Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"
статья

Соловьева Надежда Александровна

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gazetu_o_detskoy_zhestokosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы для родителей

Воспитать доброе отношение к животным-воспитать человека

Психологи и психотерапевты отмечают, что  проблема детской жестокости в настоящее время приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube, в социальных сетях все чаще публикуются видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста, а объектами ненависти все чаще становятся животные.

Откуда берется жестокость детей по отношению к животным и что делать родителям, если ребенок жесток с животными?

 Сегодня наш собеседник - педагог-психолог Приволжской школы-интернат Соловьева Надежда Александровна.

Надежда Александровна, жестокость детей к животным - маленькое зло или большие проблемы?

К сожалению, детская жестокость по отношению к животным стала  распространенным явлением. Многие взрослые воспринимают проявление жесткости спокойно, не видя в этом проблем.

 Мои собственные дети росли с прекрасным псом Темой, который защищал их, спал рядом и был членом нашей семьи, при этом у нас был еще и кот Кеша. Дети умели заботиться, любить, беречь и защищать своих животных, и вопрос о жестокости не стоял никогда. Как обычный гуманный человек я негодую при виде жесткого обращения с животными. Как психолог, я вижу в этом большие проблемы.

О каких конкретно проблемах идет речь?

Начну с того, что нельзя все действия детей с животными определять под мерку «жестокость». Маленькие дети могу не осознавать, что они доставляют боль живым существам. У дошкольников эти действия чаще всего связаны с любопытством и протестом. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Иногда они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко дети делают больно животным из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если маленькому ребенку простительно, что он причиняет боль по незнанию и неосторожности, то, если животных обижают дети постарше – это уже проблема. Чаще всего подобные действия являются следствием детской агрессивности.

 Агрессивное поведение – беда многих современных детей. Такое поведение нуждается в целенаправленной комплексной коррекции. А если  детская агрессивность подавляется родителями путем наказаний, то внутри ребенка остается огромный ком отрицательной энергии, который требует выхода. Выпустить его на родителей, членов семьи, других детей нельзя – накажут. А безмолвные животные ничего не скажут, поэтому в порыве арессии дети пинают, швыряют, обижают животных, порой не рассчитывая  свои силы.

Нередко бывает, что родители заводят домашних питомцев и сами плохо с ними обращаются. Дети на примере родителей вырастают с осознанием того, что животные не заслуживают любви и доброго отношения, а жесткость детей по отношению к животным может перерасти родительскую.

Одной из причин проявления жестокости у детей является  применение в семье физических наказаний. Это может вызвать у ребенка желание превосходства по отношению к другим. Обиженный ребенок протестует против такого поведения, хочет отомстить, почувствовать свою значимость. Но сделать это по отношению к родителям невозможно. И дети наказывают щенков, котят, обижают их, лишают еды. Это явление в психологии получило название «идентификация с агрессором».

А вот истинная жестокость начинается там, где дети получают удовольствие от страданий других, когда жестокие действия с животными производятся для того, чтобы сделать ему больно. Внутри появляется неизвестный всплеск каких-то гормонов, возникает чувство эйфории, которое сохраняется ненадолго. И тогда появляется желание испытать это снова.

Почему это происходит?

 Трудно сказать! Сваливать все на жестокое обращение в семье не приходится, так как многие люди, испытавшие сильные страдания от рук своих близких, никогда не обидят другого, так как понимают боль. Но вина родителей в жестоком обращении детей с животными все-таки есть. Прежде всего, в том, что не научили своего ребенка сочувствовать и сопереживать, вырастили злого и черствого человека и не заметили первых патологических проявлений жестокости.

А что может указать родителям на склонность ребенка к жестокому обращению с животными?

Есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости , в том числе и жестокого обращения с животными.

Типичным проявлением жестокости является получение ребенком физического удовольствия от чужой боли и мучений, когда он выражает ненависть по отношению к большинству животных и у него отсутствуют жалость,  сочувствие и самоконтроль.  Обратите внимание на то, как часто или редко ваш ребенок  проявляет жалость и сочувствие, насколько внимательно или равнодушно относится он даже к самым милым животным, насколько он упрям и своеволен.

Детская жестокость по отношению к животным часто наблюдается у дошкольников и детей начальных классов. Отмечу еще раз, что если ребёнка дома наказывают физически, и он не может ответить, то он вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям  нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления. Если родители своевременно их заметят и примут соответствующие меры, то жестокость не станет устойчивой чертой характера их ребенка.  

Продолжение следует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....

Внеклассное мероприятие "Школа добрых нравов" Выступление на конкурсе "Воспитать человека"

Внеклассное мероприятие  "Школа добрых нравов" Выступление на конкурсе "Воспитать человека"...

Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"

Круглый столПлан-конспект занятия «Добрые отношения между нами»,  презентация "Добро и зло"...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным - воспитать человека" (продолжение)

Продолжение беседы для родителей по профилактике жестокого обращения с животными...

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"...

Человека воспитать невозможно, можно помочь ребенку стать Человеком.

Воспитательная деятельность на сегодняшний день -  одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Я – классный руководитель уже шестого класса. В прошлом го...

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"

Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....