Программа педагога - психолога
учебно-методический материал (11 класс)

Гачаева Оксана Валериевна

Современный подросток, юноша живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Молодежь больше других возрастных групп страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах - старые разрушены, новые - не созданы. Они считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя», старается как-то извернуться, обмануть другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx26.89 КБ
Файл programma._gachaev.odt82.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог – психолог Гачаева О.В

«Коррекция агрессивного поведения студентов колледжа»

Пояснительная записка

        Современный подросток, юноша живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Молодежь больше других возрастных групп страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах - старые разрушены, новые - не созданы. Они считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя», старается как-то извернуться, обмануть другого.                В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих молодых людей характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков, триллеров, фильмов ужасов, провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.                        

        Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

        1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

        2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

        3) размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

        4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.                В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:                                                                                Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.                                                                        Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.                                                                        Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.                                                        Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.                                                                                                Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.                                                Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.                                                                                        Раскрытие причин и характера агрессивности подростков и юношей требует проведения определенной классификации. На основе наблюдений, анализа документации, бесед с преподавателями, родителями, анкетирования, тестирования, сочинений, исследователи выделяют четыре группы молодых людей:                                                                        1. С устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.                2. С деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.                        3. Молодые люди, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.                                                4. Молодые люди, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Цель программы:                                                                                Снижение уровня агрессивности студентов колледжа путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:                                                                                                - выявить обучающихся, имеющих склонность к агрессии и насилию;                - дать возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения;                                                                                                        - научить студентов понимать переживания, состояния и интересы других людей;                                                                                                - выработать у студента умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции;                                                                        - развивать навыки межличностного общения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов;                                                        - поддержать процесс формирования у обучающихся, проявляющих признаки агрессивного поведения, позитивной самооценки;                                -  способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Теоретическое обоснование

Терминология  - в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.        
         Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

Агрессия (агрессивность) бывает:

  • Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  • Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

  • Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

  • Защитная или провоцирующая

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

  • Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная)

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

  • Враждебная и инструментальная

Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.

Методологический аспект 

Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения обучающихся стали следующие принципы:                                                         - принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач;

          - принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип приоритетности коррекции каузального типа;                                - деятельностный принцип коррекции;                                                        - принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающихся;                                                                        - принцип комплексности методов психологического воздействия;                - принцип учета объема и степени разнообразия материала.        

Целевая группа:                                                                                                Программа рассчитана на студентов колледжа.

Критерии отбора в группу:        

Отбор в группу происходит по результатам диагностики. Выявляются студенты:                                                                                                        - с высоким уровнем агрессивности;                                                        - с нарушенным волевым контролем эмоциональных реакций;                        - выбирающие деструктивные формы поведения в конфликтном взаимодействии.

        С данными обучающимися проводятся индивидуальные консультации, по итогам которых формируются группы, куда входят как студенты с агрессивными тенденциями в поведении, так и обучающиеся, у которых отклонений не наблюдалось.        

 Направления  работы по программе отражают её основное содержание:

  - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление студентов с агрессивным поведением, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом  развитии студентов, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения студентов с агрессивным поведением  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;                                                                                                - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории студентов, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы:                                                        

Этап 1. Диагностический блок                                                                Цель: Выявление студентов с повышенным уровнем агрессивности, студентов с нарушенным волевым контролем эмоциональных реакций и студентов, проявляющих деструктивные формы поведения в конфликтном взаимодействии.

Методики:

- Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел;                                                                                                                 - Методика оценки способов реагирования в конфликте К.Н. Томаса.

Этап 2. Коррекционно-развивающий блок

Раздел

Тема

Цель

Формы

I раздел Ориентировочный

Давайте познакомимся

Создание позитивной атмосферы и мотивации на работу; знакомство участников с основными  принципами работы в группе; снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы

Упражнение «Приветствие». Упражнение «Договор».

Упражнения: «Кто я?»; «Я – хороший, ты – хороший»; «Шаг вперед все, кто…»

Радость общения

Продолжение знакомства и синхронизация группы; установление контактов между участниками; снятие эмоционального и телесного напряжения; развитие навыков совместной игры.

Упражнения: «Имена по кругу»; «Никто не знает…»; «Сравнение»; «Сиамские близнецы»; «Мой багаж»; «Солнышко».

II раздел Реконструктивный

Я и агрессия

Взаимодействие; отреагирование чувств; осознавание неконструктивных способов выражения агрессии

Упражнение «Приветствие», «Слепой и поводырь», «Рецепт: как сделать человека агрессивным», «Агрессивный контакт».  Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов.

Точка опоры

Осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему; обучение методам релаксации.

Упражнения: «Приветствие», «Дом», «Кто здесь будет жить?». Ролевая игра с целью выявления агрессивного поведения с элементами психодрамы. Обучение дыхательным релаксационным техника и технике визуализации.

Самопринятие

Повышение активности и самооценки студентов; принятие ими своих негативных качеств.

Упражнения: «Комплимент»; «Выражение доверия», «Толкалки», «Зеркало»,  «Мой герой», «Переменное дыхание».

В контакте с самим собой

Изучение мотивов своего агрессивного поведения; изучение мотивов агрессивного поведения других людей.

Упражнения: «Связь», «Ехал Грека через реку», «Мир глазами агрессивного человека». Дыхательные релаксационные упражнения.

