Главные вкладки

    Родительское собрание. Поощрение и наказание детей в семье.
    методическая разработка

    Медведева Юлия Сергеевна

      Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.

    «Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат».

    В. Г. Кротов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst.doc49 КБ
    Файл mery_pooshchreniya_i_nakazaniya_v_sovremennyh_semyah.pptx627.88 КБ

    Предварительный просмотр:

      Тема собрания: Поощрение и наказание детей в семье.

    «Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат».

    В. Г. Кротов

    Задачи собрания:

    1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

    2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

    Форма проведения собрания: обмен мнениями.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

    2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

    Уважаемые папы и мамы!

         Тема нашего сегодняшнего родительского Собрания логически продолжает тему предыдущего. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

     В тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже

         Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

    Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

    Метод кнута и пряника.

    Вопросы для обсуждения

    1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

    2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

    3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?

    4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

    5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

    6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?

    7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей делает это в одиночку?

    8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?

    9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

     

    А теперь говорят дети..

    Меня хвалят, если

    Мне дарят подарки, если

    Мне дарят деньги, если

    Мне разрешают, если

    Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.

    Педагогические ситуации к собранию

    Ситуация 1

    Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»

    Ситуация 2

    Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу:

    «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

    Ситуация 3

    В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

    В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

    Ситуация 4

    В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д.

    Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

    В родительский дневник на заметку

         С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это — метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

         Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

         Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость именно в неуемном родительском требовании.

         Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

         Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

         Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

         Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

         Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

    Памятка «Как поощрять ребенка в семье»

    1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

    2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

    3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

    Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

    5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

    6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

    7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

    8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

    9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

    10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

    11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

    12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

    13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

    14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

         Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

    Итог собрания

    Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

    Литература по подготовке к собранию

    1. Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

    2. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Минск, 1995.

    3. Маленкова Л. И . Воспитание в современной школе. М., 1999.

    4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.,1999.

    5. Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Меры поощрения и наказания в современных семьях

    Слайд 4

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1 . Можно ли воспитывать ребенка без наказаний? 2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания? 3. Как реагирует ваш ребенок на наказание? 4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка? 5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его? 6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием? 7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей делает это в одиночку? 8. Как долго помнит ваш ребенок наказание? 9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

    Слайд 5

    Меня хвалят, если … Мне дарят подарки, если … Мне дарят деньги, если … Меня наказывают, если…

    Слайд 6

    Ситуация 1 Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»

    Слайд 7

    Ситуация 2 Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

    Слайд 8

    Ситуация 3 В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

    Слайд 9

    Ситуация 4 В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

    Слайд 10

    В родительский дневник на заметку

    Слайд 11

    Памятка «Как поощрять ребенка в семье» 1 . Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами. 2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. 6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д. 7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. 8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. 9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. 10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно. 11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним. 12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий общешкольного родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

    Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных ...

    Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»

    Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...

    Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

    Общешкольное родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье» Место проведение: МБОУ Курагинская средняя образовательная школа№3(Красноярский край) Контингент: родители учащихся с ...

    Презентация к родительскому собранию "Поощрения и наказания ребенка в семье"

    Рекомендовано для использования классными руководителями...

    Родительское собрание «Поощрение и наказание детей»

    Одни родители считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует т...