Когда вместе интересно.
материал

Сочнева Ольга Алексеевна

Доклад на конференции об организации работы с родительским сообществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_roditelskim_soobshchestvom.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

01.12.2017
                 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тему моего выступления вы видите на слайде это – Дети, родители, классный руководитель. Когда интересно вместе.

 И именно в такой последовательности. Поскольку дети, как   коллектив, находятся друг с другом по 6-7 часов, рядом с родителями по 3-5 часов в день, а классный руководитель и того меньше – час - полтора.

В начале учебного года я, как классный руководитель, определила для себя задачи.

- создать условия для классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

 - организовать все виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

 - предпринять меры для обеспечения благоприятного психологического климата в классе.

Причем все три задачи одинаково важные.

Я стала классным руководителем  5 «А» класса, получив его от опытного учителя начальной школы Таркиной Татьяны Ивановны. Класс сильный. Татьяна Ивановна научила их не только читать и писать, но и петь, декламировать, танцевать.

Сложность состояла в том, что в классе было много лидеров, которые к счастью не сколачивали вокруг себя группки, но совершенно не терпели лидерство другого.

Не имея опыта работы в качестве классного руководителя, я не стеснялась обращаться за советом в Татьяне Ивановне, директору, завучам, другим классным руководителям.

В традициях нашей школы не отмахиваться от проблем коллег, а помогать словом и делом.

Итак, я принялась за дело…

Есть дела, которые я могу сделать или организовать сама, а есть те, с которыми мне не справиться самой.

К первой группе дел я отношу следующее :

1) Тематические классные часы, проведенные в первом  учебном году по следующе тематике:

-          «Мальчик – маленький, но мужчина» (16.10.2015 - учитель ОБЖ Сочнев Ю.В.);

- «Уголовное преследование за причинение телесных повреждений» (13.11.15 – юрист ОП Семин О.Н.);

- Классный час «Если друг оказался вдруг…» (04.03.16 –обсуждение короткометражного фильма «Забыли»);

- Классный час - диспут: Кто тебе друг? (16.03.16 – обсуждение фильма «Ссора».

2). Участие класса в  школьных мероприятиях:

- Дни здоровья, где проводятся спортивные состязания;

- Посвящение в Пятиклассники;

- Концерты, посвященные Дню учителя, Дню матери, Дню Победы…

- Конкурсы, посвященные 23 февраля и 8 марта 2017 г. и другие

3) Экскурсии на каникулах

- Томск, Новосибирск, Красноярск

А вот  ко второй группе дел, которые направлены на выполнение поставленных задач, я отношу те, где мне нужна помощь, над которыми мы работаем вместе с родителями

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё Василий Александрович Сухомлинский: «Только    вместе    с   родителями, общими усилиями,  учителя могут дать  детям большое человеческое счастье "

Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй ребёнка началось  для меня с анкеты, которую я раздала детям в сентябре 2015 г. на первом классном часе,  в 6, 7 классах они  её обновили. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

Например, “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?” Прошу перечислить всех братьев и сестёр с именами, указать их возраст, чем они занимаются. Так, я узнала, что Дима – старший ребёнок в семье, у него есть сестра, нет папы и он главный мужчина в семье. И когда он повредил голеностоп, я знала, что это случилось не во время не игр и забав, и действительно, несчастье случилось в то время, когда он заливал воду в систему отопления, выполняя мужские обязанности по дому.

Вторая часть анкеты содержит вопросы только для родителей.

Графа «Пожелания, опасения, вопросы» в 5 классе осталась практически не заполненной родителями.  Из 23 заполненных анкет, лишь в двух анкетах имелась запись с пожеланиями работать с ребенком индивидуально, в двух – опасения в связи с переходом ребенка в среднее звено школы и одно - с пожеланиям участия класса во всех школьных мероприятиях.

Зато в 6 классе, родители в анкетах смело рассуждали о том, какие мероприятия в прошедшем учебном году были удачными, какие хорошо было бы повторить, а графа «ваши предложения по улучшению микроклимата в коллективе класса» была наполнена живыми обдуманными предложениями.

Несомненно, положительные результаты дает посещение  детей по месту жительства. В прошлом учебном году все классные руководители школы посетили детей по месту жительства, познакомившись на месте с условиями проживания учащихся.

В 7 классе,  вследствие того, что школа ушла на ремонт, и мы вынуждены заниматься во вторую смену в другом здании, я дополнительно составила схему занятости детей, чтобы понимать, когда и у кого из детей есть  свободное время для совместных классных мероприятий. Вот перед вами фрагмент Расписания кружков. Заняты не все дети, а 16 из 26, но я должна учесть, что 2 ребенка проживают на станции, 2 в отдаленном районе поселка и их подвоз осуществляется по расписанию движения школьных автобусов. Если обобщить, то в этом учебном году мы испытываем голодание в общении, но мы переживем.

2. Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета - содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В теории я знала, что в состав родительского комитета,  должно входить не менее пяти человек, из которых выбирается председатель РК. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых.

Родительский комитет был избран на первом родительском собрании. Причем, предварительно я посоветовалась с Татьяной Ивановной - учителем начальной школы. И предложения родителей и мое (тайное) желание сошлись. В последующем состав родительского комитета остался без изменений. Так как его работа в полной мере соответствовала задачам, возложенным на этот выборный орган. И никаких предложений, типа, а давайте пусть другие поработают, не было. Так как в мероприятиях и подготовке участвует большинство родителей, а пассивных ничтожно мало

Заседания комитета проводятся по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из пяти членов родительского комитета отвечает за своих “подопечных” из числа родителей. Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана в течение одного дня. Свою функцию в  оповещении выполняет и социальная сеть, где также выкладывается информация.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей, я и члены родительского комитета убеждаем родителей, рассказывая насколько это важно и значимо  для их ребёнка, класса, школы и вас.

3. Классные родительские собрания.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. Для того чтобы родители имели возможность найти  время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике), во-вторых, через родительский комитет по телефону, в –третьих через социальные сети.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС, я обязательно обхожу всех учителей - предметников, приглашаю их на собрание, в случае невозможности их личного участия беседую с ними о классе и учениках, чтобы доложить об этом родителям; пополняю портфолио класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят, грамотами, иной информацией.

Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Классный  руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.

Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят мне: “Какие хорошие у тебя родители!” или «Конечно, у тебя же родители хорошие!»

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и плодотворнее.

Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Это была теоретическая часть, а сейчас я вам расскажу о тех мероприятиях, которые мы провели с родителями вместе:

Первое совместное мероприятие – Праздник, посвященный Дню пожилого человека, мы провели  03 октября, т.е спустя месяц с начала учебного года. Совместно с родительским комитетом мы пригласили в гости бабушек и дедушек. Это был эксперимент. И он удался. Отличное мероприятие стало традиционным и мы за 2 с половиной года уже пять раз собирались вместе с родителями, бабушками и дедушками.

Еще через месяц 12 декабря мы встретились с родителями на спортивном празднике  «Папа, мама, я- спортивная семья». Команда родителей тогда победила, но дети совершенно не расстроились, ведь это их родители!

К слову сказать, памятуя о том, что в классе было много лидеров – цель всех моих мероприятий - объединить детей. Поэтому класс делю на команды только в исключительных случаясь, а в основном дети соревнуются против кого-то ( против родителей, против бабушек и дедушек, даже против меня – лишь бы у них была единая цель, достигнуть которую можно лишь объединив общие усилия)

В сентябре 2015 г. стартовал проект "Семья VK", направленный на популяризацию добрых семейных отношений и здорового образа жизни. Организатором и устроителем мероприятия стало Муниципальное автономное учреждение «Культура». Идея участия в акциях «Воскресенье с увлеченьем» (т.е. общего дела) нам приглянулась.

Я предложила директору МАУ «Культура» включить нас в число участников проекта с идеей «Класс – большая семья».

Предложение получило одобрение и мы: дети, родители и я начали работу…

В январе 2016 состоялся песенный этап проекта «Семья VK»

В конце января мы пошли в музей, где для нас провели викторину, затем мы катались на тюбингах и пили чай

В феврале мы участвовали в Викторине «Семейный винегрет», где наша команда заняла первое место

В марте был самый красочный, но самый ответственный этап проекта – танцевальный. Самый ответственный, потому что требования едины для всех семей – это участие детей и родителей. Представить на суд жюри танец детей не составляло  никакого труда, он был готов, т.к. мы подготовили его заранее к школьному балу, а вот родители?

        Посоветовавшись,  решили, что сделаем танец из двух частей: детской и родительской и работа закипела.

        Позже, выступив, мы пожалели, что все так быстро кончилось, ведь готовились мы две недели, а станцевали за полторы минуты

В апреле состоялось  Подведение итогов проекта. По семейным обстоятельствам я не смогла участвовать в мероприятии, но у меня ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ.  Все прошло без сучка, без задоринки! Нам вручен Диплом за участие в проекте…

А совместная работа классного руководителя и родителей на этом не закончилась

Уже 06 мая состоялось самое массовое мероприятие года - это  Вечер, посвященный Дню Победы. Присутствовало более 50 человек. В гостях у ребят были родители, бабушки и дедушки.

