Главные вкладки

    Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями
    методическая разработка по теме

    Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Используя элементы логоритмики, отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями

    Речь, осуществляя функцию «обобщения социальной связи, воздействия на окружающих» (Л.С. Выготский), является вместе с тем способом формирования мысли. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. При важнейшем участии речи ребёнок приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.

    Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Для профилактики, а также для исправления нарушений речи, мы используем на фронтальных занятиях по развитию речи элементы логоритмики.

    Логоритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

    Каждое движение в нашей жизни совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отношению к различным случаям: ритм стихотворения, прозы, сердца, дыхания, ритм времени года, дня и ночи, ритм работы и т.д.

    В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikos – относящийся к ритму, равномерный) – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

    Чувство ритма свойственно почти каждому человеку, поскольку исходным является ритм трудовых движений, ритм содержательный, вызываемый логикой трудового процесса. Из трудового ритма постепенно развился впоследствии ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д. Чувство ритма возникало и развивалось в процессе содержательной деятельности. Поэтому нельзя развивать чувство ритма вообще. Его нужно развивать исходя из характера деятельности.

    Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

    Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться. На занятиях по развитию речи мы используем музыкальный ритм как фон для логоритмических упражнений.

    В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре. Развитие физических умений и ритмических способностей идёт на протяжении всего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.

    У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой. Поэтому мы используем элементы логоритмики на занятиях по развитию речи.

    Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

    В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.

    Используя элементы логоритмики, отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Использование логоритмики способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

    На занятиях по развитию речи используются следующие элементы логоритмики:

    • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
    • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
    • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
    • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга, самомассаж;
    • стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
    • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. И при неоднократном повторении дети запоминают стихотворения и движения. В зависимости от темы, выбранной воспитателями группы для изучения в течение недели, выбираются соответствующие лексической теме  упражнения. Таким образом, использование логоритмических упражнений помогают целенаправленно воздействовать на развитие речи детей.

    Ниже приведены некоторые упражнения, используемые на занятиях по развитию речи.

    Пример 1. Мы идём по кругу.

    Мы идём по кругу.                                        Маршировать по кругу.

    По-смо-три.

    И шагаем дружно: раз, два, три.

    Мы скачем по дороге,                                        Двигаться поскоками.

    Меняя часто ноги.

    Поскакали, поскакали:

    Скок, скок, скок.

    А потом, как аист,                                        Встать на одной ноге.

    Встали – и молчок.

    Пример 2. Опа-опа.

    Опа-опа, оп, оп.                        Опа-опа – перекрещенными руками  

    Опа-опа, хлоп, хлоп.                 дотрагиваться ладонями до противоположных

    Опа-опа, оп, оп.                         плеч.        

    Опа-опа, топ, топ.                Оп, оп – хлопать по коленям.

    Опа-опа, оп, оп.                         Хлоп-хлоп – хлопать в ладоши.

    Опа-опа, стоп!                         Топ, топ – топать ногами.

    Пример 3. Осень.

    Капля – раз, капля – два.                        Идти медленно по кругу.

    Очень медленно сперва,

    А потом, потом, потом                                Идти ускоряя темп.

    Все бегом, бегом, бегом.

    Мы зонты свои раскрыли,                        Поднять руки над головой.

    От дождя себя укрыли.                                Сложить руки над головой.

    Пример 4. Весна.

    Капля – раз, капля – два,                        Идти медленно, притопывая.

    Капля медленно сперва:

    Капля – кап, кап, кап, кап, кап.        

    Стали капли поспевать,                         Идти, притопывая, ускоряя темп.

    Капля каплю догонять.

    Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап.

    Пример 5. Ветер.

    Ветер по лесу летал –         

            ф-ф-ф, ф-ф-ф.                        Качать поднятыми вверх руками.

    И с деревьями играл –

            ф-ф-ф, ф-ф-ф.

    Ветви сильно раскачались –

            ух, ух!                                Сильно качать руками.

    И листочки испугались –

            ш… ш…                                Взмахивать кистями рук.

    Задрожали, задрожали –

            ш-ш-ш, ш-ш-ш.                        Быстро взмахивать кистями рук.

    Оторвались и упали – ах!                Плавно опускать руки.        

    Пример 6.        Самомассаж.

    Вот на улице мороз                                Точка между бровями.

    Эй, потри скорее нос,                                Потереть пальцами нос.

    Подбородок отогрей.                                Точка под нижней губой.

    Улыбнулись все скорее!

    И у глаз потрём дружнее                        Круговые движения у висков.

    Веселее, веселее.

    Ну-ка взялись все за уши,                        Массаж ушей.

    Ни к чему нам бить баклуши,

    Покрутили, повертели –

    Вот и уши отогрели.

    Каждый палец согреваем,

    Сильно-сильно растираем.

    Пример 7. Чистоговорка «Ч».

    Чу-чу-чу – я зерно молочу.

    Чу-чу-чу – жернова кручу.

    Чу-чу-чу – муку получу.

    Ач-ач-ач – испеку калач.

    Чо-чо-чо – в печке горячо.

    Ачики-ачики – вкусные калачики.

    Собранный в течение трёх лет лексический материал,  используется на фронтальных занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми. Материал сформирован по основным лексическим темам «Времена года», «Животные», «Растения», «Дом», «Семья».

    Опыт показывает, что использование на занятиях элементов логоритмики  повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

    Список источников информации

    1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

    2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – СПб.: Детство-Пресс,  2010. – 349 с.

    3. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 160 с.

    3. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 157 с.

    4. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 191 с.

    5. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 344 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста

    Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по о...

    Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

    Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возр...

    «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

    Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

    Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий

    Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий...

    Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

    Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

    Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

    Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...