Мои возможности

Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций; наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру; обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

Упражнения: «Где мне сесть», «Путаница». Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии, направленная на обучение участников конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Упражнения: «Обзывалки», «Хочу сказать тебе приятное», «Спасибо». Релаксационные упражнения: «Сдвинь камень», «Апельсин»

Самоконтроль

Отработка конструктивных форм поведения; дальнейшее обучение методам саморегуляции.

Упражнения: «Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движения», «Письма гнева», «Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания». Дыхательные упражнения.

III раздел Закрепляющий

Мои эмоции

Закрепление конструктивных способов поведения.

Ролевые игры: на взаимодействие, осознавание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, на развитие эмпатии; на формирование умений сдерживать свои эмоции, на отработку конструктивных форм поведения. Упражнения: «Эффективное взаимодействие», «Галерея негативных портретов». Упражнения на релаксацию.

В мире с собой и другими

Закрепление конструктивных способов поведения.

Упражнения: «Символическое изображение эмоций». Ролевая игра, в  которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы». Упражнения: «Мне в тебе нравится», «Копилка хороших поступков».

Прощай

Завершение работы группы

Заключительное тестирование. Итоговое обсуждение достижений всего цикла. Пожелания.

         

Этап 3. Оценка эффективности коррекционно-развивающих воздействий.                                                                                        По итогам реализации программы повторно проводится диагностика и сравниваются результаты.

Организация и структура занятий: групповые занятия проходят 1 раз в неделю по  1-1,5 часа. Каждое занятие состоит из разминки, основного содержания и рефлексии.                

Ожидаемый результат работы по программе:                                                а) снижение уровня агрессивности студентов колледжа;                                б) повышение уровня сплоченности студенческого коллектива;                        в) снижение количества межличностных конфликтов.

Практическая значимость программы

Использовать эту программу могут педагоги-психологи в комплексном сопровождении студентов, проявляющих признаки агрессии, так и педагоги-психологи для коррекционной работы с обучающимися старшего школьного возраста.

Список литературы:

  1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2016. - 271 с.: ил.. - (Серия "Эффективный тренинг");
  2. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2017. – 656 с. – (Библиотека практической психологии).
  3. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: учебное пособие / Д.М. Рамендик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2016. - 184 с. - (Профессиональное образование);
  4. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2017. - 96 с.
  5. Федосенко, Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. - СПб.: Речь: М.: Сфера, 2016. - 320 с.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок»

Коррекционно-развивающая программа

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Остров детства»

Разработала

педагог-психолог

Гачаева Оксана Валериевна

Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы………………………………………………………….

3

Актуальность программы……………………………………………………

8

Цели и задачи программы……………………………………………………

11

Диагностический блок………………………………………………………...

11

Методы работы………………………………………………………………

Формы организации занятий…………………………………………………  

12

13

Тематический план……………………………………………………………

13

Структура занятия……………………………………………………………..

14

1.Блок. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы  у детей дошкольного и младшего школьного возраста.……………………………..

2.Блок. Воспитание умения бесконфликтного взаимодействия в системе «родитель-ребенок……………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

15

28

42

Приложение…………………………………………………………………….

44

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Структурный элемент

Пояснение

  1. Титульный лист

Название программы

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Остров детства».

Разработчики программы

Педагог-психолог - Гачаева Оксана Валериевна

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, уровня агрессии, тревожности и нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации.

Целевая группа

Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспитывающихся в замещающих семьях и в условиях детских

учреждений.

Цель программы

Создание условий для преодоления переживаний негативных эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами пескотерапии.

Задачи программы

Задачи программы:

*проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;        

*отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

* развивать эмоциональную и познавательную сферу ребенка и его способность к рефлексии;

*установить и развить отношения партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок».

Диагностический блок

  1. Методика «Волшебная страна чувств» Т. Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
  2. Тест «Умение распознавать эмоции» модификация «Цветопись» А. Лутошкина (изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках.
  3. Методика исследования опосредованного запоминания, А.Н. Леонтьев.
  4. «Дом, дерево, человек», Дж.Бук.
  5. Методика «Кактус», М.А. Панфилова.
  6. АСВ (анализ семейных взаимоотношений) опросник для родителей.
  7. PARI - «Родительско-детские отношения» Е. С. Шефера и Р.К.Белла.
  8. Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).
  9.  Тест «Рисунок семьи».
  10.  Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия.
  11. Методика исследования опосредованного запоминания.
  12. «Человек», К. Маховер.

Формы работы

-индивидуальная, парная, групповая.

Методы работы

1. Обследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.

2. Игровая деятельность (обыгрывание, сочинение сказок и т.д.).

3. Словесные методы: беседы, рассказ педагога-психолога, чтение (стихи, сказки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6. Функциональная музыка.

7. Сказкатерапия.

8.Пескотерапия.

III.Содержание программы

Направление деятельности

  1. Психолого-педагогическое, коррекционное, развивающее.

Материально технические ресурсы

Стол с подсветкой, магнитофон, аудиозаписи звуков природы, коллекция миниатюрных фигурок и предметов, сюжетные картинки, компьютер, фотоаппарат, ультрафиолетовая лампа, индивидуальная песочница.

