Методический кейс: литературная гостиная «Фольклорные посиделки» Номинация: «Тематический месяц».
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Цель: расширять знания детей о традициях своего края;

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
  • Формирование интереса и уважения к традициям русского народа через обращение к различным жанрам устного народного творчества.

Развивающие:

  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
  • Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;
  • Воспитание творческой, гармонично развитой личности.

Личностные УУД: воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию; учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;

Коммуникативные УУД: учить согласовывать действия с партнёром;

Познавательные УУД: познакомить детей с традициями и бытом предков;

Регулятивные УУД: закрепить материал по  теме «Устное народное творчество» путём демонстрации жанров фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_keys.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Методический кейс: литературная гостиная

«Фольклорные посиделки»

Номинация: «Тематический месяц».

Автор: учитель русского языка и литературы

Бережная Елена Николаевна

Цель: расширять знания детей о традициях своего края;

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
  • Формирование интереса и уважения к традициям русского народа через обращение к различным жанрам устного народного творчества.

Развивающие:

  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
  • Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;
  • Воспитание творческой, гармонично развитой личности.

Личностные УУД: воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию; учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;

Коммуникативные УУД: учить согласовывать действия с партнёром;

Познавательные УУД: познакомить детей с традициями и бытом предков;

Регулятивные УУД: закрепить материал по  теме «Устное народное творчество» путём демонстрации жанров фольклора.

Ведущие и участники посиделок одеты в русские костюмы.

Ведущий:

Россия, Россия…

У нее глаза,

Как небо, синие,

Добрые и ясные глаза,

У нее – судьбы моей –

России,

Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,

Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь

В пору жатвы в поле –

И захватит дух.

Над ней

Шумят такие ливни,

В сполохах

Слепящих грез,

Что навек

Становишься счастливым

От ее черемух и берез.

Ведущий:

У нее, родной,

Такие выси,

Родниковой свежести вода,

Что она тебя,

Как мать, возвысит

И в обиду никому не даст.

У нее

Такой звенящий ветер,

Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она –

Былинкой каждой светит,

Славой своего герба!

С ней дано

любую даль осилить –

Пусть, как Млечный путь,

И далека…

Вот такой была

И есть Россия

На века!

Учитель:

Россия – многонациональная страна. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Звучит песня "Русские традиции"

Ведущий:

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства.

Ведущий:

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей горнице! Сегодня речь пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды, обустраивали свой дом, берегли свою семью. Мы приглашаем вас в литературную гостиную "Фольклорные традиции".

Ведущий:

Все дальше уходит от нас добрая традиция встречать праздники, радости и горести всей семьей, теряется присущее русскому человеку ощущение помощи стен в родном доме.

 (Звучит тихая музыка. Появляется хозяйка, подходит к печке, ставит на стол пирог, поправляет платок, садится)

Хозяйка:

- Ух, устала, уморилась. Думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей. То-то! Ко мне сейчас гости пожалуют, бывалые, умные да веселые. А главное – старину любят. На посиделки пожалуют, пирогов покушать, рассказов послушать.

Стук в дверь. Входят гости.

- Добрый день, люди званные и желанные!
- Доброго здравия, люди старые и молодые, женатые и холостые.
- Веселья вам и благополучия!
- Мы рады встрече с вами.
- Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, красотки!
- Здравствуйте, ребята молодцы, веселые удальцы!

Хозяин:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край,
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом.
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.

Хозяйка: Проходите, проходите! Самовар готов, чайком побалуйтесь, пирогов моих попробуйте. Напекла воз, а есть некому.

Диалог хозяйки и гостей:

- Зачем печешь так много, баба Катя?
- По привычке, девоньки, по привычке. Раньше семьи большие были, вот и пекли много.
- Расскажи нам про старину.
- Рассказать-то расскажу, да только плату за это возьму!
- А чем платить-то надобно?
- Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет, а кто отгадает, про что спрошу – вот и вся плата.

 (Подходит к печи). Отгадайте-ка загадку: “Стоит терем, в тереме мучка, а в мучке жучка”. Что это?
- Баба Катя, а может, это печь?

- А ведь угадали. Войдя в избу, на печь сразу внимание обращали. Это был главный предмет в доме. Затрещит мороз, завоет ветер, а на печи тепло да уютно. Хорошая печь – гордость печника и хозяина. Она и жилье отапливала, и еду готовила, и хлеб выпекала, пиво да квас варила, в ней одежда сушилась. В ней даже мылись! Да вы сами поглядите! Русская печь – это и посуда особой формы, горшки да чугуны. А знаете почему?

- Нет, расскажи!

- Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому должна была иметь большую боковую поверхность (показывает). Кроме того, посуду такой формы легче было доставать ухватом. А вот вы, молодые, помните ли поговорки о печи?

- Я знаю. Мала печка, да тепленька. Когда на печи жарко, тогда и варко. Печь нам, что мать родная. На печи зимой красно лето.
- Да, а сейчас без печи чего-то не хватает.

Хозяин:

Рады видеть вас у печки,
Без нее и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой в ней, как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем”.
На печи все красно лето,
На печи и сплю, и ем.

Гости: А еще так говорили: “Все, что есть на печи, все на стол мечи. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяин: Но главное – в русской печи хлеб выпекали. Да такие слова говорили:

Славится он первым на селе,
Ставится он первым на столе.
Ветер его холит, холят его степи.
Он лежит сейчас парной,
Ситный, белый и ржаной.
Выбирай, тебе, какой?

