Материалы для работы с родителями
методическая разработка

Материалы для работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей. Методы наказания без жестокости. 

«Дети, которые с детства испытывали жестокость и пренебрежение со стороны взрослых, через всю свою жизнь пронесут целый набор комплексов и обид и никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности»

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, среди людей, которые должны обеспечивать безопасность ребенка, заботиться о нем и любить его.  Жестокое обращение – это не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.  

Перед тем, как наказать ребенка, необходимо встать на его место и понять, почему он совершил этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ему, что так делать нельзя, и он просто не видит в своем поступке ничего плохого и не понимает последствий? В этом случае все наказание должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Оно не должно затрагивать вещей, важных для развития ребенка, например, еды, сна или спортивных занятий. Наказание должно соответствовать тяжести провинности.  

Угрозы и запугивания – могут привести к серьезным психологическим расстройствам, развитию неврозов  и  может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.

Оставлять проступки без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия.

Применяя наказание, нужно придерживаться очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, что не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.   Помните, что плох тот родитель, который наказывает не воспитывая. Поэтому Вам понадобится: терпение, любовь, последовательность, адекватность.

Алгоритм наказания

  1. Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
  2. Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
  3. Наказание должно следовать сразу за проступком.
  4. Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
  5. Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
  6. Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
  7. Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
  8. Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
  9. Обнимите своего ребенка.
  10. Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.

Приемлемые методы дисциплинарного воздействия на ребенка

  1. Метод естественных последствий – Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
  2. Лишение удовольствия. Лучше наказывать лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
  3. Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
  4. Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.

Хотелось бы предупредить Вас, если Вы пробуете новый метод. Помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается.



Предварительный просмотр:

 Методика для изучения структуры семейных ролей, семьи – как системы.

 Семейная социограмма 

Семейная социограмма способствует изучению:

- положение субъекта  в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный;

- возникновения причин неблагополучия;

- оценки динамики семейных взаимоотношений.

 Инструкция: Испытуемому дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. « На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».  Члены семей выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Выделяют следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностика:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт».  В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Необходимо обращать внимание на величину кружков. Большие, по сравнении с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить  о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Использование «семейной социограммы » позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, рассмотрев бланки, обсудить, что получилось.

В процессе семейной диагностики предлагается испытуемому последовательно нарисовать  несколько вариантов семейной социограммы:

- стандартную  социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи;

- социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и /или присутствовать люди или объекты, которое к семье номинально не принадлежат;

- социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейной контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке точного диагноза, лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее.

Методика «Семейная социограмма» дает возможность экстернализации неосознаваемых аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной  диагностики, консультирования и психотерапии.

  Инструкция:  « На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами, не советуясь с другими людьми».

Инструкция:  « На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами, не советуясь с другими людьми».



Предварительный просмотр:

Советы психолога для родителей во время самоизоляции из-за коронавируса

Шла размеренная жизнь старшие дети в школе, младшие в детском саду, родители на работе. Все привычно и понятно. Вдруг все смешалось. Родители и дети заперты в одной квартире круглые сутки. И первая радость от появившегося совместного времяпрепровождения, свободы от необходимости вставать рано и идти на учебу и работу, сменилось раздражением и утомлением. Наступил полный хаос. Одному нужно почитать, другому помочь решить задачу, третий хочет есть, другой скачет у вас на голове с собакой, круша мебель. А ведь ситуация изоляции разрушила и привычный уклад работы и возникшие проблемы нужно тоже как-то решать удалённо. А сколько приходится готовить! А если к этому добавляется повышенная тревожность, беспокойство из-за коронавируса. Вам некуда скрыться от всего этого. Как сделать свой день более осознанным, не упасть духом, ощутить радость от общения с близкими?
Несколько психологических рекомендаций,

1. Не надо пережидать карантин, надо жить сейчас и здесь. Делать в текущих условиях что-то для себя и окружающих. Сосредоточиться на появившихся возможностях.

2. В условиях карантина/изоляции нужно найти общность и связь с другими Пандемия - это общая проблема, которая может не только изолировать, но дать возможность объединиться. Человек должен не один на один справляться с карантином, а быть соучастным с семьей/ближним окружением/обществом. Понять, что помогая другим, человек чувствует большее удовлетворение. Не ограничивайте общение рамками своих стен, используйте разные доступные способы для общения с родными, друзьями, проявляйте внимание и чувство юмора.

3. Актуализировать прошлый положительный опыт Страхам можно противопоставить простую понятную информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии, подавляющее большинство выздоравливают без последствий. Покажите, как важно соблюдать правила гигиены (изоляцию, мытьё рук, пользование средствами дезинфекции для рук, перчатки на улице, протирка телефона и других гаджетов антибактерицидными салфетками). Не передавите своего ребенка контролем, это может вызвать протестные реакции, приведет к конфликтам. Если ребенок тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.