  1. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

  • Снижение фона тревожности.
  • Нейтрализация страхов.
  • Снять напряжение, разрядить негативные эмоции.
  • Гармонизация эмоционального фона.
  • Конструктивные, партнерские отношения замещающих родителей с приемным ребенком.
  1. Приложение

Методическое обеспечение программы

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

3. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.

4. Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. 

6. http://doshvozrast.ru

7. programma-korrekcii-detsko-roditelskix-otnoshenij-sekrety-pesochnoj-strany-vypolnila-pedag.

Список литературы

1.Алан Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 1997.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. М., 2001.

5. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.

6. Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. 

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия/ Пер. с англ. СПб., 2001.

9. Юнг К.Г. Символическая жизнь. М.: Когнитив-Центр, 2003.

10. http://doshvozrast.ru

Приложение

Подвижные игры для детей.

Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »

К. Д. Ушинский  

Актуальность программы

Для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, трудно найти подходящие методы. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью. Они просто не понимают смысла некоторых игр и упражнений, низкий уровень интеллектуального развития не позволяет им справляться с большинством заданий. Кажется, что интеллектуальные задания необходимы таким детям больше всего и приоритет в работе следует отдать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Но из опыта работы могу заключить, что пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет сдвига и в его успеваемости. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики. Поэтому первая задача психолога — выявление травмирующего фактора и работа с ним. Из-за того, что у воспитанников низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный эмоциональный словарь, слабо развитая рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе. С помощью песочной терапии можно создать точный образ, не прибегая к словам. В образе ребенок может реконструировать травмирующую ситуацию, свое отношение к ней и способы выхода, а также создать позитивный образ «Я», что способствует самопринятию.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, уровня агрессии, тревожности и нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации.

Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать на песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые  можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира  личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

Благодаря своей неструктурированности  песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу, улучшить микроклимат в семье. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

Эта работа позволяет психологу накапливать ценную диагностическую информацию: как ведет себя ребенок во время игры, какое пространство песочного мира он позволяет себе занять. Кроме того, одновременно мы совершенствуем коммуникативные навыки детей, развиваем их речь, воображение.

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401604

Метод песочной терапии можно использовать в работе со следующим спектром проблем:

  • различные формы нарушения поведения;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • сложности, связанные с изменениями в семье (потеря, разлука, развод, появление младшего ребенка, адаптация к новым условиям и т.д.).

Психотерапевтическая работа позволяет педагогу-психологу решать следующие задачи:

  • диагностические;
  • коррекционные;
  • терапевтические;
  • творческого развития.

Противопоказания к использованию песочной терапии:

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
  • Клиент с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и прорезы на руках.

Целевая группа: Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспитывающихся в замещающих семьях и находящиеся в условиях детских учреждений.

Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий для преодоления переживаний негативных эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи программы:

*проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;

*отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

* развивать эмоциональную сферу ребенка и его способность к рефлексии;

*установить и развить отношения партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок».

Диагностический блок.

  1. Методика «Волшебная страна чувств» Т. Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
  2. Тест «Умение распознавать эмоции» модификация «Цветопись» А. Лутошкина (изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках.

3.Методика исследования опосредованного запоминания, А.Н. Леонтьев.

  1. «Дом, дерево, человек», Дж.Бук.
  2. Методика «Кактус», М.А. Панфилова.
  3. АСВ (анализ семейных взаимоотношений) опросник для родителей.
  4. PARI - «Родительско-детские отношения» Е. С. Шефера и Р.К.Белла.
  5. Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).
  6.  Тест «Рисунок семьи».
  7.  Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия.
  8. Методика исследования опосредованного запоминания.
  9.  «Человек», К. Маховер.

Методы работы

1. Обследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание, сочинение сказок и т.д.).

3. Словесные методы: беседы, рассказ педагога-психолога, чтение (стихи, сказки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6. Функциональная музыка (использование звуков природы).

7. Сказкатерапия.

8. Пескотерапия.

Формы организации занятий

Занятия состоят из двух блоков:

- развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- воспитание умения бесконфликтного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

Песочная игра строится в зависимости от целей и задач занятия, с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся в групповой форме (4 - 5 детей), парно и индивидуально. Задания усложняются или упрощаются в зависимости от проблем и успехов детей. Продолжительность занятий по 30-40 минут, перерывы на пятиминутки. Периодичность: 1 раз в неделю.

Тематический план

Тема

Цель

Часы

  1. блок. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.

«Сказочная страна»

Цель- создание атмосферы единства, сплочения группы, повышение позитивного настроения.

30-40 минут

2.

«Природные стихии»

Цель – развитие эмоциональной сферы ребенка, осознание эмоциональных состояний.

30-40 минут

3.

«Волшебные секреты»

Цель-  установление психологического комфорта.

30-40 минут

4.

«Победить страх»

Цель:

- научить ребенка выражать свои чувства и ощущение;

- научить ребенка справляться с негативными эмоциями.

30-40 минут

5.

«Чего на свете не бывает»

Цель- развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

30-40 минут

6.

«Сад-огород»

Цель – ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

30-40 минут

7.

«Сказочный лес»

Цель – развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

30-40 минут

8.

«Сказочный город»

Цель – развитие образного мышления, воображения, речи.

30-40 минут

2блок. Воспитание умения бесконфликтного взаимодействия в системе «Родитель - Ребенок»

1.

