Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
методическая разработка

Жалнина Ольга Николаевна

Семинар – практикум для молодых педагогов города

 «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_molodyh_pedagogov.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». Д. Карнеги

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится: - взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход: учитывать социальный статус, микроклимат семьи; родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы; уровень культуры и педагогической грамотности семьи.

Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).
Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя:

1) установление контакта;

2) прояснение предмета разговора;

3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
Вопрос группе: какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?
Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал (а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).
Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.
Прояснение предмета разговора. Методы и приемы:

  • "рефлексивное" и "активное слушание";
  • "обратная связь";
  • "Я-сообщение";
  • приемы снижения эмоционального напряжения.

Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).
Рефлексивное слушание требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате родитель чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя (может быть, его больше и некому выслушать), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).

Упражнения, используемые в ходе лекции

Упражнение "Здравствуйте!"
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово "здравствуйте", пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово. Дополнительно участникам можно задать вопросы: а что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?
Слова для карточек: подозрение, злость, крайняя усталость, истерия, грусть, уверенность, доброжелательность, вредность, отвращение, страх, превосходство, раздражение, ярость, осторожность, самодовольство, подавленность, скука, удивление, беспокойство (тревога), понимание чувств другого, сочувствие, радость, обида, гнев, досада, обвинение, сердитость, строгость.

Упражнение-эксперимент "Уважаемая Мария Ивановна..."
Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача - произнести предложенную фразу так, как написано в карточке. Еще 5 участников представляют родителей группы риска. Их задача - отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Текст фразы: "Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".
Варианты произношения:

  • доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю;
  • доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя;
  • улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза;
  • доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза;
  • доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.

Вывод: чувства родителя  и его настрой на общение с учителем зависят от нашего настроя (принятие -понимание - поддержка), невербального и вербального поведения.

"Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".

доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю

"Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".

доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя

"Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".

улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза

"Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".

доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза

"Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".

доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.

 «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» До сих пор одна из важных проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как правильно взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать информацию о детях. Педагоги зачастую испытывают трудности в данном вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов сообщения информации о ребенке.

Способ первый Принцип «сэндвича»

Принцип «сэндвича» В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом

Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом - Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...», «Вера Алексеевна! Я прошу...» (Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…!»). - Желательно озадачить родителя: «Вы не замечали, что...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова ...). - Сопричастность «Давайте вместе попробуем поступить...»; «Давайте вместе подумаем, как ...» - Использовать местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Мы с вами могли бы...»

Способ третий Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе

Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом фрустрацию и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

Способ четвертый Применение при общении стиля «адвокат»

Применение при общении стиля «адвокат» При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. - Для меня важно не выявление причин произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания и умения ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится: - взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход: учитывать социальный статус, микроклимат семьи; родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы; уровень культуры и педагогической грамотности семьи.

Одна из главных задач ФГОС: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится все взаимодействие педагогов с родителями. В общении педагога с родителями не уместны категоричность и требовательный тон.

2. Индивидуальный подход. Данный подход необходим не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и профессиональное умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность, гибкость. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления взаимодействия с семьей.

Взаимодействие с родителями необходимо строить, придерживаясь следующих этапов: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение анкетирования, личных бесед с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от сада.

2. Зарождение между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье. Эта информация оказывается неожиданной и интересной для них.

4. Взаимодействие педагогов и родителей с целью исследования и формирования личности ребенка. На каждом этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются разные формы сотрудничества.

Формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников: Информационно – аналитические: анкетирование тестирование личная беседа наблюдение Педагоги могут использовать не только наблюдение со стороны, но и создавать специальные ситуации, которые помогут лучше узнать родителей: совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.) досуг; В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть особенности семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

2. Наглядно-информационные формы: сайт образовательного учреждения выпуск стенгазет по итогам проведённых мероприятий открытое занятие фотовыставка памятка для родителей папка-передвижка

3. Познавательные формы: родительское собрание вечер вопросов и ответов семинары 4. Досуговые формы: совместные праздники, досуги, развлечения совместные спортивные соревнования участие родителей в конкурсах, выставках совместная трудовая деятельность (оформление группы, благоустройство участка для прогулок, изготовление реквизита и атрибутов, и др.)

Результаты: родители становятся более открытыми и активными участниками в жизни ДОУ, формируются доверительные, партнерские отношения между родителями и педагогами, создается атмосфера взаимоуважения. 

Для того чтобы мы с вами дальше смогли продуктивно работать, предлагаю сделать небольшую психологическую зарядку: Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

УПРАЖНЕНИЕ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ» Цель: повысить мотивацию участников к работе в семинаре, подчеркнуть значение данной темы. Содержание: участники делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Вторая группа Первая группа Группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» ДЕТИ Группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников. РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ Группа аргументируют положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

БЛИЦ ОПРОС

И мне бы хотелось в заключении дать некоторые рекомендации вам: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости и гибкости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Японская мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк. Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву. А дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение!

Удачи вам!

Анкета «Мое отношение к семинару-практикуму «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

1. Я считаю семинар- практикум  удачной формой развития моей профессиональной компетентности?

-да. Почему?___________________________________________________________________

-нет. Почему?__________________________________________________________________

- не знаю

2. Вы считаете, что материал семинара для Вас:

- актуален, интересен, может быть использован в практической работе;

-не актуален. Почему?___________________________________________________________

-другое________________________________________________________________________

4. Материалы семинара будут мной использоваться в организации работы с родителями:

- да. Почему?___________________________________________________________________

-нет. Почему?__________________________________________________________________

- сомневаюсь.

5. Что Вам больше всего запомнилось на семинаре- практикуме

______________________________________________________________________________

Анкета «Мое отношение к семинару-практикуму «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

1. Я считаю семинар- практикум  удачной формой развития моей профессиональной компетентности?

-да. Почему?___________________________________________________________________

-нет. Почему?__________________________________________________________________

- не знаю

2. Вы считаете, что материал семинара для Вас:

- актуален, интересен, может быть использован в практической работе;

-не актуален. Почему?___________________________________________________________

-другое________________________________________________________________________

4. Материалы семинара будут мной использоваться в организации работы с родителями:

- да. Почему?___________________________________________________________________

-нет. Почему?__________________________________________________________________

- сомневаюсь.

5. Что Вам больше всего запомнилось на семинаре- практикуме

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

1 слайдСеминар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями2 слайдПервый выпуск программы К...

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...