Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
статья

Одрина Наталья Анатольевна

1 слайд

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»
Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

2 слайд

Первый выпуск программы Каролина  был разработан 1986. Программа была разработана для работы с детьми, имеющими различные нарушения, от рождения до 24 месяцев

   Руководство построено следующим образом:

  • План обучения основан на нормальных последовательностях развития, но не исходит из равномерного развития в каждой области.

Учебный план разработан как для медленно, но нормально развивающихся детей, так и для детей с множественными нарушениями, с нетипичными образцами развития.

  • Программа обучения решает проблему нетипичного развития двумя путями.

Во-первых, навыки каждой области развития разделены на логические последовательности обучения (так, что порядок навыков определяется тем, что один навык вытекает из другого, а не по среднему возрасту, в котором здоровые дети приобретают эти навыки).

Во-вторых, включены изменения для детей с особыми сенсорными и двигательными ограничениям. Таким образом, ребенок с сильной задержкой двигательного развития, но потенциально средними познавательными способностями, не задерживается в прохождении через область познания из-за того, что его двигательные навыки не соответствуют норме.

  • Учебный план был основан на признании того факта, что большинство детей с серьезными нарушениями никогда не станут "нормальными", не смотря на все усилия специалиста по вмешательству. Таким образом, при работе с такими детьми необходимо обучение не нормальным, а адаптивным навыкам, которые временно или постоянно заменят нормальные навыки, если это необходимо.

3 слайд

Первым шагом при планировании программы вмешательства является тщательная оценка текущих возможностей развития ребенка. Для этого 26 пунктов последовательностей (разделов) этой программы были включены в "Журнал оценки", с полем для внесения результатов наблюдений за несколько недель.

Важно, чтобы каждый ребенок, для которого будет применена эта программа, был оценен по всем 26 последовательностям, за исключением некоторых случаев серьезных нарушений (например, полностью слепые дети не будут оцениваться по пунктам, требующим зрения).

Все навыки каждого раздела (последовательности) программы составлены в порядке их ожидаемого развития.

6 слайд

Подсчет баллов по журналу оценки

Пункты в «Журнале оценки» должны быть отмечены как

«выполняемый» (+),

«невыполняемый» (–)

«появляющийся» (+-).

Специалистами Регионального Специализированного Дома Ребенка для удобства был дополнен «Журнал оценки» цифровыми обозначениями и подсчитан максимальный набор баллов по каждому показателю.

Оценка проводится в баллах:

2 – навык сформирован,

1 – навык в процессе формирования,

0 – навык не сформирован.

7 слайд

А так же все последовательности были объединены в 5 разделов:

  • Моторный контроль (тонкая/крупная)
  • Коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Личностно-социальное развитие
  • Адаптивное поведение

8 слайд

Баллы по показателям

11 слайд

И сводная таблица максимально набранных баллов по каждому показателю по возрастам

12 слайд

Выбор пунктов индивидуальной программы вмешательства

Специалисты по вмешательству должны выбрать задания для каждого ребенка, либо начав с первого пункта, с которым ребенок не справился, либо с пункта, который лишь появляется у ребенка в каждой последовательности, исключая случаи, когда какое  ни будь нарушение делает, эту стратегию неподходящей.

В нашем случае выбираются соответственно пункты с баллами 1 и 0

В каждом пункте программы указаны материалы, необходимые для обучения определенному навыку.

Каждый пункт поделен на четыре основные графы:

  • «Процедуры»
  • «В повседневной жизни»
  • «Адаптация процедуры»
  • «Критерий».

В графе «Процедуры» описаны способы обучения навыкам в ситуации один на один со взрослым. Часто в нее включены два или более действия, которые могут быть использованы для обучения навыку, и описаны способы более интенсивного обучения ребенка.

 «В повседневной жизни», описываются способы обучения навыкам, которые могут быть включены в ежедневную деятельность.

 «Адаптация процедуры» необходима для детей с нарушениями зрения, слуха, двигательными нарушениями.