«Сходить в гости»

Цель – обследовать структуру взаимоотношения родителя и ребенка.

30-40 минут

2.

«Узоры на песке»

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок»

30-40 минут

3.

«Песочные прятки»

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия, гармонизация отношений в системе «родитель-ребенок».

30-40 минут

4.

«Что под песком?»

Цель- воспитание умения бесконфликтного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

30-40 минут

5.

«Кораблики»

Цель- развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

30-40 минут

6.

«Песочные круги»

Цель- развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

30-40 минут

7.

«Археолог»

Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

30-40 минут

8.

«Тепло-холодно»

Цель- развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

30-40 минут

Структура занятия

Вводная часть

Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок,  где используются различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию).

 Практическое выполнение.

1. Знакомство с правилами игр на песке.

2. Формулировка темы занятия, инструкции к играм (может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев). Специалист может предлагать здесь тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.  В этой части решаются цели и задачи занятия. Перемена: подвижная игра 5 минут (см. Приложения).

3. Практическое выполнение.  

Заключительная часть

Итоги занятия, ритуал выхода (предполагает вербализацию чувственного опыта ребенка рефлексию и подведение итогов).

Содержание программы

1.Блок. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы  у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эмоции это краски души,

Они прекрасны и зрелищны.

Когда ты ничего не испытываешь,

Мир делается пустым и бесцветным.

Уильям Пол Янг.

Занятие №1.

«Сказочная страна»

Цель – создание атмосферы единства, сплочение группы, повышение позитивного настроения.

Задачи:

- развитие умения выражать свое эмоциональное состояние;

- снятие внутреннего эмоционального напряжения.

Форма занятия: группа 4-6 человек.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек (животных, растений, людей), зеркальце.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Мне очень приятно всех вас видеть. Сегодня мы поздороваемся с вами особым  образом:  каждый из вас произнесет по очереди свое имя и поприветствует друг друга улыбками.

Теперь давайте вспомним с вами правила поведения в песочнице (все по очереди называют правила).

2. Практическое выполнение.

 Педагог-психолог.  Ребята, я предлагаю сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшебное зеркальце, превратиться в волшебника и перенесется в сказочную страну. Когда все дети посмотрелись в зеркальце, педагог-психолог снимает с песочницы ткань, и дети видят ровное пространство песочницы.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, давайте попробуем все вместе создать Сказочную страну». Подойдите, пожалуйста,  к полке с фигурами и выберите себе фигурку того героя, которым вы сегодня будете в нашей стране. Педагог-психолог берет фигурку в последнюю очередь. Дети с помощью специалиста создают сказочную страну.

«Ну вот, наша страна ожила, появились леса и реки, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей стране? Дети по – очереди рассказывают о своих персонажах, о том, как и зовут, чем они занимаются, какие у них привычки? После этого педагог-психолог рассказывает свою сказку. По ходу рассказывания сказки дети вместе с педагогом-психологом  обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории, когда сказка рассказана до конце, педагог-психолог говорит:

«Дорогие мои волшебники! Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и помощью зеркала отправимся в обратный путь. Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотря в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.

3.Заключительная часть.

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

- Чем закончилась сказка?

…Здорово ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!».

Занятие №2

«Природные стихии»

Цель – развитие эмоциональной сферы ребенка, осознание эмоциональных состояний, посредством песочной терапии.

Задачи:

- обогащать представления детей о природе и ее явлениях (стихии, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира;

- развивать эмоциональную сферу ребенка и его способность к рефлексии;

- научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения.

Форма занятия: группа  из 4-5  человек.

Оборудование:  песочница, картинки с изображением стихий, цветной песок, камни, ракушки, каштаны, ватман, запись музыкального сопровождения.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Знакомство детей с песочницей.  «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком, поэтому видны  голубые  борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами  «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем? Действительно, дно символизирует воду.

Знакомство с миниатюрными игрушками.  «Посмотрите – здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

При работе с песочницей существуют некоторые правила:

1. нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;

  1. нельзя брать его в рот;
  2. после игры нужно убрать все игрушки на свои места.
  3. после  игры нужно помыть руки.

Давайте с вами познакомимся с песком

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет педагог-психолог и ребенок).

-Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко в руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

2. Практическое выполнение.

 Педагог-психолог: Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебной песочной стране. Где живут повелители стихий. Как вы думаете, что такое стихии? Какие они бывают?  (дети отвечают)

Педагог-психолог. А теперь ребята, опустите свои руки поглубже в песок, может вы что-то найдете там. (Дети находят карточки с изображением стихий: земля, огонь, воздух, вода).

Педагог-психолог. Ребята это повелители стихий оставили нам свои следы. Вы видите, они лежали все в разных местах. Это потому, что все стихии поссорились между собой ведь у них такое разное настроение? Давайте попробуем изобразить его.

«Узнай эмоцию по мимике и голосу».

Дети с помощью мимики и произнесения отдельных звуков разной интонацией выражают свою эмоцию или настроение, остальные дети угадывают).

Педагог-психолог. А какие эмоции вы знаете?

(Дети рассуждают, отвечают на вопрос).

Педагог-психолог. А теперь давайте попробуем угадать, какое же настроение у наших стихий? Вы слышите звуки….

