Агрессивные дети
статья

Первухина Елена Юрьевна

В статье дается характеристика детской агрессивности. Как избежать детской агрессии? Как вести себя с агрессивным ребенком? -на эти и другие вопросы имеются ответы в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

Слово «агрессия» от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». 
Причины:
Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Возможно воспитание и начальные года жизни: минимальное общение с матерью, отсутствие ласки, внимания и характер наказания. Если не реагировать на агрессию, то она может выливаться в безнаказанность и вседозволенность. 
Портрет: 
Ребёнок нападает на других детей, обзывает их, бьёт, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом «гроза». 
Агрессивный ребёнок нуждается в помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие события. 
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверщенным. Старается привлечь внимание и делает это «в меру своих сил и своего жизненного опыта», чем вызывает у взрослых и сверстников негативную реакцию на свои поступки. И так он ходит по кругу… 
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину на других. 
Часто не могут оценить свою агрессивность. Они не замечают, как вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть ИХ. 
Выявление агрессивного ребёнка не для того, чтобы поставить ярлык, а своевременно помочь. 
Критерии агрессивности: 

Ребёнок: 
- Часто теряет контроль над собой
- Часто спорит, ругается со взрослыми. 
- Часто отказывается выполнять правила. 
- Часто специально раздражает людей. 
- Часто винит других в своих ошибках. 
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 
- Часто завистлив, мстителен. 
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шести месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков. Поэтому такому ребёнку нужна помощь специалиста: психолога или врача. 
Проверьте агрессивность своего ребенка (Положительный ответ – 1 балл): 


1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 
6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. 
7. Он не прочь подразнить животных. 
8. Переспорить его трудно. 
9. Очень сердиться, когда ему кажется, что над ним подшучивают. 
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 
11. В ответ на обычные распоряжения, стремиться сделать всё наоборот. 
12. Часто не по возрасту ворчлив. 
13. Воспринимает себя, как самостоятельного и решительного. 
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение. 
16. Легко ссорится,вступает в драку. 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. 

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов. 
Средняя - 7 – 14 баллов. 
Низкая - 1 -6 баллов. 

Работа с гневом

Что такое гнев? Чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. В нашей культуре это чувство неприлично проявлять. 

Но хитрость в том, что: 
- Если не сбросить гнев, то постепенно формируется «копилка» для гнева. И, того хуже, в какой-то момент он обязательно выплеснется, причём не в подходящий момент и на человека который попался под руку. 

- Не вырвавшись на свободу негативное чувство, постепенно будет формировать у нас различные болезни соматического характера (желудок, сердце, голова). 

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, разрешить ребёнку сделать то, что он хочет: например - громко выругаться, или, вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в любой ситуации, подписать, то что он хочет или сделать запись под его диктовку. 
Психологи ссылаются на то, что вовремя не освободившийся от гнева ребёнок, пойдёт по другому пути, пути мести. 

- Возможно, надо давать возможность вырисоваться в различных ситуациях. 

- Можно поиграть в «обзывалки». Бросая мяч, давай называть друг друга разными, необидными словами (обговаривается условие, какими можно). Это могут быть название предметов мебели, название овощей и фруктов, канцелярские товары…. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты…морковка!» В заключении надо переходить на ласковые слова, а ты…. Солнышко! 

Существуют ёще различные варианты: «Стаканчик для криков», «Волшебная труба-крик!». Перед уроком каждый желающий может подойти и крикнуть. После урока оставлять учителю на память. В случае, если дети выражают агрессию кулаками, надо предлагать игры физического плана: соревнования по бегу, прыжкам, эстафета и т д., кидаться бумажными шариками. Для старших детей может быть листок гнева. 

Работа с эмоциями. Распознавание и контроль. 


Агрессивные дети зачастую не считают себя агрессивными, а скорее наоборот, считают, что окружающие такие. Т.к. эмоциональный мир их скуден, то они и не подозревают о других эмоциях. Поэтому им трудно распознать эмоции других. 

Оценивать свое состояние по сигналам тела. Перед тем как рисовать, можно спросить, что чувствует твоё тело: в животе скрипит, щёки надуваются, иголочки бегают по телу, ладошки чешутся. Возможно со временем, ребёнок сам будет ловить эти моменты, и контролировать свои эмоции. 

Родителям: 


- Нейтральный контроль 
- Выполнение – поощрение, не выполнение - наказание
- Умение держать ровный стиль воспитания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы агрессивности детей в образовательной школе

Учителя в школе отмечают, что  агрессивных детей становится больше, с ними трудно работать, зачастую они просто не знают как.В данной статье рассмотрены формы агрессии, типы агрессивных детей, во...

конспект родительского собрания на тему: " Агрессивность детей и ее причины"

Конспект родительского собрания о проблеме агрессивности детей и ее причинах...

Презентация "Агрессивность детей"

В презентации представлена информация об особенностях, видах агрессии, о факторах, влияющих на формирование агрессивности детей, а также практические рекомендации для родителей....

Родительское собрание в группе продленного дня "Агрессивность детей"

Исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка; вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Презентация "Агрессивные дети. Сопровождение и рекомендации"

Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Агрессия, в какой бы ...

Территория риска: агрессивные дети.

Такие дети есть в каждом классе. Одноклассники говорят о них: «С ними невозможно дружить. Чуть что, кидаются, дерутся, угрожают, обзываются». Но до поры до времени вспышки ярости, озлоблен...

Родительское собрание "Агрессивные дети"

Родительское собрание для родителей учащихся 6-7 классов...