Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
творческая работа учащихся на тему

 

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый цвет – категория «Приятного аппетита», желтый цвет – категория «Гардероб», зеленый цвет – категория «Это интересно», голубой цвет – категория «Спорт», синий цвет – категория «Военное дело», фиолетовый цвет – категория «Вопрос из ларца».

Цель игры:Привлечь внимание к живому слову и познакомить с этимологией слова посредством игры.

Играть можно по командам или индивидуально. Команда выбирает категорию, делает ход, отвечает на вопрос, разгадывая ребус, шараду или отвечает на вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_igry.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Составители:

                Прокопьева М.Г.,

                Рабинович Максим

Правила игры

         Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый цвет – категория «Приятного аппетита», желтый цвет – категория «Гардероб», зеленый цвет – категория «Это интересно», голубой цвет – категория «Спорт», синий цвет – категория «Военное дело», фиолетовый цвет – категория «Вопрос из ларца».

Цель игры: Привлечь внимание к живому слову и познакомить с этимологией слова посредством игры.

Играть можно по командам или индивидуально. Команда выбирает категорию, делает ход, отвечает на вопрос, разгадывая ребус, шараду или отвечает на вопрос.

Категория «Имена собственные»

Задание № 1

В середине XVIII века Францией правил король Людовик XV. Королевский двор жил в небывалой роскоши. Казна быстро пустела. Что-то надо было предпринимать. Король назначил главным контролером (министром финансов)  человека, известного всем своей неподкупностью. Король дал ему большие полномочия. Тот горячо взялся за дело, отменил все привилегии, издал закон против роскоши и предложил ограничить алчные расходы королевской семьи.

В отместку за то, что министр объявил войну расточительству, высшее французское общество стало называть его именем все дешевое и ничтожное, в том числе и модные тогда теневые портреты, которые не могли считаться произведениями искусства, хотя их мастер сделался европейской знаменитостью.

Как звали министра финансов? (на экране портрет) и ребус:

нота №7+лук’+ это’=?

А имя  мастера, который ввел теневые портреты, состоит из двух нот № 7 и №1. Как звали мастера?

Задание № 2

Перед вами имена собственные

François Mansart          Joseph Guillotin                  Charles Boycott

        Образуйте от них имена существительные, нарицательные. Дайте им объяснения.

Задание № 3

Табак попал в Европу вскоре после того, как Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Листья нового растения (индейцы их курили) быстро стали популярны в Португалии и Испании. А в 1560 году французский дипломат привез американское растение из Лиссабона в Париж. Французская знать, а позднее и все остальные, закурила тоже. Вещество, содержащееся в листьях и семенах табака, стали называть по имени дипломата.

Как звали дипломата?

НИКИТА

1, 2, 3 + О =?

Название вещества?

1, 2, 3,+ О + 5 ,2 ,1 =?

Категория «Приятного аппетита»

Слово «аппетит» пришло к нам из Германии еще при Петре I (начало XVIII века). Немецкое слово «аппетит» происходит от латинского «аппетитус», что означает «сильное желание».  Мы ежедневно покупаем и едим конфеты, мармелад и пастилу; котлеты, антрекоты и стейки; балуем себя пломбиром и коктейлем;  готовим различные винегреты и салаты; часто посещаем кафе, перекусываем в бистро, бываем в ресторанах и даже не представляем себе, что раньше этих слов не было в русском языке.

        

Задание № 1

        В 1765 году французский трактирщик Буланже вывесил на дверях своего заведения надпись, гласящую «Приходите ко мне и я восстановлю ваши силы». Трактир Буланже, где кормили вкусно и относительно недорого, скоро стал модным местом. Завсегдатаи назначали друг другу встречи в «Восстанавливающем» Вскоре слово превратилось в имя существительное, завоевало Париж, затем – Францию, а потом стало международным. О чем идет речь?

Ребус

                                        Вторая нота + 100+РАНГ’

                

Задание № 2

Название этого блюда произошло от французского слова «cote»,  что означает «ребро», буквально – отбивное  жареное мясо на ребрышке. Сейчас этим словом называют другое мясное блюдо. Какое?