4. Важно организовать жизнь. Обыденные, стабильные действия помогают сохранить устойчивость. Если раньше организации (школа/ работа) создавали структуру жизни, то теперь нужно выстроить свою жизнь самостоятельно. Для этого можно использовать следующие приемы:
1) Честно поговорите о том, что происходит в делах и какие вопросы нужно решать семье, какие чувства вы испытываете.
2) Поддерживайте привычный режим дня, иначе будет сложно вернуться к обычному ритму, когда карантин закончится. Важно вставать и ложиться в привычное время, не оставаться в кровати большую часть дня.
3) Делегируйте полномочия (обеды делает старшая дочь, лишь согласовывая меню, влажной уборкой занимается сын, муж гуляет с собакой, покупает продукты итд.)
4) Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел для детей в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с педагогами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью мастер-классов, выложенных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
5) Невозможно быть доступным 24*7, поэтому внедрите время-блоки. Ласково, но твердо обозначьте время, когда вы полностью в распоряжении детей (например: с 12-14 и с 18-20 каждый день) для общения, чтения, просмотра кино, совместных игр (об их разнообразии тоже надо подумать), вопросов с учебой, планированием на следующий день и время, когда вы сосредоточены на работе и вас нельзя отвлекать.
6) Постоянное тесное окружение даже любимых людей может вызывать напряжение, поэтому у каждого члена семьи должна быть возможность (время и место) побыть наедине с собой.

5. Стать больше карантина/болезни Помимо задачи «не заболеть» - надо думать, как можно организовать течение своей жизни, в которой может присутствовать карантин/болезнь лишь как часть жизни. Болезнь - лишь полочка в шкафу, а не весь шкаф. Человек всегда хоть на йоту больше. Болезнь не есть я, болезнь есть у меня. Важно, чтобы тревога заболеть или уже развернувшаяся болезнь не захватывала всю личность Что еще есть в жизни помимо карантина? Вирус не отменяет веры, дружбы, близости, творчества, наслаждения искусством и красотой. Надо видеть дальше ограждений.

6. Адаптироваться под изменяющиеся условия Если пошел дождь, то нужно надеть плащ, взять зонтик и пойти дальше по своим делам.

Прививайте детям навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научите справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо: сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Какие инструменты помогут справиться?

Единый Общероссийский телефон доверия для детей и их родителей - 8-800-2000-122 Телефон единой горячей линии в Югре по коронавирусу-8-800-301-68-88



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

План мероприятий по организации курсов для родителей

 (законных представителей)

несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике

Наименование мероприятия

«Как наладить отношения с подростком» Видеолекция

 https://www.youtube.com/watch?v=Eel1qxiZ4us

«Что делать, если мама устала»  Видеолекция

https://www.youtube.com/watch?v=NzDwht8tEp0&list=PLilKgYZQAb_ADUbEcFs2PJI3RLP_hHC69&index=42&t=0s

«Мотивы "плохого поведения" детей. Причины стойкого непослушания».  Информация на сайте

 http://school31.edu-nv.ru/stranitsy-pedagogov/1481-sotsialno-psikhologicheskaya-sluzhba/1587-roditelyam/8088-motivy-plokhogo-povedeniya-detej-prichiny-stojkogo-neposlushaniya

«Как помочь ребенку справиться с психологической травмой» Рекомендации психолога на сайте

 http://school31.edu-nv.ru/stranitsy-pedagogov/1481-sotsialno-psikhologicheskaya-sluzhba/1587-roditelyam/8092-kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-psikhologicheskoj-travmoj-prakticheskoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-i-pedagogov

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервные и инфекционные заболевания у подростков, профилактика детских вредных привычек. Видео-лекция для родителей и детей https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17841518174467155736&text=Укрепление+здоровья%2C+предупреждение+утомляемости%2C+нервные+и+инфекционные+заболевания+у+подростков%2C+профилактика+детского+вредных+привычек&path=wizard&parent-reqid=1587472459037436-1640106857484420900700299-production-app-host-man-web-yp-234&redircnt=1587475472.1

Советы психолога для родителей во время самоизоляции из-за коронавируса.  Статья на сайте

 http://nv-school31.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=634

«Мой ребенок не хочет учиться! Как заставить его делать уроки? » Вебинар для родителей

https://vk.com/wall-59899136_24578

24.04.2020 «Как улучшить  отношения с детьми в условиях самоизоляции» Вебинар для родителей

https://trueconf.surgpu.ru/c/4410088678

 Серия еженедельных Всероссийских вебинаров в помощь родителям и учителям «Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию» 20.04.2020 г, 27.04.2020 г., 11.05.2020 г., 18.05.2020 г, 25.05.2020 г. https ://www.rospsy .ru/events

Как отучить ребенка от планшета.

https://www.youtube.com/watch?v=tOiAs_QaNPc&list=PLilKgYZQAb_ADUbEcFs2PJI3RLP_hHC69&index=37&t=0s



Предварительный просмотр:

СОБР наказаниеРекомендации для родителей. Методы наказания без жестокости. 

