-логопеда Что такое дизартрия?

Эта консультация поможет понять родителям детей с речевой патологией, такое неврологическое заболевание, как дизартрия. Необходимость тесного взаимодействия учителя-логопеда и врача-невролога. Данную ...