Ребус:

        Первая часть слова – это домашнее животное, которое любит молоко.

        Вторая часть слова – самое жаркое время года, в котором «О» =»А».

        Целое слово – это?

Задание № 3

Дипломат, меценат и гурман граф Александр Григорьевич  держал в своем одесском особняке так называемый открытый стол: любой прилично одетый человек мог прийти к обеду прямо с улицы. Графу-то ничего, а повару забота. Вот он и придумал специальное блюдо, которое легко было делить на равные порции и разносить посетителям: говяжью вырезку резали на прямоугольники 5-6 см. длиной и 1 см. шириной, жарили на сковороде, заливали томатно-сметанным соусом и подавали с картофелем. Такого блюда раньше нигде не было. Называться оно стало франко-русским словом.

Шарада:

        Первая часть слова - «мясо говядина» по-французски.

        Вторая часть слова - фамилия графа Александра Григорьевича.

        Целое – название этого популярного сегодня мясного блюда.

Как называется это блюдо?

Категория «Гардероб»

Слово «гардероб» пришло к нам из Франции в XVIII веке. Образовано оно путем сложения двух слов garder (хранить) и robe (платье), то есть «шкаф для хранения платья» или «одежда одного человека».

Сегодня наш гардероб невозможен без костюма и галстука, жакета и жилета, пальто и комбинезона, блузки и джинсов, пуловеров и свитеров, ботинок, сандалий и многого другого. А все эти и многие другие слова иностранного происхождения. А.С.Пушкин писал:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…»

Задание № 1

Название этой одежды с V-образным вырезом образовано от английских слов, которые по-русски означают «тянуть вверх». Как называется эта одежда?

Задание № 2

У Шарля Перро есть сказка с названием “Chat botté”. С названием какой обуви связано название сказки?

Задание № 3

Названия многих видов одежды происходит от имен их создателей. Имена собственные прочно переходят в нарицательные. Что такое или кто такой Френч? Макинтош? Кардиган? Реглан?

Генерал французской кавалерии, родившийся в 1830 году, прошел большой боевой путь. Участвовал в войнах, бывал ранен, попадал в плен. Став военным министром в 1899 году, он ввел в форму кавалерии брюки особого типа: штаны, расширяющиеся от бедер к коленям, а затем резко сужающимися и плотно облегающими ногу до щиколотки.

Как звали этого генерала и как называются брюки, введенные им в форму кавалерии?

Шарада:

        В первой части слова, обозначающей «мяч в воротах»,

заменить «О» на «А» + союз «И»

Во второй части слова,

обозначающей «электрический прибор для сушки волос»

Убрать последнюю букву

И получить фамилию французского генерала кавалерии,

который ввел в обиход и сам носил такую форму.

Ребус

ГОЛ+И+ФЕН’

О = А

Категория «Это интересно»

        В эту категорию я включил только три слова, хотя в словаре их огромное множество. В прошлом году я побывал во французских провинциях Нормандия и Бретань. Я посетил город, где впервые от гида услышал историю о папоротнике и решил включить данное слово в эту категорию, чтобы и другие ребята узнали об этом. Слова «ковбой» и «шедевр» мне показались не менее интересными.

Задание № 1

На северо-западе Франции есть регион с прекрасной природой.  В лесах и полях этой местности хорошо растет папоротник. Жители этих мест с давних пор научились изготавливать особое стекло с добавлением папоротниковой золы. Угадать название города, в котором впервые начали производство этого стекла вам помогут следующие картинки

Папоротник = Фужер

Задание № 2

Сколько романтики в этом слове: бескрайние просторы Северной Америки, необъезженные мустанги, схватки, перестрелки. Как в кино! На самом деле жизнь этих людей куда прозаичнее. Чаще всего они нанимаются к богатым фермерам перегонять скот из Техаса в северно-западные штаты. О ком идет речь?

Шарада

Первая часть слова -  по-английски «корова».

Вторая часть слова – по-английски «мальчик».

Целое слово – по-английски «пастух».

