Методический кейс
тест (9 класс)

Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать или менять профессию. В молодости с выбором легко ошибиться, а сделанную ошибку бывает непросто исправить. Нелюбимая работа в конечном итоге перестает удовлетворять не только морально, но и материально. Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, дальнейшего пути обучения и труда. Сделав правильный выбор, человек способен реализовать себя как личность, найти свое место в жизни, удовлетворить собственные потребности, найти практическое применение своим знания, умениям и навыкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический кейс.29.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра педагогики, психологии и андрагогики

Методический кейс

«Профориетационная работа и предпрофильная подготовка»

Автор методического кейса:

Сафина Гульсина Хайдаровна

Казань, 2020

Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать или менять профессию. В молодости с выбором легко ошибиться, а сделанную ошибку бывает непросто исправить. Нелюбимая работа в конечном итоге перестает удовлетворять не только морально, но и материально. Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, дальнейшего пути обучения и труда. Сделав правильный выбор, человек способен реализовать себя как личность, найти свое место в жизни, удовлетворить собственные потребности, найти практическое применение своим знания, умениям и навыкам.

Профессиональная ориентация  учащихся в самой школе.

Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для него, нужной обществу и соответствующей запросам и интересам рынка труда. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация. Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1–9-х классов сформировать умения и навыки, создавать условия для осознанного детьми выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями. Всестороннее обучение подростков: выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка. Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видом трудовой деятельности.
                             Работа по профориентации с родителями учащихся

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие обучающиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся во многих случаях не совпадают. Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Анкета для старшеклассников

1. Вы приняли решение о выборе будущей профессии? 

2. Ваш основной вариант будущей профессии.

3. Ваш запасной вариант будущей профессии.

4. Какие школьные предметы необходимы вам для овладения будущей профессией? 

5. Какие у вас оценки по этим предметам? 

6. На чем основываются ваши знания выбранной профессии: 

а) наблюдение за чьей-то работой; 

б) беседы (рекомендации) учителей; 

в) беседы (рекомендации) родителей; 

г) рассказы товарищей 

д) занятия в кружках, факультативах; 

е) чтение книг, журналов, радио- и телепередачи. 

7. Что повлияло на ваш выбор: 

а) интерес; 

б) условия труда; 

в) престижность; 

г) оплата труда;

д) перспективность; 

е) доступность; 

ж) полезность; 

з) призвание. 

8. Чем вам нравится заниматься в свободное время?

9. Что затрудняет осуществление профессионального выбора; 

а) недоступность профессии; 

б) сомнения;

в) неуверенность; 

г) платежная несостоятельность; 

д) проблемы со здоровьем; 

е) другое ______________________. 

10. Уверены ли вы в осуществлении своих планов? 

Анкета для родителей учащихся 9-11 классов

1. Фамилия, имя и отчество вашего ребенка. 

2. Кем хочет стать ваш ребенок? 

3. Куда вы посоветуете вашему ребенку поступать после 9 класса? 

4. Какие трудности имеет ребенок в обучении? 

5. Какие интересы и наклонности вы отмечаете у своего ребенка? 

6. Что вы делаете для развития интересов вашего ребенка? 

7. Какие черты характера вы можете отметить у вашего ребенка? 

Работа с учащимися

 Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.

 Экскурсии на предприятия, ВУЗы.

 Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.

 Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.

 Анкетирование учащихся.

 Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся весьма разнообразны.

  1. Тематические родительские собрания.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей обучающихся класса. Такого рода собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.

Тематические родительские собрания профориентационной направленности можно распределить следующим образом.

5-7 классы. Тематические родительские собрания, направленные на трудовое воспитание обучающихся. Например: «Труд в жизни обучающихся», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Роль семьи в развитии способностей ребенка».

8-9 классы. Родительские собрания, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка», «Роль семьи в профессиональном определении подростков», «Возможности у меня большие, но …», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как подготовить себя и подростка к выбору будущей профессии», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации», «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассников».

  1. Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию – это форма воспитательной работы классного руководителя, которая направлена на воспитание профессиональной грамотности обучающихся. Обучащиеся вместе с родителями принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы профессиональных знаний.

Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, «Ярмарка профессий» (5-7 класс), конкурс загадок «В мире профессий» (5-7 класс), «Путешествие в страну профессий» (5-7 класс), «Все профессии нужны, все профессии важны» (5-7 класс), дискуссия «Мы хотим быть…» (8-9 класс), «Карнавал профессий» (8-9 класс), диспут «В поисках будущей профессии» (8-9 класс), беседа «Ты и твоя будущая профессия», беседа «Рынок профессий» и т.п.

Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.

Используя упомянутые формы работы с обучающимися и их родителями, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании растущего поколения. В результате у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, а так же помогут избежать конфликтов между обучающимися и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кейс концертмейстера

Методический кейс концертмейстера...

Методический кейс преподавателя

Методический кейс преподавателя по классу фотепиано...

Презентация методического кейса на городской Неделе практической психологии

Презентовала методический кейс, разработанный для родителей детей раннего возраста...

Методический кейс "Прекрасный мир искусства"

Методический кейс "Прекрасный мир искусства"...

Методический кейс: литературная гостиная «Фольклорные посиделки» Номинация: «Тематический месяц».

Цель: расширять знания детей о традициях своего края;Задачи:Обучающие:Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственн...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС «#М@ёвка»

Маевка – это традиционное событие, которое проходит в конце учебного года. Мы подводим итоги деятельности детских объединений района, работы вожатского отряда «Надежда». На мероприят...

Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»

Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»...