В графе «Критерии» описаны действия ребенка, владеющего навыком.

 

13 слайд

Специалистами Регионального Специализированного Дома Ребенка так же была разработана Карта динамического наблюдения за развитием детей с ОВЗ и из группы биологического риска в рамках Программы Ранней помощи.

Которая, позволяет наглядно увидеть динамику в развитии ребенка на протяжении освоения программы.

14 слайд

 

И на примере одного ребенка  динамическое наблюдение в баллах на протяжении 6 месяцев.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karolina.pptx665.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР » Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями В ыполнила : Одрина Н.А.

Слайд 2

Первый выпуск такой программы Каролина был разработан 1986. Руководство построено следующим образом: * План обучения основан на нормальных последовательностях развития, но не исходит из равномерного развития в каждой области * Программа обучения решает проблему нетипичного развития двумя путями: 1. навыки каждой области развития были разделены на логические последовательности обучения 2. были включены изменения для детей с особыми сенсорными и двигательными ограничениям

Слайд 3

П рограмма была разработана для работы с детьми, имеющими различные нарушения, от рождения до 24 месяцев Первым шагом при планировании программы вмешательства является тщательная оценка текущих возможностей развития ребенка. Для этого 26 пунктов последовательностей (разделов) этой программы были включены в "Журнал оценки", с полем для внесения результатов наблюдений.

Слайд 4

1.Зрительное слежение и постоянство объектов. 2.Постоянство объектов: двигательное и зрительное. 3.Слуховая локализация и постоянство объектов. 4.Внимание и память. 5.Формирование понятий. 6.Восприятие пространства. 7.Функциональное употребление объектов и символическая игра. 8.Решение проблем . 9. Зрительное восприятие . 10.Предсловарь/словарь. 11. Имитация: звуки и жесты. 12. Ответы на общение. 13. Разговорные навыки.

Слайд 5

14. Самоуправление . 15. Социальные навыки. 16. Навыки самообслуживания: еда. 17. Навыки самообслуживания: одевание. 18. Самообслуживание : уход за собой. 20. Навыки тонкой моторики: ребенок тянется к предмету, хватает его и выпускает из рук. 21.Навыки тонкой моторики: манипулирование. 22. Навыки тонкой моторики: билатеральные навыки. 23. Зрительно-моторные навыки: владение карандашом и рисование. 24. Навыки крупной моторики: положение лежа на животе. 25. Навыки крупной моторики: положение лежа на спине. 26. Навыки крупной моторики: вертикальное положение.

Слайд 6

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ ПО «ЖУРНАЛУ ОЦЕНКИ» Пункты в «Журнале оценки» должны быть отмечены как «выполняемый» (+), «невыполняемый» (–) «появляющийся» (+-). СПЕЦИАЛИСТЫ РСДР Оценка проводится в баллах: 2 – навык сформирован 1 – навык в процессе формирования 0 – навык не сформирован.

Слайд 7

Моторный контроль (тонкая/крупная) Коммуникативное развитие Познавательное развитие Личностно-социальное развитие Адаптивное поведение

Слайд 8

Показатели познавательного развития в динамике детей от рождения до 2-х лет 0 – 3 мес. – оцениваются 21 показатель. 3 – 6 мес. – оцениваются 37 показателей. 6 – 9 мес. – оцениваются 47 показателей. 9 – 12 мес. – оцениваются 54 показателя. 12 мес – 1г.3мес. – оцениваются 62 показателя. 1г.3мес. – 1г.6мес. – оцениваются 73 показателя. 1г.6мес. – 1г.9мес. – оцениваются 87 показателей. 1г9мес. – 2г. – оцениваются 98 показателей. Показатели коммуникативного развития в динамике детей от рождения до 2-х лет 0 – 3 мес. – оцениваются 10 показателей. 3 – 6 мес. – оцениваются 27 показателей. 6 – 9 мес. – оцениваются 39 показателей. 9 – 12 мес. – оцениваются 46 показателей. 12 мес – 1г.3мес. – оцениваются 54 показателя. 1г.3мес. – 1г.6мес. – оцениваются 62 показателя. 1г.6мес. – 1г.9мес. – оцениваются 69 показателей. 1г9мес. – 2г. – оцениваются 81 показатель.

