Родительское собрание Доброта начинается с детства.
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Гайнутдинова Ляля Назифовна

Материалы к родительскому собранию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Родительское собрание  «Доброта начинается с детства»

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей доброты с детского возраста.

Предварительная работа:

1. Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:

«Каким человеком тебе хочется стать?»

«Какими вы хотели бы видеть своих детей?»

2. Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения.

3. Провести классный час с детьми на тему: «Доброта начинается с детства».

Эпиграф. С.Михалков:

….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.

Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра

или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь

и стал членом общества.

Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:

….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.

Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

Анализируя ваши анкеты и анкеты ваших детей выяснилось, что дети хотели бы быть:

Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И почти никто не ответил: добрыми.

- Почему?

Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу?

-Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

-Или в стремительном темпе 21 века ценятся только «бойцовские качества» человека?

Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем тек. Хочется верить, что родители, которые не выразили желания видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек всем антипатичен, вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтобы наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они умели все перенести и, грубее говоря, дать сдачу?

Как сделать так чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце!

Нужно всегда помнить слова Монтена:

…..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.

Итак, разговор сегодня пойдет о доброте.

1. Обсуждение в группах: « Что такое доброта?

(Высказывания родителей).

Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И. Ожегова:

…..Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Совсем недавно на эту тему был проведён классный час с детьми. Они правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.

И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.

2. Обсуждение понятий «добрый» и «добренький».

( Высказывания родителей).

…..Что такое добро? И что такое быть добрым? Французский писатель Камю писал, что один человек на дверях своего дома повесил плакат:

« Кто бы ты ни был – добро пожаловать!»

Фашисты пришли и убили его. Так что евангельское понимание добра нам не подходит: оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла. Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло. Это значит, что нужно воспитывать в ребёнке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте – с активной борьбой со злом. Януш Корчак писал:

….Мы обязаны учить ребёнка не только любить, но и ненавидеть….. не только подчиняться, но и бунтовать.

- Согласны ли вы с утверждением Януша Корчака?

(Обсуждение).

Чтобы ответить на часто задаваемый: « Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее. Личностный пример важнее всех статей и телепередач, потому что движение» Милосердие» никакой демагогии, красивых выступлений, не терпит. Критерий настоящего милосердия – только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.

3. Обсуждение высказывания « Добро должно быть с кулаками».

( Обсуждение).

Вывод: Другими словами , это можно выразить так : «Добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

« Сильные – всегда добрые» - утверждал М.Горький.

4. Обсуждение пословицы: «За добро добром платят».

(Обсуждение).

Вывод: Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.

Ребёнок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.

Психологи отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный, который « ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чем утешение. Добрый же, когда его постигает несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всем прекрасном и светлом, в любимых друзьях и любимом труде. Черствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце – магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, несравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу, невозможно купить ни за какие деньги.

Доброта бывает 3 видов:

ПАССИВНАЯ - Человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла.

АКТИВНАЯ - Добрые чувства не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела.

БОРЮЩАЯСЯ - Это самая высокая ступень, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное проявление. Эта доброта выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства. Ибо только уважающий себя человек может по настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

- Согласны вы с делением доброты на три вида?

(Обсуждение).

5. Решение педагогических ситуаций.

1) «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её

избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,

объяснить ей задание»

- Ваше мнение? ( Обсуждение).

Вывод: Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.

2) «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил

девочку по голове портфелем.

- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля

совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?

- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.

- А пусть не плюется на переменах! – с искренней убедительностью в правоте

содеянного ответил тот.

- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

- Он защищался!

- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель

тоже надо беречь, ведь год только начался»

- Как поступили бы вы? ( Обсуждение).

3) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?

- В чем не права мать?

- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?

4) «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

– Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности

Отец ответил: « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в

беде».

- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,

нуждающимся?

5) «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать,

мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».

-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?

6) «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».

-Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?

7) « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли: это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

- Ваше отношение к мальчику и отцу?

- В чем виноват отец?

- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

8) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

-«Ты куда? – спросила девочка.

- «В больницу, навестить Марину»

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

- Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?

- почему дочь прижалась к руке матери?

- Захочется ли Наташе снова принести радость другому?

6. Чтение стихов родителями о доброте.

Итог: Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости. Желая им добра, не убоимся того, что преодоление зла или даже просто инерции во имя общего блага требует усилий и трудностей, то есть не сулит «лёгкой» жизни, если понимать под «лёгкостью» отсутствие усилий.

Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. Обобщая все наши мысли у нас получилась « Памятка для родителей» о воспитании доброты в детях.

(Памятка вручается каждому родителю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание "Страна по имени Детство"

Итоговое родительское собрание "Страна по имени Детство" проводится в конце учебного года. На нем награждаются отличники учебы, активисты школы, родители и педагоги за активное участие в жизни школы....

родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"

Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....

Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"

Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Всё начинается с семьи"

Материал  для  проведения  родительского  собрания...

Родительское собрание «Воспитание начинается в семье»

Родительское собрание «Воспитание начинается в  семье» . Начальная школа...

Сценарий родительского собрания "Все начинается с семьи"

Родительское собрание помогает познакомиться с семейными ценностями семьи, на примере семей воспитанников....

Родительское собрание. «Доброта начинается с детства»

Цель: показать родителям необходимость  воспитания у детей доброты с детского возраста.Предварительная работа: Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:«Каким человеком т...