Семинар-тренинг Голосуем за жизнь
методическая разработка

Цель: изучение актуальности проблемы суицида.

Задачи:

1) Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;

2) Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  подросткового суицида в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_golosuem_za_zhizn.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ГОЛОСУЕМ ЗА ЖИЗНЬ!»

Дата проведения ______________

Присутствовало: ______/_______(человек/семей)

Цель: изучение актуальности проблемы суицида.

Задачи:

1) Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;

2) Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  подросткового суицида в семье.

Форма проведения: семинар-тренинг.

Целевая аудитория: родители, педагоги.

Оборудование: мяч, большие листы для записей, маркеры, видео-ролик: притча все в твоих руках, листы бумаги для пожеланий, памятки «Что должен знать каждый родитель».

Ход тренинга

I Организационный этап

1. Введение в тему.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме подросткового суицида. Тема нашего сегодняшнего тренинга: «Голосуем за жизнь!»

Давайте вместе вспомним, что же такое суицид.

Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда  собственная жизнь утрачивает для него смысл.

Мы сегодня вспомним: основные мотивы суицидального поведения, факторы риска, признаки готовящегося самоубийства.

2. Знакомство. Передавая по кругу предмет (мяч, игрушку) коротко расскажите о себе – как вас зовут, продолжая предложение «Я здесь, для того, чтобы...».

3. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют.

- в ходе занятия может говорить только один человек;

- говорить можно в круг, а не шептаться с соседом;

- стараться участвовать во всех упражнениях;

- соблюдать временной регламент;

- делиться только своими впечатлениями, что мы узнаем друг о друге обсуждаем только в группе.

4. Ожидания и опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания и опасения участников занятия, связанных с данным мероприятием.

II. Основной этап

1. Упражнение «Автобусные остановки»

Давайте вспомним:

  • Какие существуют признаки готовящегося самоубийства?
  • А какие можно выделить факторы суицида?
  • Что может послужить мотивом для самоубийства?

Инструкция: участники делятся на три команды, первая команда получает задание перечислить основные мотивы суицидального поведения, вторая перечисляет и характеризует факторы суицидального, третья признаки, которые сигнализируют, что ребенок находится в кризисном состоянии. На это отводится 5 минут, затем вы своей командой меняете автобусную остановку и анализируете то, что написали до вас, если необходимо дополняете и третья остановка, снова смена, но на сменные остановки отводится 3 минуты.

Затем вернувшись на свое место, вы определяетесь, кто будет презентовать ваш результат работы.

Обсуждение:

Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, не разделенное чувство, ревность.
  3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  6. Страх наказания, нежелание извиниться.
  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Основные факторы риска суицидального поведения:

  1. Факторы семейного неблагополучия, если они действуют в ярко выраженной и пролонгированной форме. Например, алкоголизация родителей, невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п.
  2. Травматические факторы - это экстраординарные события, которые вызывают сильное психологическое напряжение, приводящее к дезадаптации.
  3. Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.

Признаки готовящегося самоубийства

Можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Разделимся на три группы.

Представлены признаки на листах А4, выбрать в соответствии: первая группа выбирает словесные признаки, вторая поведенческие, третья ситуационные.

Словесные признаки
1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «В следующий понедельник меня уже не будет в живых…»
- «Лучше умереть»
- «Пожил и хватит»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Тебе больше не придется обо мне волноваться»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»


2. Много шутят на тему самоубийства.
3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

1. Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Подростки известны своей щедростью, но если дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если подарки эти особенно дороги, это должно вызвать подозрение.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3.  Демонстрируют радикальные перемены:

Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла».
Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Школа. Многие обучающиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.

Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.

Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии.

Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если он:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

2. Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье, в отношениях к родителям или родителей друг с другом);

3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

2. Лекция: Типы суицида (суицидального поведения):

Истинный, когда человек действительно хочет убить себя.

Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.

Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои намерения. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают. Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

3. Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду

1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9. Не предлагайте упрощенных решений;

10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

4. Притча все в твоих руках (видео-ролик)

Просмотр видео-ролика.

В наших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «спокойно, безопасно, удовлетворенно».

III. Завершающий этап

1. Рефлексия. С какими чувствами Вы уходите с нашего занятия? Узнали ли вы для себя что-то новое?

2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Подтвердились ли ваши опасения?

3. Упражнения пожелания на день (подготовить пожелания на бумаге)

4. Раздача памяток участникам семиеара-тренинга «Что должен знать каждый родитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-тренинг для родителей "Любить - значит заботиться"

родительское собрание с психологическими упражнениями, не требующими атрибутики...

Семинар - тренинг "Профилактика интолерантности"

Семинар – тренинг «Профилактика толерантности»  разработан мною для занятий в школе  и посвящен  развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.В программе  приве...

Занятие семинара – тренинга «Учёба актива органов самоуправления воспитанников»

Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета....

Сценарий проведения семинара-тренинга для классных руководителей

семинар-тренинг для классных руководителей...

Интернет-урок "Голосуем за жизнь"

Задачи интернет – урока: Воспитание толерантности как чувства терпимости к оступившемуся, желания оказать помощь.Воспитание гражданственности как чувства собственного долга перед государством, стремле...

Семинар — тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"

Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, ч...

Семинар- тренинг "Бесконфликтное взаимодействие родителей и детей"

Семинар- тренинг составлен мной и активно используется в работе с родителями, основной целью которого является профилактика жестокого обращения с детьми....