(Звучат звуки природы: треск огня, шум ветра, извержение вулкана, шум моря. Дети угадывают стихии. И подбирают, какое настроение передает каждый звук).

Педагог-психолог. Замечательно вы справились. Мы узнали, что каждый из нас с вами, и даже природа, стихии имеют разное настроение и эмоции. И даже иногда ссорятся. Но вместе мы можем гораздо больше. Так ведь?

(Ответы детей).

Педагог-психолог. Нам осталось помирить наши стихии. Но сделаем мы это необычным способом. Мы нарисуем наши стихии вместе в большом круге.

(Педагог-психолог готовит с детьми на ватмане большой круг. Который делят на 4 части с помощью природного материала: каштаны, камушки, ракушки. Каждая часть означает одну из стихий).

Педагог-психолог. И рисовать мы с вами будем песком. Предлагаю вам выбрать цвета, которые подходят для каждой из стихий затем набрать песок в руки  и засыпать внутрь круга.

Педагог-психолог. Мы с вами наполняем этот круг. А что  напоминает вам круг? Встречали ли вы круг в природе?

(Ответы детей).

Педагог-психолог. Правильно ребята. Вы молодцы. Круг – это наша планета. Это наш мир. На ней много людей с разными эмоциями и настроением. И мы с вами собрали воедино рассорившиеся стихии. Теперь они снова вместе. Вам нравится, что мы их подружили?

(Ответы детей)

Педагог-психолог. Вот и закончилось наше путешествие. Какое у вас настроение?

(Ответы детей)

Педагог-психолог.  У меня радостное и хорошее настроение. Предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться и попрощаться.

3.Заключительная часть.

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

Педагог-психолог. Вот и закончилось наше путешествие. Какое у вас настроение? Понравилось ли занятие? Что запомнилось больше всего? Что было сложно? (Ответы детей)

Педагог-психолог.  У меня радостное и хорошее настроение. Предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться и попрощаться.

Занятие №3

«Волшебные секреты»

Цель-  установление психологического комфорта.

Задачи:

  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Оборудование:  песочница, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Форма занятия: Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого в минигруппах 3-4 человека.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Давайте вспомним с вами правила поведения в песочнице (все по очереди называют правила).

2. Практическое выполнение.

Педагог – психолог. Ребята я предлагаю взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают ваше внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов.

Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты" (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому - поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек доброты" передается из рук в руки по кругу).

3.Заключительная часть.

 По окончании работы педагог-психолог предлагает вымыть руки, сесть на стулья и ответить на вопросы:

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

- Какие ощущения и эмоции вы испытывали во время занятия? Опишите их.

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101103

Занятие №4

«Победитель страха»

Цель 

- научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.

-научить ребенка справляться с негативными эмоциями.

-научить ребенка выражать положительные эмоции.

-побуждать к активным действиям.

Задачи:

- релаксация, снятие мышечной напряжённости;

- стабилизация эмоционального состояния;

- научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Форма занятия: индивидуальная.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Давай вспомним с тобой правила поведения в песочнице.

2. Практическое выполнение.

Педагог-психолог предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Специалист просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

3.Заключительная часть.

 По окончании работы музыка затихает.

Педагог-психолог.  "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

В заключении педагог-психолог просит разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №5

«Чего на свете не бывает»

Цель- развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Задачи:

- сформировать познавательное отношение к окружающей действительности;

-привлекать внимание ребенка к отдельным предметам, объектам.

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки.

Форма занятия: индивидуальная.

1.Вводная часть.

Давай вспомним с тобой правила поведения в песочнице.

2. Практическое выполнение.

Ход занятия

Педагог – психолог предлагает ребенку, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Затем педагог-психолог вместе с ребенком сочиняет сказку на данную тему.

3.Заключительная часть.

 По окончании работы педагог-психолог предлагает ребенку вымыть руки, сесть на стул и поделиться впечатлениями ответив на вопросы:

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

Занятие №6

«Сад-огород»

Цель-  ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Задачи:

- обогащать предметную среду;

- способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.

Оборудование: две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Форма занятия: групповая (4-5 детей).

Ход занятия

1.Вводная часть.

Давай вспомним с тобой правила поведения в песочнице.

2. . Практическое выполнение.

Педагог-психолог взмахивает волшебной палочкой и одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород.  Дети делятся на минигруппы, им предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Специалист просит детей по очереди описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу, а также рассказать о фруктах и овощах, которые они знают, но которых здесь нет.

3.Заключительная часть.

 По окончании работы педагог-психолог предлагает детям вымыть руки, сесть на стулья и поделиться впечатлениями:

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

- Что получилось лучше всего?

Занятие №7

«Сказочный лес»

Цель-  развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Задачи:

- сформировать познавательное отношение к окружающей действительности;

- способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки.

Форма занятия: индивидуальная.

1.Вводная часть.

Давай вспомним с тобой правила поведения в песочнице.

2. Практическое выполнение.

Ход занятия

Педагог-психолог предлагает ребенку задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Специалист предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д.

В конце игры ребенок сочиняют сказочную историю.

3.Заключительная часть.

 По окончании работы педагог-психолог предлагает ребенку вымыть руки, сесть на стул и поделиться впечатлениями:

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

- Что получилось лучше всего?

Занятие №8

«Сказочный город»

Цель -  развитие образного мышления, воображения, речи.