(Достает каравай на рушнике и показывает гостям)

Диалог хозяйки и гостей:

- Баба Катя, ты сама такой каравай испекла?

- Сама, сама, кто же еще? Я вам, ребятушки, вот что скажу. Русская кухня, хоть и простая, да самая здоровая.

В каждом доме должна быть кулинария родного края, кулинария своего рода и своей семьи”.

- Баба Катя, да мы русские традиции помним. Хочешь, повеселим, частушки пропоем?
- А знаете?
- Сама посуди!

(Поют частушки)

- Да, хороши частушки. Помните народные песни, прибаутки. А вот о прежних обычаях знаете? Позагадываю-ка я вам загадки. А вы смекалку свою покажите, хозяев порадуйте.

1. Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит – отдаст, снова в угол отойдет (ухват).

2. Конь черен, в огне проворен (кочерга).

3. А теперь вот какая загадка. Много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: “Хлеб – всему голова. Худ обед, коли хлеба нет. Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом”. А вот скажите-ка теперь, что в старину вторым хлебом называли? Не знаете? Вот вам моя подсказка: “Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь”. Что это?

- Знаю, знаю, это репа. Кстати, крестьяне этот овощ бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Знаете, как? Не спеша, через 2-3 недели после снятия урожая, обрывали с репы зелень, плоды укладывали в кадки из-под огурцов, пересыпали песком. А зимой ели сырую, пареную. Отсюда поговорка: “Проще пареной репы”.

-  Говорят, каша – вся мать наша. А знаете ли, сколько видов каш готовили русские крестьяне? (Более 20). Что за каши такие? (Ответы)

- А я еще одну кашу знаю. Самую простую, крестьянскую. Тюря называется. Приготовить ее проще простого. Взять квас, молочную сыворотку или просто родниковую воду. Покрошить туда зачерствелый хлеб, луковицу, добавить растительное масло, соли и все. Такая еда была просто незаменима в сенокосную пору.

- И последний вопрос. Представьте себе: праздник кончился, хозяева устали, им спать хочется, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что гостям пора и честь знать?

- Может, дверь открыть настежь?

- Может, песню спеть особую, отходную?

- Знаю. Надо выдать на прощание особый пряник – “разгоняй”. Хороший был обычай. Вежливый. Ведь гость в старину считался свят и неприкосновенен. Обидеть его было верхом неприличия. А тут и прощание, и одаривание пряником.

- Ай, молодцы, ай, знатоки! Помните обычаи предков! А раз так, то и я вас попотчую. Откушайте, гости дорогие, моих угощений! По традиционным русским рецептам приготовлены. Вот кулебяка с капустой, вот – расстегаи с рыбой. Вот шаньги сибирские. А яблочный пирог особенно удался. Сказывают, у А.С.Пушкина он был любимым лакомством. В письмах к соседям в Тригорское он так и подписывался: “Ваш яблочный пирог”. Изысканным яствам, плодам заморских стран предпочитал еду простую, деревенскую, “тригорскую”. Любил наш русский поэт ботвинью, крошево (так сейчас винегрет называют), любил кислые щи, сбитень, квас. Да вы сами попробуйте, убедитесь, что не зря.

Гости: Баба Катя, а мы тебе тоже гостинцев принесли. Блинов напекли, да не простых, а русских. Вот гречишные, вот с припеком, вот заварные.

Хозяйка: Потчуйте гостей, красавицы! Потешили вы мое сердце.

Гости: А мы тебя еще не так потешим. Давайте, девочки, спляшем.

(Русская пляска «Лебедушка»)

Гости: Ох, баба Катя, не только угощение у тебя вкусное, но и стол накрыт, как в праздник. Посуда-то какая нарядная!

Хозяйка: Да, русский народ любит красоту. Ведь все в избе делалось своими руками. Так зарождались народные промыслы. Любая обиходная вещь украшалась резьбой, росписью, вышивкой или кружевом. Вот эта посуда – сказочная Гжель. Вот эта – золотая Хохлома. Все, что ни делалось, делалось тщательно, с любовью, радовало глаз, украшало дом.

Гости: Да, мы видим, любили на Руси дом украшать. Как у тебя здесь красиво да уютно! Неужто все своими руками сделано? Научи нас, баба Катя!

Хозяйка:  мы когда-то на такие посиделки собирались, пряжу пряли, вышивали, вязали, песни пели разные, сказки да истории рассказывали. Но главное рукодельничали, приданное себе готовили. Ведь сваха, приходя в дом невесты, непременно сундук с приданным смотрела. И не только богатство проверяла, но и то, насколько умела и рукодельна будущая жена.

Это мы сейчас одежду в магазине покупаем. А раньше все своими руками делали. Вот кто из вас, молодых, прясть умеет? А ведь, чтобы простые варежки связать, надо было шерсть расчесать, спрясть, ссучить нитки, а уж потом за спицы браться. Поучитесь древнему мастерству да песней гостей порадуйте.

(Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)

Хозяйка: Однако делу время – потехе час. Разыгрались, разгулялись, а про угощение и забыли. Самовар стынет. Просим всех к столу.

Копите, милые, сундуки добра своего. Копите любовь к земле, на которой живете. Пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. И если будет среди лад, будет всем и клад. Дом наш и земля русская любовью богаты и трудом. А песнями и играми счастье копится и полнится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»

Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Рождественские посиделки"

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а такж...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Новогодние посиделки"

Методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении внеклассного мероприятия....

Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»

Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»...