Как делать замечания детям (Серия 1,2)
консультация

Марченко Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

«Единственная настоящая роскошь —
это роскошь человеческого общения».
  Древняя мудрость.

Как правильно организовать взаимоотношения с

ребёнком:

  • Дайте понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
  • Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь формировать у вашего ребёнка адекватную самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь (при этом, желательно называть конкретные умения)».
  •  Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей, то есть авторитет родителей в глазах ребёнка существенно снижается.
  • В общении с ребёнком уделяйте больше внимания невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
  • Старайтесь высказывать своё отношение к поведению ребёнка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например «Саша, Сашенька, сын, сынок».
  • Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчёркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь, будьте внимательны. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его. В общении с детьми помните, что ребёнок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дело…» - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать» Твоё мнение нам интересно».
  • Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  •  Не допускайте, чтобы ваш ребёнок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
  • Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте благодарить его.
  • Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
  • барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
  • барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
  • барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
  • Делая замечания ребёнку – применяйте «Я-высказывания», вместо «Ты-высказываний», например: вместо:

«У тебя в комнате вечно всё разбросано», лучше сказать «Меня сердит, когда я вижу разбросанные игрушки в твоей комнате, я знаю, что ты можешь красиво всё расставить (убрать)».

«Я – высказывания» непривычны и долгие в построении (на начальном этапе), но научившись предъявлять замечания именно в такой форме – убедитесь, что это действительно «работает» без «шума и пыли».

Удачи, милые родители!

Ольга Викторовна, ваш психолог.

СЕРИЯ 1

Принципы общения

родителей

с детьми

Информация подготовлена

педагогом-психологом

МБДОУ «Звёздочка» г. Охи

О.В. Марченко

Всегда можно встретиться

Пн,Ср, Пт  8.00-15.00

Вт, Чт 11.00-18.00

Замечание ребёнку – это краткое суждение родителя, высказанное по поводу чего-то увиденного или услышанного. Это суждение, может быть, как со знаком «плюс» («Вижу, что ты убрал за собой тарелку», «Мне нравится, как у тебя получается строить домики»), так и со знаком «минус» («Опять ты всё раскидал», «Тебе бесполезно что-либо объяснять»).

Чаще всего, когда ребёнок «ведёт себя нежелательным образом»,  родители делают ему замечание со знаком «минус», начиная своё предложение с частицы «Не». К сожалению, такие замечания малоэффективны.

Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ваш ребёнок как будто не слышит  ваших замечаний, не обращает на них внимание или даже делает всё наоборот.

Как менять замечания со знаком «минус» на замечания со знаком «плюс»? Это нужно для того, чтобы вашему ребёнку было более понятно, какого поведения вы от него ожидаете, чтобы он мог легче выполнить ваши просьбы.
В течение дня, большинству детям, приходиться слышать в свой адрес больше негативных суждений, чем позитивных.
Представьте, что ваше общение с ребёнком записывает диктофон… Как вы думаете, сколько раз в день, вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т.д.? Очень много!
  Слова-команды: «Прекрати», «Не делай этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для маленьких детей. Давайте посмотрим, почему так получается.
Замечания, которые начинаются с частицы «Не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама или папа хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ и только затем ребёнок должен додумать сам «Что он (она) хочет, чтобы я ДЕЛАЛ» Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать).

Большое количество фраз, которые начинаются с частицы «Не» психологически дестабилизирует ребёнка. Как и любые замечания и суждения, которые несут негативную окраску. Если вы сами в течение дня будете постоянно слышать в свой адрес слова и фразы, которые имеют негативную окраску, вас это тоже быстро дестабилизирует.

Конечно, не стоит совершенно отказываться от фраз, которые начинаются с частицы «Не», во время вашего общения с ребёнком. Просто постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так»:
— Не кричи
— Не бегай
— Не трогай
— Не ври
— Не ходи грязный
— Не разбрасывай игрушки
— Не валяй дурака

… и многое другое «Не»…
На что нужно обратить внимание, когда делаете замечание ребёнку?
Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать.

Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. На самом деле, это просто, например:
— Говори тихо (вместо: «Не кричи»)
— Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»)
— Помой руки с мылом (вместо «Не ходи с грязными руками»)
— Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не реви!»)
— Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври» )
— Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»)
— Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо. «Не разговаривай когда ешь»)
В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.
Есть хорошее упражнение, которое наглядно иллюстрирует, как тяжело ребёнку осознавать и выполнять команды, например, если мы будем выполнять команды по заданию как можно быстрее: «Не вставай», «Не садись», «Не смотри направо», «Не смотри налево», «Не держи руки внизу», «Не смотри вперёд» и т.д., то мы почувствуем сложность их выполнения, так как растеряемся – «что нам нужно делать»?

А если нам предъявят другие просьбы, например, «Садись», «Вставай», «Посмотри направо», «Посмотри налево», «Подними руки вверх», «Посмотри в сторону» - нам будет всё понятно. Следовать таким простым и понятным просьбам намного легче.

В первое время, потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении. Совсем немного практики и вам станет легче говорить именно так, а не иначе.

Старайтесь уменьшать количество замечаний с частицей «Не» и чаще использовать глаголы, которые описывают желаемое поведение ребёнка.

Успеха!

Вы – замечательный родитель!

СЕРИЯ 2

Как делать замечания детям

Информация подготовлена

педагогом-психологом

МБДОУ «Звёздочка» г. Охи

О.В. Марченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ (сценарий совместного творческого дела для детей и родителей)

Работая классным руководителем, я создаю копилку совместных дел для детей и их родителей, чтобы они как можно больше времени проводили вместе, узнавая, друг о друге что-то новое. Предлагаю вам о...

методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)

методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание"  направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...

6 вещей, которые нельзя делать за детей

6 вещей, которые нельзя делать за детейЕсли вы поинтересуетесь у своих друзей, имеющих детей, что, по их мнению, родители никогда не должны делать за своих детей-подростков, то услышите множество разл...

Рекомендации родителям "Как на самом деле любить детей"

Рекомендации родителям по книге американского психиатра Росса Кэмпбелла, где анализируются взаимоотношения здоровых детей и здоровых родителей. Автор обучает родителей трудному искусству, которому их ...

«Делится или не делится» (для детей 11-13 лет)

-формировать познавательный интерес  к предмету математики;- познакомить с признаками делимости на 2, на 3, на 4, на 5, на 8, на 9;- развивать математическую любознательность и инициативу....

Программа кружка «Юный краевед» основы музейного дела для детей 12-16 лет

Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей  ребёнок  ...