Задачи:

- обогащать предметную среду;

- способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки, набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.

Форма занятия: индивидуальная.

1.Вводная часть.

Давай вспомним с тобой правила поведения в песочнице.

2. Практическое выполнение.

Ход занятия

Педагог-психолог показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, специалист рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город.

3.Заключительная часть.

 По окончании работы педагог-психолог предлагает ребенку вымыть руки и поделиться впечатлениями:

- Понравилось ли занятие?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было сложно?

- Что получилось лучше всего?

(http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101103)

2.Блок. Воспитание умения бесконфликтного взаимодействия в системе «родитель-ребенок.

Занятие №1

«Сходить в гости»

Цель - исследовать структуру взаимоотношений родителя и ребенка.

Задачи:

- установление контакта и доверия с мамой и ребенком.

- развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

-умение взаимодействовать в пространстве другого.

-снижение психофизического напряжения.

-знакомство  с правилами поведения при работе с песочницей.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем? Действительно, дно символизирует воду.

Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите - здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

При работе с песочницей существуют некоторые правила:

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя брать его в рот.
  • После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке нужно помыть руки.

Давайте с вами познакомимся с песком.

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

- А теперь закопаем, друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

  1. Практическое выполнение.

Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. А теперь расскажите каждый о своем животном.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вам каждому нужно будет занять какое-то место в песочнице. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.

После того, как жилища обустроены, педагог-психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят, друг к другу в гости»).

После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

  1. Заключительная часть.

- Понравилась ли вам игра?

- Что запомнилось больше всего?

- Понравилось ли ходить, принимать в гости?

В заключении психолог просит каждого разобрать свою песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №2

«Узоры на песке»

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».

Задачи:

- развитие тактильной чувствительности, воображения.

-развитие речевой активности.

-развитие коммуникативных навыков.

-снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточки, камушки.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Давайте вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).

Упражнение «Узоры на песке».

- Родитель пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует родителю, а родитель повторяет.

Упражнение «Необыкновенные следы».

- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами друг с другом – «жучки здороваются»),

  1. Практическое выполнение.

Психолог предлагает родителю вместе с ребенком придумать историю про Песочную страну. Сначала договоритесь, о чем, о ком будет ваша история, затем подойдите к полке с игрушками и выберите те, которые помогут вам создать эту страну в песочнице.

После построения психолог просит рассказать историю о данной стране, помогая наводящими вопросами:

- Что это за страна? Как она называется?

- Кто в ней живет? Чем они занимаются?

- Всем ли хорошо в этой стране? и т.п.

  1. Заключительная часть.

- Понравилось ли вам совместное строительство?

- Что понравилось больше всего?

- Какой момент строительства запомнился?

- Какие чувства возникли в игре?

В заключении педагог- психолог просит  разобрать  песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №3

«Песочные прятки»

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия, гармонизация отношений в системе  «родитель-ребенок».

Задачи:

-развитие тактильной чувствительности.

-развитие зрительного восприятия.

-развитие коммуникативных навыков.

-снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточка.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).

Упражнение «Отпечатки».

Психолог просит родителя и ребенка оставить по отпечатку своей ладошки на поверхности песка. Затем каждый, используя разные камушки, бусинки и т.п. должен украсить ладошку друг друга.

 Упражнение: «Песочные прятки».

Психолог просит родителя выбрать из коллекции три игрушки. Ребенок закрывает глаза, а в это время мама закапывает их в песок. Затем мама говорит: «Открываются глаза, начинается игра» и ребенок должен найти игрушки спрятанные в песке (можно раскапывать их пальцами, использовать кисточки, раздувать песок). Затем родитель с ребенком меняются местами (ребенок закапывает игрушки, а мама пытается их найти).

  1. Практическое выполнение.

Психолог спрашивает маму и ребенка: «Любите ли вы получать подарки? А делать подарки?».

Сегодня мы с вами будем делать подарки друг другу и в этом нам поможет песочница и игрушки. Разделите песочницу пополам и каждый на своей стороне выложите сюрприз для другого. Это может быть сказочная страна, картина и т.п., пока вы не сделаете разговаривать не разрешается. После того как подарки сделаны, каждый рассказывает что он сделал, а другой говорит понравился ли ему подарок.

  1. Заключительная часть.

- Понравилось ли вам делать друг другу подарки? А принимать?

- Какие чувства возникли в процессе данной игры?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №4

«Что под песком?»

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».

Задачи:

-регуляция мышечного тонуса.

-снятие напряжения с мышц пальцев рук.

-совершенствование мелкой моторики.

-снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, картинки из сказок, кисточка, цветные карандаши, бумага А4, карточки Люшера.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

- Погрузите пальцы в песок, сжимаем и разжимаем кулачки.

- Погрузите пальцы в песок, и легкими движениями создаем волны.

Упражнение: «Что под песком?».

Родитель засыпает  в песочнице тонким слоем песка картинки из сказок. Ребенку дается кисточка, с помощью которой он должен откапать картинку и определить из какой она сказки.

  1. Практическое выполнение

Психолог просит родителя на листе бумаги нарисовать «Морской пейзаж». После того, как рисунок нарисован – ребенок пытается его выложить на песке. Потом происходит сравнение рисунка и постройки.

