Консультация учителя-логопеда Что такое дизартрия?
консультация на тему

Головина Татьяна Сергеевна

Эта консультация поможет понять родителям детей с речевой патологией, такое неврологическое заболевание, как дизартрия. Необходимость тесного взаимодействия учителя-логопеда и врача-невролога. Данную консультацию могут использовать в своей работе учителя-логопеды и учителя-дефектологи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chto_takoe_dizartriya.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация логопеда

                  «Что такое дизартрия?»
           Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате  ухудшается произносительная сторона речи.
           Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с
произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти
внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от
того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова
область поражения.
        В случае стертой формы (степени) дизартрии речь больных ребят не
имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и
невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители.
Ну, иногда меняет звуки в словах. Тоже не велико горе. Ну, расслабился
ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям
невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от
органического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого «не велика горя» может растянуться на многие годы.
       Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как
он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек.
      Особый акцент сделаете на развитие мелкой моторики вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно.
         А сейчас я приведу несколько особенностей артикуляционного
аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии:
   Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены.
Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая
активность языка. Да и вообще язык вялый, особенно кончик языка.
Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
     Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
    Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок,
возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают
дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется гиперкинезы.
    Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией
наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также
пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
     И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что
правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У
некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный
выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы
захлебывается.
    Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них
поселилась  дизартрия или стертая дизартрия.
 

   Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невролог, поэтому, ваш первый шаг – обратиться к врачу.

 Подготовила учитель-логопед Головина Татьяна Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...