Слайд 9

Показатели личностно-социального развития в динамике детей от рождения до 2-х лет 0 – 3 мес. – оцениваются 5 показателей. 3 – 6 мес. – оцениваются 10 показателей. 6 – 9 мес. – оцениваются 12 показателей. 9 – 12 мес. – оцениваются 15 показателей. 12 мес – 1г.3мес. – оцениваются 19 показателей. 1г.3мес. – 1г.6мес. – оцениваются 23 показателя. 1г.6мес. – 1г.9мес. – оцениваются 27 показателей. 1г9мес. – 2г. – оцениваются 31 показатель. Показатели адаптивного развития в динамике детей от рождения до 2-х лет 0 – 3 мес. – оцениваются 2 показателя. 3 – 6 мес. – оцениваются 8 показателей. 6 – 9 мес. – оцениваются 9 показателей. 9 – 12 мес. – оцениваются 12 показателей. 12 мес – 1г.3мес. – оцениваются 17 показателей. 1г.3мес. – 1г.6мес. – оцениваются 22 показателя. 1г.6мес. – 1г.9мес. – оцениваются 27 показателей. 1г9мес. – 2г. – оцениваются 31 показатель.

Слайд 10

Показатели моторного контроля в динамике (навыки мелкой моторики/ крупной моторики) детей от рождения до 2-х лет 0 – 3 мес. – оцениваются 6/ 8 показателей. 3 – 6 мес. – оцениваются 17/ 19 показателей. 6 – 9 мес. – оцениваются 29/ 24 показателя. 9 – 12 мес. – оцениваются 36/ 32 показателя. 12 мес – 1г.3мес. – оцениваются 45/ 35 показателей. 1г.3мес. – 1г.6мес. – оцениваются 52/ 40 показателей. 1г.6мес. – 1г.9мес. – оцениваются 58/ 44 показателей. 1г9мес. – 2г. – оцениваются 62/ 48 показателей.

Слайд 11

Система оценки младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями по материалам журнала оценки «Каролина» Возраст Познавательное развитие Коммуникативное развитие Личностно-социальное развитие Адаптивное поведение Моторный контроль Навыки мелкой моторики Навыки крупной моторики Максимальное количество баллов 3 мес. 42 20 10 4 12 16 6 мес. 74 54 20 16 34 38 9 мес. 94 78 24 18 58 48 12 мес. 108 92 30 24 72 64 1г. 3 мес. 124 108 38 34 90 70 1г. 6 мес. 146 124 46 44 104 80 1г. 9 мес. 174 138 54 54 116 88 2 г. 196 162 62 62 124 96

Слайд 12

Выбор пунктов индивидуальной программы вмешательства Каждый пункт поделен на четыре основные графы : « Процедуры» «В повседневной жизни» «Адаптация процедуры» «Критерий »

Слайд 13

Карта динамического наблюдения за развитием детей с ОВЗ и из группы биологического риска в рамках Программы Ранней помощи № Ф.И. Возраст обследования Разделы Дата выбытия Моторный контроль (тонкая/крупная) Коммуникативное развитие Познавательное развитие Личностно-социальное развитие Адаптивное поведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 14

№ Ф.И. Возраст обследования Разделы Дата выбытия Моторный контроль (тонкая/крупная) Коммуникативное развитие Познавательное развитие Личностно-социальное развитие Адаптивное поведение 1 Данил 2г 2г6м 153 181 99 117 159 182 39 45 41 55 Карта динамического наблюдения за развитием детей с ОВЗ и из группы биологического риска в рамках Программы Ранней помощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...

Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями

Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...