Скрапбукинг в логопедии
статья

Прохорова Лариса Викторовна

Использование некоторых материалов и инструментов, применяющихся в технике скрапбукинга, для нужд коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrapbuking_v_logopedii.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

                               Скрапбукинг в логопедии.

В течение ряда лет мы наблюдаем увеличение количества детей со сложной структурой нарушений. Комплексность и в то же время стертость, размытость дефекта неимоверно усложняют задачу специалиста по коррекции различных направлений развития ребенка и его реабилитации. В тяжелых случаях мы сталкиваемся с проблемами обследования и постановки диагноза, мотивации, отсутствием интереса к различным видам деятельности и коммуникации.

В настоящее время все чаще и больше в образовательно-коррекционный процесс работы с детьми с нарушениями в развитии входят интегрированные занятия. Технология арт-терапии эффективно используется на занятиях педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. В дошкольной педагогике – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – всего того, что интересно и близко детям. В этом и состоит одно из преимуществ использования арт-терапии. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста, а также для детей с различными уровнями развития коммуникации.

Познавательный цикл только тогда будет полным, когда в структуре логопедического занятия будут присутствовать следующие этапы:

I этап – основан на чувствах и рождает восприятие, представление. Здесь многое зависит и от эмоциональности педагога, и от его умения задействовать сразу несколько анализаторов;

II этап – Логическое осмысление объекта рождает у ребенка понятие, суждение о нем;  

III этап – Практика, обязательный завершающий этап, который подтверждает правильность сформированного понятия.

В качестве практического опыта для закрепления материала в системе коррекционно-логопедической работы с детьми мы используем элементы сказкотерапии, театрализованных игр и песочной терапии, а чаще всего – арт-терапии в виде изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации).

Мы понимаем, что неговорящие дети, большую часть которых составляют дети с аутистикоподобными нарушениями, не способны создать самостоятельно качественную картинку, образ предмета. Поэтому картинку для занятий творчеством тщательно выбирает взрослый.

Важно!

Картинка должна быть простой, содержать один объект на листе формата А 4 или А5, который можно легко изобразить, а также очень желательно, если в самом изображении заключена возможность упрощения или усложнения задания. Для этой цели подходят изображения отдельных животных, цветов, предметов посуды, еды и т.п.

Другая группа -  это изображение явлений и состояний природы: времена года, дождь и солнце, радуга и т.д.

Третья группа изображений подбирается как иллюстрация к какому-либо четверостишию, которое логопед произносит в процессе творчества и продолжает изучаемую лексическую тему, например:

«Ручеек бежит, поет,

По ручью корабль плывет,

Вот какой отважный –  

Кораблик мой бумажный!»  В.Шипунова.

Четвертая группа – иллюстрация к известным мультфильмам – например, «Умка» и «Осьминожки» и сказкам – «Колобок», «Репка».

            Особое внимание здесь хочется уделить использованию аппликации в качестве арт-терапевтической техники. Это сама по себе одна из самых сложных техник в исполнении, как для взрослых (сложно приготовить детали аппликации в большом количестве), так и для детей. И здесь у нас есть большие помощники – фигурные дыроколы. Это специальные дыроколы, которые применяются для декора страничек, открыток, коробочек и других объектов в скрапбукинге.

Скрапбу́кингскрэпбу́кинг (англ. scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

            Но логопеды и другие специалисты могут использовать возможности фигурных дыроколов в своих интересах.

Преимущества работы с дыроколами очевидны. Из опыта работы могу сказать, что детям нравится работать с таким привлекательным материалом. И работы выходят просто загляденье! Мы отдаем поделки детям, и я прошу родителей отрабатывать по ним домашнее задание. И здесь очень важно качество материала для занятий. Мы не используем обычную цветную бумагу, она тонкая. Вместо нее берем более плотную фактуру – картон цветной, фольгированный, металлизированный, бумагу для черчения, бумагу для акварели и для пастели или похожую по плотности. И дополнительные украшения – стразы, пайетки, бусины, перья, помпоны, ленты...

Что мы получаем в результате?

  • Особый вид коммуникации с безречевым ребенком, возможность диалога;
  • Возможность обследовать ребенка в процессе совместной творческой деятельности;
  • Развитие и коррекцию высших психических функций с опорой на несколько анализаторов;
  • Усвоение ребенком учебного материала в наиболее мягкой и доступной для себя форме.
  • Формирование волевых качеств личности детей, стремления к достижению цели;
  • Осознание собственного «Я» (мы вместе, «рука в руке» подписываем имя ребенка, который творил вместе с педагогом – «Это ты сделал, сам!»);
  • Возможность для ребенка, постоянно переживающего ситуацию неуспеха, почувствовать уверенность в себе, повысить свою самооценку;
  • Подарок как результат занятия (картинка или поделка);
  • Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Наше хобби нам в помощь! Мне нравится работать с бумагой, поэтому я чувствую себя комфортно, когда что-то творю в этой технике. Если вам это не нравится – попробуйте найти что-то свое и использовать в работе.

Итогом арт-терапевтического воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство. Развитие речевых и коммуникативных навыков происходит спонтанно, без принуждения, в процессе совместной деятельности со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок декоративно-прикладного искусства на тему "Изготовление фоторамки в технике скрапбукинг .Подарок первостроителям города"

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образованияпо декоративно – прикладному творчеству .  Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок пр...

Цветы. Скрапбукинг

 http://gallery.ru/watch?a=3yU-gO1R...

Уголки. Скрапбукинг

 http://gallery.ru/watch?a=3yU-gO2H...

Елочка в технике скрапбукинг

СкрапбукингВряд ли сохранилось в истории имя того, кто первым придумал совместить фотографии, открытки, памятные записи и милые сердцу мелочи в «одном флаконе» и создать из обычных вещей совершенно не...

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...