«Дети, которые с детства испытывали жестокость и пренебрежение со стороны взрослых, через всю свою жизнь пронесут целый набор комплексов и обид и никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности»

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, среди людей, которые должны обеспечивать безопасность ребенка, заботиться о нем и любить его.  Жестокое обращение – это не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.  

Перед тем, как наказать ребенка, необходимо встать на его место и понять, почему он совершил этот поступок. Нет ли Вашей вины в том, что ребенок совершил проступок? Возможно, Вы не объяснили ему, что так делать нельзя, и он просто не видит в своем поступке ничего плохого и не понимает последствий? В этом случае все наказание должно свестись к разъяснительной беседе, почему так делать нельзя. Если Вы не будете объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо, он будет усваивать это крайне медленно, а может и вовсе посчитать, что такое поведение – норма.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Оно не должно затрагивать вещей, важных для развития ребенка, например, еды, сна или спортивных занятий. Наказание должно соответствовать тяжести провинности.  

Угрозы и запугивания – могут привести к серьезным психологическим расстройствам, развитию неврозов  и  может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей.

Оставлять проступки без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия.

Применяя наказание, нужно придерживаться очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, что не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.   Помните, что плох тот родитель, который наказывает не воспитывая. Поэтому Вам понадобится: терпение, любовь, последовательность, адекватность.

Алгоритм наказания

  1. Наказывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.
  2. Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
  3. Наказание должно следовать сразу за проступком.
  4. Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.
  5. Потом расскажите о том, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка. Если Вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что Вы чувствуете, как факт, который нужно принять.
  6. Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоиться.
  7. Когда Вы будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
  8. Спокойно скажите: «Твое поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю».
  9. Обнимите своего ребенка.
  10. Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.

Приемлемые методы дисциплинарного воздействия на ребенка

  1. Метод естественных последствий – Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Наказание может исходит и от взрослого. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять».
  2. Лишение удовольствия. Лучше наказывать лишая хорошего, чем делая плохое. Такой способ может использоваться с первого года жизни ребенка. К примеру, когда малыш бьет маму по лицу ладошкой, проверяя «можно или нет», она должна тут же спустить драчуна на землю и строго сказать «нельзя». В этом случае ребенок лишается любимых рук и маминого тепла. В семье, где заведено, что перед сном мама или папа читают малышу книгу, чтение отменяется. Для детей постарше может быть наложен запрет на просмотр телевизора, игры за компьютером. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо. Так как ребенок может просто почувствовать себя несчастным. А этого допускать нельзя.
  3. Лишение внимания. Поверьте, для детей самое важное – это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченными. Поэтому ребенка можно наказать отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания. Но, перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому, что у Вас плохое настроение. Также необходимо определиться и поставить ребенка в известность, сколько Вы будете наказывать его подобным образом. Например: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не соберешь все свои игрушки (не перестанешь кричать). Конечно, ребенок тут же захочет проверить, и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать то, за что наказан.
  4. Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Отправьте ребенка в уединенную комнату подумать о своем поведении (пресловутое: иди к себе в комнату или угол). Только помните, что наказывать малышей так нельзя, можно самим выйти из комнаты. Наказывать надолго таким образом маленького ребенка тоже не стоит, так как через некоторое время он просто забудет, за что его наказали.

Хотелось бы предупредить Вас, если Вы пробуете новый метод. Помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается.



Предварительный просмотр:

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома

1. Примите факт, что ваш сын или дочь хочет, чтобы все вокруг думали, что он взрослый и самостоятельный, поэтому и отношения с подростком нужно строить партнерские. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет» не сработает.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.
5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Родители обязаны:
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на темы о безопасности жизни.
Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.
1. Ведите себя спокойно и уравновешено.
2. Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
3. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому такие меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
4. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
5. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми
6. Оповестите классного руководителя, администрацию образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
7. Обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».
8. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции
9. Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать - результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один - побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес
10. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
11. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
12. Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
13. Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей - с возвращением на учебу, секции и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия.
И всегда помните, что у вашего ребенка ближе вас никого нет!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что надо знать взрослым о суициде несовершеннолетних?

Слайд 2

Основные стадии суицидального поведения ПЕРЕЖИВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ ЗАМЫСЛЫ НАМЕРЕНИЯ ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВО Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой

Слайд 3

Подростковый возраст дает самый большой процент суицидентов дошкольный возраст –0,5%; дети от 7 до 12 лет – 5%; подростки и молодые люди от 13 до 24 лет – 40%; люди от 30 до 45 лет – 20%; люди после 60 лет – 2%.

