Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями
статья

Абдорина Марина Ивановна

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Абдорина Марина Ивановна,

                                           учитель начальных классов,

 русского языка и литературы

                                                МБОУ Озерная СШ №9

Доклад на тему:

Современные эффективные формы  и методы взаимодействия педагога и родителей                   

Семья играет огромную, главенствующую роль в развитии личности ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, в семье формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии… Именно в семье закладывается фундамент добра, ответственности, а в школе эти качества развиваются.      Положительный результат воспитания ребенка зависит  от  контакта педагога с семьей учащегося.        

Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Когда ребенок приходит в школу, он приносит с собой мир своей семьи, жизненные устои, привычки поведения, уровень интеллекта – все то, что называется культурой семьи, семейными принципами, традициями. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных  успехов. На данном этапе процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания – семью и школу.

   Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и принимают политику, которую проводит школа по отношению к воспитанию, обучению детей  и участвует в ее реализации.  

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель, педагоги используют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные: общешкольные родительские собрания; классные родительские собрания, педагогические конференции. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Классные родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, поведения, улучшению морального, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др.  На классных родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления каких-либо негативных явлений, наметить конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Острой проблемой остается нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой необходимо постоянно обсуждать на родительских собраниях.

Здесь, думаю, уместно добавить, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Темы собраний должны учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и др., и не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

        К современным формам и методам взаимодействия с родителями можно отнести также беседы с родителями по телефону, смс-информирования,  фотоотчеты, встречи родителей с администрацией школы, учителями класса, коллективные творческие дела, дни открытых дверей, лектории.

Остановлюсь на некоторых формах общения (взаимодействия) с родителями, которые, по моему мнению наиболее действенны, плодотворны. Например, родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Родительский лекторий способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Также можно привлекать специалистов. Лектории целесообразно проводить не в виде лекций, где родители - пассивные слушатели, а, наоборот, активные участники обсуждения тех или иных вопросов. Родители могут принимать участие не только в определении темы, но и в самой подготовке.

Для обмена опытом в  воспитании детей уместно провести родительскую  конференцию. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме,  так как это - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы, и поэтому на них должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности.

Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать родители, достигшие в решении тех или иных проблем, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними положительных результатов. На такие встречи также можно пригласить специалистов, учителей-предметников.

Тематические консультации (или «Вечера вопросов и ответов», проводимые после предварительного опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов) организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителейЧасть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации в том, что  родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Как они проводятся? Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила одобрение у родителей, так как они могли воспользоваться возможностью задавать разнообразные вопросы,  которые не желали говорить вслух.

День открытых уроков - очень интересная и полезная форма общения. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Затем можно отметить достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Открытый урок знакомит родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, «разговор по душам» может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

К современным и эффективным формам и способам взаимодействия несомненно можно отнести презентации, круглые столы, фотоотчеты, мастер-классы, выставки, участие в конкурсах, совместное проведение досуга. За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам регулярно  информировать родителей о ходе обучения и воспитания ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Современные технологии позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и вне учебных мероприятиях. Такой режим взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации.  Каждый родитель имеет возможность для входа на школьный сайт. Кроме этого, сайт школы может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников, родители могут в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем, контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий. Появление мобильных информационных систем  предоставляет родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья на разных ступенях школьного образования. Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений.

Литература

1. Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3-х т./ Редкол.: Н. Д. Ярмаченко (председатель) и др – Изд. 2-е., испр. и доп.- К.: Рад. шк., 1985 – (Пед. б-ка).Т. 3-592

2. Крупенин М.В. Педагогика начальной школы. M.: ВЛАДОС, 2007. - 444 с.

3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

4. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной. –  СПб АППО, 2013. – 90 с.

5.Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

 6. http://rearchildren.ru/semya/semya-i-shkola-v-vospitanii-detej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...

Формы эффективного взаимодействия педагогов и родителей

Исследование на выявления эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся с ОВЗ в дистанционном формате

Способы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся с ОВЗ в дистанционном формате....

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...