Разработка родительского собрания для 8 класса по теме «Всё начинается с семьи»
методическая разработка (8 класс)

Анастасия Алексеевна Мазовская

Цели собрания: 

  • показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
  • проанализировать сведения о том, насколько хорошо родители знают своих детей.
  • помочь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабоцкая основная общеобразовательная школа»

Разработка родительского собрания

для 8 класса

по теме  «Всё начинается с семьи»

Разработала: Мазовская А.А.,

учитель русского языка и литературы

2019 год

Цели собрания: 

  • показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
  • проанализировать сведения о том, насколько хорошо родители знают своих детей.
  • помочь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Форма проведения: беседа, обмен мнениями, анкетирование

Подготовительная работа к собранию: 

       • за 2 недели до собрания среди родителей проводится анкетирование «Принципы воспитания детей»;

• среди учащихся проводится анкетирование «Это я».

Оформление, оборудование: на доске слова А.С. Макаренко: «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»; выставка книг о воспитании подростков.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый день, друзья! Я очень рада видеть вас. Рада тому, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. Сегодня предлагаю тему, которая, как мне кажется, всегда была актуальной. Мы постараемся вместе с вами разобраться в некоторых сложных ситуациях, возникающих в вашей семье.

- «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя», - так говорил великий Конфуций.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина. Специальные исследования показали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. От того, какие были взаимоотношения в семье, получили ли дети достаточно любви и ласки, зависит будущая жизнь ребенка, зависит его место в жизни и то, насколько комфортно ему будет среди других людей.

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

II. Анализ анкетирования «Принципы воспитания детей», проведенного среди родителей

- По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей. Социальная психология утверждает, что виды взаимоотношений в семье могут быть следующими. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. Соревнование - желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Любой из этих 5 характеров отношений может проявляться в семье в той или иной степени, способствуя или препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Естественно, что идеальный характер отношений - это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка протекают ровно и безболезненно. Однако, к сожалению, сохранить эту атмосферу сотрудничества в семье удается не всегда. При определенной эрозии супружеских чувств, усталости и взаимопривыкании между супругами (а впоследствии и другими членами семьи) могут возникнуть паритетные отношения. Это тоже неплохо, хотя для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной - слишком уж важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и недостает. Соревнование между членами семьи тоже допустимо, если, конечно, оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А здесь уже ни о чем хорошем говорить не приходится.

И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые могут или просто не появиться в подобной семье, либо постоянно испытывать в ней столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их развитие становится невозможным.

Ситуация в семье часто осложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст. Сегодня мы поговорим о том, насколько в подростковый период важно для ребенка именно семейное общение. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты, и как следствие - развал отношений. Часто к отчуждению приводят неосторожные фразы родителей, произнесенные в состоянии раздражения.

Все наши затруднения с детьми можно описать как неумение найти общий язык. Не понимает нас ребенок! В русском языке для выражения недовольства ребенком есть огромное количество устойчивых оборотов, что свидетельствует об остроте и всеобщности проблемы:

• Ты что - не слышишь?

• Ты что - глухой? Оглох?

• Я кому говорю?

• Я тебе говорю или нет?

• Я тебе, кажется, русским языком говорю!

• Сколько раз тебе повторять?

• Мне надоело повторять тебе одно и то же!

• Ты что молчишь?

• Ты что - язык проглотил?

- Нам кажется, что дети нас действительно не слышат и надо повторить, надо сказать в третий раз, да прикрикнуть - вот тогда и услышит, и поймет, и все будет хорошо. Но многое из того, что мы говорим ребенку, до него никогда не дойдет, потому что мы не на том языке говорим. Общий язык - это не язык команды и послушания, это язык желаний. Общий язык - это общие желания. Это язык веры, надежды, любви. Общаться - значит пробуждать чувство, привлекать внимание.

III. Практикум для родителей

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы своих детей?», вопросы которой были использованы ранее в анкете для учащихся «Это я».

 (Затем классный руководитель предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.)

IV. Продолжение беседы

- Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним прежде всего является разумная организация жизни семьи. В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в т. ч. и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Когда взрослый нарушает данное ребенку слово, у него быстро находится оправдание этому. Ребенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения. А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней. Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения: «Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка».

Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

V. Разбор различных житейских ситуаций

Ситуация 1. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

- В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить.

(Высказывания родителей.)

Подведение итога. Отсюда следует правило: «Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации».

Все это вполне реально можно обсудить с сыном или дочкой, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что надо нашим детям постоянно! Тогда будет ребенку дома комфортно и спокойно, и он состоится как личность.

Ситуация 2. Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

(Разбор ситуации с помощью родителей.)

Подведение итога. Еще одно правило для взрослых: «Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой Ребенок тоже нашел себя в этом мире». Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

Ситуация 3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

(Обсуждение ситуации.)

- Надо ли вникать в такие ситуации?

- Всегда ли они кажутся нам важными?

- Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

(Высказывания родителей.)

Подведение итога. А ведь еще одна задача родителей - создать такую живительную среду, чтобы ребенок мог сам развиваться, активно строя свою уникальную личность.

Еще одно правило: «Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».

Дорогие родители! Спасибо Вам за участие в обсуждении вопросов воспитания. Может быть, кто-то из вас узнал новое или сделал какой-то вывод.

VI. Заключительное слово классного руководителя

- Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью и пониманием, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Если ребенок дома ощущает любовь и понимание родителей, он будет чувствовать себя уверенно и комфортно в обществе. Ведь каково на дому, таково и самому.

- В качестве итога нашего родительского собрания я хочу рассказать Вам притчу: 

Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. 
– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…
– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.
– Сколько денег ты получаешь?
– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!
Ребенок поднял на него грустные глаза.
– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?
– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.
Отец вышел из себя и закричал на сына:
– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. 
– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.
– Нет, я лежу и думаю…
– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.
Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.
– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!
Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.
– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Я желаю счастья вашим семьям, мира вашим отношениям с детьми. На этом наше собрание заканчивается, и на память о нём дарю вам памятки.

Дополнительный материал

Анкета «Принципы воспитания детей»

Уважаемы родители!

Просим вас ответить на несколько вопросов о воспитании детей в семье.

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Ключ к тесту

а) могу и всегда так поступаю - 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;

в) не могу - 1 балл.

Анализ результатов теста

От 30 до 39 баллов: вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов: ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов: у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета «Это я»

• Мой любимый цвет...

• Мой любимый праздник...

• Мне... лет.

• Мой знак Зодиака...

• На карманные расходы мне дают... денег.

• Я предпочитаю... стиль одежды.

• У меня ...друзей.

• Моя любимая группа или солист...

• Я пишу стихи (Да, нет).

• Я веду дневник (Да, нет).

Анкета «Знаете ли вы своих детей?»

• Любимый цвет вашего ребенка?

• Любимый праздник?

• Сколько лет вашему ребенку?

• К какому знаку Зодиака относится?

• Сколько денег вы даете на карманные расходы?

• Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

• Сколько у него друзей?

• Любимая группа или солист?

• Пишет ли он стихи?

• Ведет ли он дневник?

Памятка для родителей

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;

•сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т. д.;

•если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;

•если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

•если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.

Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания в 6 классе по теме: "Послушание в семье"

Разговор с родителями ведется о возможности доброжелательной, дружелюбной обстановки в семье и какими способами и методами можно достигнуть любви, уважения и взаимопонимания между детьми и родителями....

Родительское собрание 6 класс по теме «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами" (Ода маме)

Не мало написано ласковых словО мамочках наших, родных и прекрасных.Они, словно феи из сказочных снов,Несут в нашу жизнь нескончаемый праздник....

Родительское собрание 8 классе на тему «Проблемы формирования мотивации подростков к обучению»

Родительское собрание  8  классе на тему «Проблемы формирования мотивации подростков к обучению»...

Классный час в 7 классе на тему: «Все начинается с семьи»

Классный час в 7  классе на тему «Все начинается с семьи», цель которого сформировать ценностное отношение к семье....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-МАРКЕТ в параллели 6-х классов на тему «Всё начинается с урока…»

в рамках общешкольного  психолого-педагогического просвещения родителей «Малая родительская академия «Семья – территория любви»....