Задание № 3

В средневековой Франции, начиная с XIII века, это звукосочетание было не словом, а целым выражением, означающим «изделие, сделанное учеником, дающее ему право называться мастером». Вероятно, такие дипломные работы выполнялись в Средние века наилучшим образом. Слово это сегодня означает образцовое произведение искусства, а в широком смысле – мастерски выполненное дело. Что это за слово?

Ребус:

ШЕФ’ +Дверь

1, 3, 2, 4 =?

Категория «Спорт»

Слова, так же как и люди, любят путешествовать. Словно птицы, перелетают они границы, переплывают моря и океаны. А за время долгого странствования они порой так изменяются, что их и не узнать. Так получилось и со словом спорт.

Слово это родилось во Франции давным-давно и звучало: депорт, что означало «развлечение, забава». Затем оно перелетело в Англию и зазвучало: диспорт, а потом англичане отбросили частичку ди и получилось – спорт. В Россию это слово пришло более 100 лет назад. Вначале спортом называли все, что угодно: и игру в домино, и коллекционирование марок, и разведение домашних животных и даже рукоделие. Прошло немало времени, прежде чем оно получило сегодняшнее, современное значение: «укрепляющие и развивающие систематические и планомерные физические занятия». В повседневной жизни мы ежедневно слышим и используем слова: арбитр, рефери, эстафета, старт, финиш, бейсбол, футбол, слалом и многие другие и не задумываемся откуда эти слова.

Задание №1

В конце XIX века в небольшом датском городке Ордруп мальчишки облюбовали для игр с мячом пустырь неподалеку от дома. Они пинали мяч ногами и он часто попадал то в стены, то в окна жилища. Хозяин дома предложил игрокам пасовать и забрасывать мяч в ворота руками – так будет точнее. С тех пор хозяину жилось спокойнее, а в спортивном мире появилась новая игра. Как она называется?

Перед вами ребус:

  + 

А фамилия хозяина этого дома, благодаря которому появилась эта спортивная игра,  зашифрована в шараде:

Первая часть фамилии это:        число, обозначающее «ничто», в котором  надо заменить букву «О» на «И».

Вторая часть фамилии это:  сухой корм для скота без последней буквы.

А целое – это фамилия человека, благодаря которому появилась эта спортивная игра.

Задание № 2

Загадка:

Загадка эта нелегка:

Пишу всегда через два К:

И мяч и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я ….(хоккей)

Слово «хоккей» пришло к нам из старофранцузского языка хокет, где оно означало «палка» или «пастуший посох с крючком». Сегодня это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле. Родина травяного хоккея – Англия, а родина хоккея на льду – перед вами в ребусе:

КА

________________

ДА        ?

        Свой блистательный путь современный хоккей начал на берегах озера Онтарио, близ которого находится канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую банку. Так родился хоккей. Прошло более 100 лет и банку заменили на литую резиновую шайбу. У игры появились жесткие правила. Хоккей пленил многих любителей спорта сначала на американском континенте, а затем в Европе. В нашей стране хоккей появился в 1946 году.

         

Задание №3

Эта спортивная игра имеет интересную историю. Случилось это в 1891году. Доктор Джеймс Нейсмит (преподаватель физкультуры) был озабочен проблемой досуга студентов. Он вспомнил об игре, которая была распространена в канадском захолустье, где прошло его детство. Называлась игра «Утка на скале». Участники одним камнем выбивали «утку», расположенную на возвышении. Доктор Нейсмит приспособил забаву к стенам колледжа и немного изменил правила: вместо скал он использовал стены колледжа и две соломенные корзины из-под персиков, а вместо камня – мяч. О какой игре идет речь?

Ребус:

  + 

Игра началась, но не сразу она получила свое название.  Его придумал коллега Нейсмита, фамилию которого вам надо расшифровать.

Чтобы узнать фамилию преподавателя, благодаря которому появилось современное название этой игры, надо взять предыдущие буквы от следующих букв:

Н, Б, Д, Б, О.

Кто же дал баскетболу современное название?