Затем ребенок рисует родителю рисунок на тему «Моя семья в виде животных», а родитель пытается его выложить на песке. Происходит обсуждение.

  1. Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что было сложно выполнять?

- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №5

«Кораблики»

Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

-регуляция мышечного тонуса.

-снятие напряжения с мышц пальцев рук.

-совершенствование мелкой моторики.

-развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, камушки, кисточка.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упражнение: «Кораблик» (выполняет родитель и ребенок).

Сложите свои ладошки так, чтобы получился кораблик. Сейчас наши кораблики поплывут по песку (выполнение движений сопровождается словами: Плывёт кораблик по волнам, а я в нём капитан).

Упражнение «Цветочки» (выполняет родитель и ребенок).

Поставьте свои руки затыльной стороной на песочек (выполнение движений сопровождается словами: Прямо из песочка выросли цветочки, раскрываются цветы необыкновенной красоты).

Упражнение: «Бег» (выполняет родитель и ребенок).

Сейчас ваши пальчики будут бегать. Создайте в песочнице  речку (выполнение движений сопровождается словами: Побежали вдоль реки, пальцы на перегонки).

  1. Практическое выполнение.

Взрослый предварительно закапывает в песочек «волшебные камушки Доброты» (камни разного цвета). Ребенку дается кисточка и он начинает откапывать камушки. В процессе раскопок по открывающимся частям камушка, нужно описать его цвет, затем взять его в руки, подержать и передать маме (сказав при этом добрые слова) – поделиться добротой камушка и своей добротой.

Упражнение: «Страна доброты».

Психолог просит родителя вместе с ребенком в песочнице создать «Страну доброты», а потом рассказать о ней.

  1. Заключительная часть.

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

- Какие чувства вы сейчас испытывайте?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №6

«Песочные круги»

Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

-регуляция мышечного тонуса.

-снятие напряжения с мышц пальцев рук.

-совершенствование мелкой моторики.

-развитие внимания, памяти.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, магнитофон, фотография-схема Песочной страны с нарисованным маршрутом передвижения, «камень желаний», карточки Люшера.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упражнение на релаксацию (родитель вместе с ребенком).

Психолог просит опустить руки в песок и делать ими различные движения пока звучит музыка. После выполнения упражнения каждый рассказывает о своих чувствах.

Упражнение: «Песочные круги» (медитативное рисование).

Родитель и ребенок рисуют на песке круги и украшают их: камушками, семенами, ракушками, бусинками, пуговицами. После выполнения упражнения каждый дает название своему кругу, рассказывает о нем. Затем круги сравниваются: что у них общего, похожего.

  1. Практическое выполнение.

Психолог: Сегодня Песочная страна нуждается в вашей помощи. Страшный колдун налил воды в песочные часы, и время в Песочной стране остановилось. Оно просто застыло, как и все вокруг, словно на фотографии. Что же можно сделать, чтобы песок в часах снова стал сыпучим и жизнь страны восстановилась? (нам нужно солнце). Став лучиками солнца, мы сможем согреть песок, время снова пойдет своим чередом, и нам удастся оживить фотографию Песочной страны (ребенок с родителем создают из песка объемный круг – солнышко, и каждый по очереди рисуя лучики, говорит Песочной стране свое пожелание).

Посмотрите, а вот и фотография, которую нужно оживить (психолог показывает фотографию-схему, где изображены домики и отмечены дорожки к ним. На пути к каждому домику стоит определенный ориентир. Это может быть дерево, камень, речка, мостик, клумба и т.п. Затем ребенок с мамой смотря на схему переносят ее на песочный поднос).

Итак, дело сделано. Нам удалось рассеять чары злого волшебника. Жизнь снова возродилась. Но почему-то никого не видно на улицах. Наверное, жители еще ничего не знают о нас и все еще боятся злого волшебника. Давайте обойдем всех и познакомимся с ними поближе. А вот и карточки-путеводители (каждый берет по очереди карточку с обозначенным на ней маршрутом. В конце маршрута стоит домик, возле которого будут находиться его жители. Так осуществляется знакомство с жителями Песочной страны. Ими могут быть любые игрушки от киндер-сюрприза).

Наши новые друзья очень рады знакомству и хотят с нами поиграть. Сейчас кто-то спрячется, а вы должны будете отгадать, кто спрятался, и найти его (сначала игрушку закапывает родитель, а потом роль ведущего выполняет ребенок. Когда ребенок определит исчезнувшего персонажа, он должен найти то место, в котором он прячется. Ведущий может подсказывать, используя только два слова – «горячо-холодно»).

Молодцы, сегодня вы потрудились как настоящие волшебники. Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам вот этот камень, который помогает исполнять желания. Сейчас каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает  любое желание для себя и для мамы, а мама для себя и для ребенка. И я думаю эти желания исполнятся.

  1. Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №7

«Археолог»

Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

-коррекция психоэмоционального состояния.

-развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, шкатулка, карточки со словами:  заяц, лес, бабочка, мост, гномик, дельфин, кораблик, черепаха, озеро, горы; лепестки цветика-семицветика.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упражнение: «Археолог».

Родителю вместе с ребенком предлагается сыграть в археологов. Устроить раскопки и найти в песке спрятанные сокровища.

Упражнение: «Ладошка».

