Консультация для родителей на летний период "В траве сидел кузнечик"
консультация

Балобина Виктория Леонидовна

В статье представлен материал для родителей, имеющих детей с нарушениями речи в летний период. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\img6.jpg

Консультация  учителя-логопеда для родителей на летний период

«В траве сидел кузнечик»

Уважаемые родители!

Подошел  к концу учебный год, он был очень трудным для детей, родителей, педагогов. Я выражаю огромную благодарность родителям, которые оказывали мне огромную помощь, вникая в учебный процесс и помогая справиться своим детям с их речевыми нарушениями.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха, благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Но вам уважаемые родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своего ребенка.  Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

В логопедической практике много случаев, когда в летний период положительные результаты коррекции заметно снижаются.

Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?» А перед логопедом стоит вопрос: «Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям?»

Мы хотим предложить ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях.

Напоминаем, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Речь должна быть четкой, ребенку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощрять его, не употреблять слово «неправильно»!

Психофизиологические особенности дошкольников таковы, что только при регулярных систематических занятиях можно добиться закрепления нужного речевого стереотипа. Если устной речью ребенок овладевает до школы, то письменную ему еще только предстоит освоить. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче овладеть чтением и письмом.

Работу следует проводить по таким направлениям:

1. Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи (повторение тем, изученных на фронтальных занятиях в группе, см. в папке)

  • упр. «Считай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.
  • упр. «Один-много». Кошка-… кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).
  • упр. «Назови ласково». Стол-столик, кровать –кроватка и т.д.
  • упр. «Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.
  • упр. «Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая -…детская и. т. д.
  • упр. «Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару –кастрюля и.т.д.
  • упр. «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом –машинист и.т.д.
  • упр. «Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле…
  • упр. «Кому что дадим?». Мясо –волку; малину, мед, орехи, грибы, морковку.
  • «Я знаю пять…»- предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.
  • «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь), части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы), части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки).
  • «Назови одним словом»- игра позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для детей 4 лет лучше использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям 5-6 лет можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это..?

2. Развитие связной речи

Игры и задания, способствующие развитию связной речи:

  • подбирать определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») –чем больше, тем лучше.
  • узнавать предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? -…береза»);
  • игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет). А теперь попробуй загадать ты!
  • составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т.д.
  • игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т.д.);
  • игра «А если бы...» («А если бы у меня был ковер-самолет, шапка-невидимка...»);
  • переделать известную сказку;
  • придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова);
  • придумать продолжение сказки;
  • игра «Перевёртыш» (взрослый намеренно перестраивает события известной сказки, ребенок должен исправить).

Повторяйте стихи, потешки и рассказы, пройденные за год; внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

3. Развитие навыков фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

«Повторюшка»- развиваем способность отраженно повторять слоги. Для детей 4 лет предложите повторить слоговые пары: па-ба, да-та, са-за, ма-ба, ва-ка, на-ня.. для детей 5-6 лет цепочки слогов и слов: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-ка, тя-та-тя; кот-год-кот, бочка-почка-бочка, мишка-мышка-мишка.

Закрепление умения слышать и различать звуки

  • упр. «Назови первый гласный звук в слове» -(аист, остров, утка…)
  • упр. «Назови последний согласный звук в слове»-(паук, нос, стоп…)
  • упр. «Назови, какой гласный звук в односложном слове» -(мак, рот, лук…)
  • упр. «Определи, есть ли заданный звук в слове».
  • упр. «Отхлопай слово по частям».
  • упр. «Назови слова с определенным звуком, слогом».

Шестилетнему ребенку можно предложить задание на определение количества звуков в словах: бык, дом, вата, банан.

4. Закрепление правильного звукопроизношения

  • ежедневно выполнять зарядку для языка (артикуляционную гимнастику)
  • развивать дыхание, тренируя силу и длительность выдоха,
  • повторять материал по автоматизации поставленных логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий.

5. Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

  • Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;
  • выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  • лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
  • расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Так же рекомендуем подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на игровых площадках, в коллективных подвижных играх.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Организация игровой и двигательной активности детей в период летнего семейного отдыха"

В данной работе говорится о том, как с пользой провести летний отдых за городом, на берегу реки или моря, где можно позагорать, вволю покупаться и поиграть на берегу с водой и песком вместе с де...

Презентация к песне "В траве сидел кузнечик"

Презентация содержит краткое описание мультфильма "Незнайка и его друзья" и текст песни  иллюстрациями, а так же загадкт про героев мультфильма....

Консультация для родителей на летний период

Консультация для родителей на летний период...

Консультация для родителей: "Организация досуга детей в летний период"

В этой статье родители смогут познакомиться с содержанием и правилами  игр с различными атрибутами....

Консультация для родителей «Летний отдых с пользой для дошкольников»

Лето – время отпуска для родителей. Как провести его с пользой для ребенка и совместить отдых с укреплением здоровья и развитием ребенка?...

Консультация для родителей "Безопасность на воде в летнее время"

Лето - долгожданная и любимая пора года, как у детей, так и у взрослых, и неразрывно связана с отпусками, летними каникулами, связанными с поездками на дачу, море, берега рек и озер. Однако пренебрежи...

Консультации для родителей на летний период "Отдыхаем вместе с детьми"

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...