Слайд 4

Статистика суицида в подростковой среде: За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Среди причин смерти подростков суицид занимает второе место. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15 – 19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны – девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти. В нашем округе за январь- февраль 2018 года произощло 4 случая завершенного суицида

Слайд 5

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Слайд 6

Суицидальный риск детей и подростков Проблемы трех «Н» Непреодолимость трудностей Нескончаемость несчастья Непереносимость тоски и одиночества Борьба с тремя «Б» Беспомощность Бессилие Безнадежность

Слайд 7

Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают: 1 . Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Слайд 8

Факторы, обусловливающие суицидальное поведение несовершеннолетних : Биологические Психологические Социально-педагогические неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей

Слайд 9

Личностные особенности, не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы - неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний; отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу; - общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам); - эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение); - повышенная внушаемость; - бескомпромиссность; - отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

Слайд 10

Почему ребенок решается на самоубийство? - нуждается в любви и помощи; - чувствует себя никому не нужным; - не может сам разрешить сложную ситуацию; - накопилось множество нерешенных проблем; - боится наказания; - хочет отомстить обидчикам; - хочет получить кого-то или что-то.

Слайд 11

В группе риска несовершеннолетние, у которых: - сложная семейная ситуация; - проблемы в учебе; - мало друзей; - нет устойчивых интересов, хобби; - перенесли тяжелую утрату; - семейная история суицида; - склонность к депрессиям; - употребляющие алкоголь, наркотики; - ссора с любимой девушкой или парнем; - жертвы насилия; - попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Слайд 12

Что в поведении несовершеннолетнего должно настораживать? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть , о нежелании продолжить жизнь; Отмечается резкая смена настроения; утратил самоуважение; Ребенок живет на грани риска, не бережет себя; становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать; ребенок « приводит свои дела в порядок»; раздает любимые вещи;

Слайд 13

Что в поведении несовершеннолетнего должно настораживать? Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам Подавленное настроение , пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время Резкое изменение поведения ( стал неряшливым, не хочет разговаривать, начал раздавать дорогие ему вещи, отдаляется от друзей…)

Слайд 14

Что мы можем сделать для того, чтобы предупредить суицид?

Слайд 15

Поддерживать и культивировать доверительную атмосферу в семье; • Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались; • Регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями и чувствами; • Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений; • Учить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах; • Поощрять физическую активность ребенка; • Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка; • Заботиться о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения; • Учить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

Слайд 16

Как вести себя с ребенком? будьте внимательны к своему ребенку; умейте показывать свою любовь к нему; откровенно разговаривайте с ним; умейте слушать ребенка; не оставляйте ребенка один на один с проблемой; предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы; вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно; привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц; обратитесь за помощью к специалистам.

Слайд 17

Чего нельзя делать? - нельзя читать нотации; - не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание; - не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.; - не спорьте; - не предлагайте неоправданных утешений; - не смейтесь над ребенком.

Слайд 18

Как следует говорить? «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» Расскажи мне, что ты чувствуешь? Я действительно хочу тебя понять» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

Слайд 19

Что не следует говорить ребенку? «Когда я был в твоем возрасте…, да ты просто несешь чушь!» «Думай о тех, кому хуже, чем тебе!» «Где уж мне тебя понять!» «Не получается, значит не старался» «Все дети как дети, а ты?» «Сам виноват…не жалуйся…бестолочь»

Слайд 20

Куда обратиться? Общероссийский Детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей : 8 800 200 01 22 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ПО ХМАО-ЮГРЕ: 8 800 101 12 12 8 800 101 12 00

Слайд 21

Литература, рекомендованная для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как? . – М.: АСТ, 2008. Ирина Млодик. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. (Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. Януш Корчак. Как любить ребёнка. - Издательство «Книга», 1980. Марвин Маршалл. Воспитание без стресса .- Издательство «Эксмо». 2013. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями (11 материалов)

Тесты и анкеты для родителей. Серия "Воспитание в школе". Издательство "Учитель", Волгоград, 2010....

Материалы по работе с родителями.

Файл содержит информацию по работе с родителями  и документацию ,которую надо вкладывать в портфолио.Касается аттестуемых педагогов дополнительного образования....

Методические пособие "Мастерская родительской любви" (сборник методических материалов по работе с родителями)

в данном методическом пособии представлены сценарии заседаний психологического семейного клуба "радуга", организованного и успешно работающего при Панаевской школе-интернате...

Материалы по работе с родителями

План работы, памятки, лектории, родительские собрания...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Памятки, лектории для родителей...