Категория «Военное дело»

        Военное дело не обошлось без слов иностранного происхождения. Оно немыслимо без употребления таких слов как: артиллерия (франц. –огнестрельное оружие) и кавалерия (итал. –конница); батальон (франц. –бой), рота (пол.- толпа), гарнизон (нем. –снаряжение), дивизия (франц. –разделение) и казарма (пол. – дом войск); бомба (франц. – глухой шум), граната (ит. –зернистый) и мина (нем. –взрывной); генерал (нем. –общий), капитан (франц. –глава), майор (лат. –большой), командир (нем. –вверять) и комиссар (франц. –уполномоченный); мундир (нем. –форменная одежда), шинель (франц. –мужской утренний костюм); ракета (нем.- веретено), торпеда (лат. –электрический скат), штурм (нем. – приступ) и многих других.

С раннего детства, играя в войну, мальчишки широко используют слова: автомат (франц.), пистолет (франц.), танк (англ.) и не знают еще, что эти слова пришли в русский язык из иностранных языков. Многие оружия названы в честь имен их создателей.

Задание № 1

Перед вами имена собственные

John Browning                Samuel Colt                William Mauser

 Чем прославились эти люди? Подберите к ним имена нарицательные.

Задание № 2

Разгадайте кроссворд и если вы все сделаете правильно, то в выделенных клетках, вы найдете название еще одного стрелкового оружия.

  1. Так моряки называют север.
  2. Старинное ручное метательное орудие в форме лука.
  3. Звание высшего командного состава.
  4. Род стрелкового оружия, стреляющего одиночными выстрелами и очередями.
  5. Особый взрывной снаряд, помещенный обычно под водой.

Задание № 3

А.В.Суворов говорил: «Каждый солдат мечтает быть генералом». А что по этому поводу говорил Наполеон Бонапарт?

В

п

ю

г

о

с

г

ш

ь

л

н

к

у

и

р

ш

з

о

ц

о

у

о

з

ю

а

а

р

ш

а

н

е

д

й

л

к

е

ж

и

и

м

с

а

о

ц

ь

ж

ф

д

а

л

х

т

т

л

к

л

ц

е

к

а

я

а

т

а

ъ

ж

е

з

б

а.

Категория «Вопрос из ларца»

Задание № 1

Название этого вида спорта произошло оп персидского слова šāh māt,  что в переводе означает: «царь умер». В игре принимают участие 32 фигуры двух противоположных цветов, а клеток этих цветов в два раза больше. Об этой игре поэт В.В. Маяковский писал: «Первые ходы в ней почти однообразны».

Что находится в ларце?

Задание № 2

Английский лорд Монтегю был очень азартным человеком. Когда шла игра, ему не хотелось вставать из-за стола даже для того, чтобы перекусить. А суп или жаркое не очень-то поешь во время игры. Тогда лорд приказал подавать ему особое блюдо, при поедании которого пальцы не становились жирными и маслянистыми, а игра могла продолжаться. Так появилось новое блюдо, названное по одному из имен лорда.

Что в ларце?

Задание №3

Название этих конфет с выраженным ароматом (в прошлом примесей пряностей, в настоящее время – добавки фруктовых эссенций) происходит от имени герцогини, французской принцессы королевской крови Анны Марии Луизы Орлеанской, племянницы Людовика XIII, известной по романам Александра Дюма-сына как Гранд Мадемуазель. Название это было принято в России для отличия от крупного крашеного леденца и конфет прямоугольной и цилиндрической формы (барбарис, мятная, театральная).

Что находится в ларце?

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Большой словарь иностранных слов. – М., 2008.
  2. Военная техника: энциклопедия. – М., 2005.
  3. Занимательный этимологический словарь / Составитель Н.М. Голь. – М., 2007.
  4. Откуда пришли эти слова? Занимательный этимологический словарь. – М., 1996.
  5. Шант К. Стрелковое оружие. Иллюстрированная история. - М., 2002.
  6. Школьный словарь иностранных слов / Составители В.В.Одинцов, В.В. Иванов. – М., 1990.
  7. Этимологический словарь школьника / Составитель Г.Н.Сычева. - Ростов-на-Дону, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....