Мы говорили о патриотизме, о том, что нельзя забывать страшное военное время и о том, что подвиг можно совершить и в мирное время

28 мая мы закончили учебный год на стадионе, где провели оздоровительно-увеселительный   праздник-  День именинника

в 2015-2016 учебном году учащиеся класса приняли участие в 90 различных  мероприятиях,

из них – в 18 мероприятий приняли  участие родителе, бабушки и дедушки,

В следующем 2016-2017 учебном году мы продолжили работу с родителями.

К большому сожалению, в перовом полугодии мы были очень ограничены во времени, т.к. подготовка к 10-му ежегодному балу и 85 –летнему юбилею школы отнимала все свободное время

Среди немногочисленных мероприятий хочется рассказать о празднике, посвященном Дню пожилого человека, который состоялся 22 октября. Этот праздник объединил 60 человек – детей, родителей и бабушек и дедушек.

Этот день отмечен еще и тем, что начальник Управления Образования вручила 12 благодарственных писем нашим родителям за творческий подход, за активное сотрудничество, отзывчивость, понимание и помощь.

В ноябре-декабре 2016 г. в рамках подготовки празднования 85-летнего юбилея школы наши родители приняли активное участие  в соревнованиях по баскетболу, конкурсе «Папа, мама, я- спортивная семья!»

В связи с тем, что в школе объявлен карантин, мы встречались вне стен школы и в январе 2017  катались на тюбингах, пили чай в спортшколе.

А в феврале приняли участие во Всероссийской акции «Снежный десант»

А в мае вновь встретились со старшим поколением на празднике, посвященном Дню Победы

Дедушка и бабушка Лысенко Романа так написали в отзыве:

8 мая 2017 г. наш внук пригласил нас на праздник в честь Дня Победы. В зале, как обычно, присутствовало три поколения. Дети нас поздравили замечательным концертом. После концерта состоялось традиционное чаепитие. Было очень весело: участие в конкурсах, пение песен о войне, загадки и шутки  надолго зарядили позитивом.

В июне этого года в школе началась подготовка к ремонту. И, конечно, мы не могли обойтись без помощи наших пап. Я с гордостью заявляю: ни один мужчина –папа не отказал в помощи! В разные дни девочки разбирали содержимое шкафов, упаковывали книги, папы разбирали мебель, упаковывали ее вместе  мальчишками, вывозили!

И вот, уже новый учебный год!

С родителями мы встретились прямо в День Знаний! И я услышала те слова, которые меня окрылили: «Мы поможем!»

И вновь мы вместе. Первое совместное мероприятие: Поход. Пока мы с детьми работали на субботнике - приводили в порядок территорию, родители приготовились к нашей встрече: зажгли костер, накрыли стол!

Дети при виде родных веселых лиц, забыли про усталость и, поев, начали играть вместе с родителями.

Пятое по счету Мероприятие – встреча трех поколений, посвященное Международному Дню пожилого человека вновь собрало нас в октябре.

И вновь душевная обстановка, концерт, совместные игры, песни и танцы… И чувство удовлетворения! Какие у меня замечательные дети, родители и родители родителей!

Ну, и  заканчивая свое выступления, хочу вернуться к теме выступления?

Когда же интересно всем детям, родителям и классному руководителю?

Интересно тогда, когда каждый заинтересован в общем деле, причем интересы могут различные (у детей развлечься, похвалиться успехами перед родителями, получить общественное одобрение, у родителей – полюбоваться на ребенка-артиста, увидеть его в новом качестве, услышать похвалу, у классного руководителя свои воспитательные цели и задачи), а итог общий положительный.

Успеха  в делах, которые вам интересны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе интересно

материал  из опыта работы класнного руководителя...

Интересные техники. Рисуем вместе с детьми! Штампинг

Автор: Ksu   Осень!  Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнкомпопробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники....

Презентация педагогического проекта "Интересно вместе"

В презентации представлен  педагогический проект с родителями. Данный проект разработан с целью сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истин...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Внеклассное мероприятие. Взаимосвязь родителей и детей "Как интересно и весело нам всем вместе"

спортивное внеурочное мероприятие для детей и родителей 3-5 классов...

Интеллектуальная игра "Что?Где?Когда". Интересные вопросы

Интеллектуальная игра "Что?Где?Когда". Интересные вопросы...

Открытый урок по окружающему миру в 1г классе на тему: «Когда учиться интересно»

Открытый урок по окружающему миру в 1г классе на тему: «Когда учиться интересно»...