Ребенок и родитель оставляют на песке отпечатки своих ладошек, затем украшают их различными предметами: камушки, бусинки и т.п. Потом каждому нужно придумать историю о каждом пальчике на ладошке: кто он такой, что он любит - не любит.

  1. Практическое выполнение.

Психолог: В этой волшебной шкатулке живет интересная сказка (в руках у психолога красивая шкатулка). Только каждое слово написано на отдельной карточке. Необходимо по очереди вытягивать слова и вместе с мамой сочинять сказку и строить ее на песке (Пример: первое слово «заяц». Начинаем сказку: «Жил-был заяц»,  фигурка зайца появляется в песочнице. Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Он жил в лесу», строим лес в песочнице).

Упражнение: «Угадай желание».

Психолог: В песочнице спрятаны семь лепестков цветика-семицветика. Вам нужно их найти и собрать цветок. После того как цветок собран, загадаем желания и запишем их на лепестках: три желания задумывает ребенок для мамы, три – взрослый для ребенка и одно желание будет совместным. Затем родитель и ребенок обмениваются лепестками и отбирают те которые им приятны.

  1. Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что было сложно выполнять?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №8

«Тепло-холодно»

Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

-коррекция психоэмоционального состояния.

-развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Форма занятия: парная.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упражнение: «Песочный дождик».

  1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок свою ладонь с расставленными пальчиками, родитель сыпет песок на какой-то палец, ребенку нужно его назвать. Затем они меняются ролями.

Упражнение: «Тепло-холодно».

Родитель закапывает в песочнице «клад». Ребенок выбирает фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольном направлении. Если игрушка далеко от «клада», взрослый говорит – «холодно», игрушка приближается – «теплее», когда игрушка дойдет до цели – «горячо».

  1. Практическое выполнение.

В песочнице психолог рукой очерчивает с двух сторон два полукруга и предлагает ребенку представить, что у твоей мамы и твоего папы есть планеты. Обустрой их с помощью игрушек планету мамы и планету папы. После строительства следует обсуждение:

- Далеко планеты или близко?

- Сколько до планет лететь?

- Какая погода на планетах?

- Кто там живет?

- На какую планету ты хотел бы полететь?

А теперь вместе с мамой создайте в этой песочнице вашу общую планету и расскажите о ней.

  1. Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что запомнилось больше всего?

- Какие чувства сейчас испытываете?

В заключении психолог просит  разобрать  песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

(programma-korrekcii-detsko-roditelskix-otnoshenij-sekrety-pesochnoj-strany-vypolnila-pedag_634621_1.doc — 124.5 K)

Список используемой литературы

1.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.

2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001.

3. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.

4. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

 5. «Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.

 6. «Практикум по песочной терапии» Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.

7. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт - терапия, как технология в работе с детьми до- школьного возраста // Образовательные проек- ты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8. – ART 130313. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130313.htm. – Гос. рег. ЭЛ № ФС 77 - 55136. – ISSN 2307-9282

8 . Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/

 9. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005.

10. «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.

11.Свободные интернет – источники.

12.Алан Дж. Ландшафт детской души/ Пер.с англ. СПб.; Минск, 1997.

13. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

14. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002.

15. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. М., 2001.

16. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2005.

17. Практика по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

18. http://doshvozrast.ru

19. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401604

20. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002806

21. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101103

22. http://pandia.ru/text/77/413/22424.php

23. programma-korrekcii-detsko-roditelskix-otnoshenij-sekrety-pesochnoj-strany-vypolnila-pedag_634621_1.doc — 124.5 K

Приложение

Подвижные игры для детей. Разминки – пятиминутки.

                ***

 Детки хлопать все умеют,

 Своих ручек не жалеют.

 Вот так, вот так, вот так,

 Своих ручек не жалеют.

 Детки топать все умеют,

 Своих ножек не жалеют.

 Вот так, вот так, вот так,

 Своих ножек не жалеют!

                 ***

Скачет зайчик по дорожке,

Скок, скок.

Правой ножкой, левой ножкой,

Скок, скок.

Прыгай, прыгай, вместе ножки,

Скок, скок.

И похлопаем в ладошки,

Скок, скок.

              ***

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх )

Легкие пушинки. (покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)

Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки.

(руками выполнить движение "ножницы")

Заспешили на прогулку детки и старушки.

(шагаем на месте)

            ***

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

(весело прыгаем)

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки.

(встаем на ножки, тянемся вверх, а затем приседаем, опуская руки вниз)

А потом кружились (кружимся)

И в речку свалились.(падаем на пол)

             ***

Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

Ножками потопаем топ-топ-топ.

Телом всем подрыгаем дрыг-дрыг-дрыг.

Весело попрыгаем прыг-прыг-прыг!

             ***

Мы похлопаем в ладошки

И зубами постучим.

Поморгаем мы глазами,

Как тигрёнок порычим.

Пошагаем весело,

А теперь присядем.

Покачаем головой

И обратно встанем.

Поднимаем ручки вверх.

Ну-ка, покружились.

Снова ровно постоим.

И низко поклонились.

          ***

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

Змейка

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Педагог-психолог предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды (стул, стол и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

Программа педагога - психолога по работе с подростками из группы риска

Программа предназначена для работы с подростками из группы риска. Программа состоит из 9 занятий (1 занятие в месяц) по повышению уровня развития познавательных процессов, улучшение межличностных взаи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....