Логопед объясняет... Автоматизация звуков в речи
консультация

Ольхова Алла Юрьевна

Советы и рекомендации учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov_v_rechi.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

- А я смогу говорить правильно?

- Конечно, я тебе помогу!

Уважаемые родители!

     Успех любых начинаний всецело зависит от системы в работе. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий и, безусловно, от вашего участия в коррекционной работе.

     На примере звука «Р» предлагаю проследить этапы постановки и автоматизации,  способы введения звука в спонтанную речь ребенка.

     Итак, звук «Р».

     Для начала мы должны четко представлять правильную артикуляцию звука. Если Вы уверены, что сами правильно произносите звук, покажите ребенку как «работает» ваш язычок. Попробуйте вместе с малышом описать позу и движения языка.

     Звук «Р» - сложный звук, при его произнесении участвуют все мышцы языка, а также имеется достаточно сильная, направленная воздушная струя. Как подготовить органы речи малыша к такой работе? Конечно, с помощью артикуляционной гимнастики!

     Вот некоторые упражнения:

     «Маляр» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» потолок – нёбо – движениями вперед - назад. При этом следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

     «Грибок» - любимое упражнение всех логопедов! Рот открыт, губы в улыбке. Широкий распластанный язык присасывается к нёбу, подъязычная связка сильно растягивается.

     «Лошадка» - любимое упражнение всех детей! Рот открыт, губы в улыбке. Многократно щелкать языком. Следить, чтобы язык сам поднимался к нёбу, не «подсаживать» его нижней челюстью:

Я – лошадка – серый бок! Скок, скок! Скок, Скок!

Я копытцем постучу! Цок, цок! Цок, цок!

Если хочешь, прокачу!

     Для произнесения любого звука нужна определенной силы воздушная струя, необходимо сформировать умение ею пользоваться. Развить это умение несложно- используйте для этого игры, любимые всеми детьми: выдувание мыльных пузырей, поддувание на легкие предметы, различные вертушки и т.п. А с каким удовольствием они играют на губных гармошках!

     Постановку звука доверьте специалисту – логопеду, либо проконсультируйтесь, как самостоятельно вызвать звук.

     Ура! Звук появился! Еще трудно, еще недостаточно четко, но уже есть! Радуемся вместе с ребенком! Демонстрируем всем знакомым его способности.

     Начинаем автоматизацию с произнесения изолированного звука, затем четко, утрированно произносим звук в слогах различной структуры:

           Ра – Ра – Ра – Ра         оР – оР – оР – оР        тРы – тРы – тРы – тРы

     Сразу же «пробуем» звук в словах со сходной слоговой структурой и чистоговорках:

                 Ра – Ра – Ра – Рама, Радуга, Ракета;

                 оР – оР – оР – хоР, мотоР, помидоР.

                                  иР – иР – иР – дали мне кефиР,

                                  иР  - иР – иР – я хочу зефиР!

                                                    тРа – тРа – тРа – в детский сад идем с утРа!

                                                    тРы – тРы – тРы – наши малыши хитРы!

     На этом этапе важно заучивать короткие стихи – рифмующиеся слова способствуют успешной автоматизации звука в речи:

К нам во двоР пРобРался кРот,

Он Роет землю у воРот.

Что же надо там кРоту?

Потемнее темноту!

     Очень сложны скороговорки, в них умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми звуками. Предлагайте их ребенку тогда, когда он без усилий будет произносить звук в словах и фразах:

                Три воРоны на воРотах, три соРоки но поРоге.

                                        ТаРы-баРы, таРы-баРы – у ВаРваРы куРы стаРы.

     Используйте различные виды заданий и упражнений, чтобы активизировать мыслительную и речевую активность ребенка:

                  Загадки                                  Цветное коромысло

                                                                  Над рекой повисло   (Радуга)

                 «Доскажи словечко»               Едва повеяло зимой,

                                                                  Они теперь всегда с тобой.

                                                                  Согреют две сестрички,

                                                                  Зовут их…  Рукавички

                 «Где спрятался звук?»        назови предметы, в названии которых

                                                                  есть звук «Р» (например, в комнате: ковёР,  

                                                                  игРушка, Рыбки, телевизоР и др.)

 

     Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения звука в обычной разговорной речи. При преждевременном прекращении занятий звук «теряется». Именно по этой причине к логопедам  нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

ПОХВАЛА, ТЕРПЕНИЕ и всегда - ЛЮБОВЬ!

Учитель-логопед Алла Юрьевна Ольхова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...

Интегрированное занятие логопедия +музыка. Автоматизация звука ч. Лексическая тема "Весна"

Материал предназначен для логопедической группы учащихся МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида. Коррекционная направленность - музыкотерапия - как средство коррекции нарушения речи. Цель: создать благопр...

Занятие по логопедии "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи"

Занятие по логопедии  "Автоматизация звуков "Р" и "л" в предложениях и связной речи" Способствует автоматизации звуков в речи, активизирует познавательные процессы....

Консультация "ЭТА долгая автоматизация звуков в речи. «Кабинетная речь»."

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в то...

Логопедические игры для автоматизации звуков в речи у дошкольников с ТНР

Подборка игр для автоматизации звуков  источник : https://infourok.ru/sbornik-igr-dlya-avtomatizacii-zvukov-2943216.html...

Пособия Л.А. Комарова "Автоматизация звуков в речи"

В пособиях предлагается система упражнений по автоматизации звуков у дошкольников 4—7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игр...

Логопедический тренажёр «Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (комплект ЛОГОПЕДА для Android) электронное дидактическое пособие

   Логопедический тренажёр «Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (комплект ЛОГОПЕДА для Android) электронное дидактическое пособие ...