Психологическая роль семьи в воспитании личности ребенка.
презентация к уроку

Влияет ли семья на поведение ребенка? Что такое "стиль воспитания" и какова его роль в формировании личности ребенка? На эти и другие вопросы ответит данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskaya_rol_semi_v_vospitanii_lichnosti_rebenka.ppt483.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая роль семьи в воспитании личности ребенка

Слайд 2

«Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле» Франсуаза Дальто

Слайд 3

Главная функция семьи – обеспечить чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. (Адлер А., 1986; Роджерс К., 1994; Хорни К., 1997).

Слайд 4

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя о взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками, с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Слайд 5

Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка Отечественные и зарубежные психологи подтверждают то, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.

Слайд 6

А. Адлер отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.

Слайд 7

С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу считают, что радикальное пренебрежение родителей приводит к неустойчивости и агрессивности детей

Слайд 8

Б. Брельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Слайд 9

Классификация стилей родительского отношения В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» часто рассматриваются как синонимы. Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до 5 лет).

Слайд 10

Можно выделить 4 тактики воспитания в семье и соответствующие им 4 типа семейных отношений: Диктат Опека «Невмешательство» Сотрудничество

Слайд 11

Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Выделяют 3 стиля: Демократический (стиль согласия) Авторитарный (стиль подавления) Попустительский (ребенок предоставлен сам себе)

Слайд 12

Стили воспитания и формирование нежелательных личностных особенностей ребенка Родители задают исходный уровень того, на что ребенок претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью тогда может стать тревожность . Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Источник тревожности – постоянное неодобрение взрослых.

Слайд 13

Демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям , которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные.

Слайд 14

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Слайд 15

Диагностика взаимоотношений в семье

Слайд 16

Советы родителям по улучшению психологического климата в семье Родителю следует представлять, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Родителям следует прислушиваться к мнению детей. Материальное обеспечение не удовлетворит потребностей ребенка, ему необходим и эмоциональный контакт. Если в семье ребенку не доверяют, то он становиться скрытым, испытывает сложности во взаимоотношениях не только со взрослыми, но и со сверстниками. Антисоциальное поведение родителей часто является причиной детских правонарушений. Ребенок должен чувствовать любовь родителей, внимательное, не навязчивое отношение к себе. Если ребенок ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Если теряется контакт и уважение, родители должны сделать первый шаг к примирению. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что детям хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии, тогда обычно утрачивается духовная близость. Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести. Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык. Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом.

Слайд 17

Анализ семей обучающихся, состоящих на внутришкольном учете Неблагополучные семьи Неполные семьи Полные семьи одна мать один отец в семье отчим в семье мачеха один ребенок 5 14 - 4 1 2 9

Слайд 18

Факторы, способствующие формированию пьянства у подростков Социальные факторы : бытовые традиции народа; социальный статус подростка (семейное положение, материальная обеспеченность, образ жизни); этническая и религиозная принадлежность; влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, тусовка). Психологические факторы : резкие колебания настроения; неустойчивость интересов; чувствительность; повышенная рефлексия и склонность к самоанализу; излишняя самоуверенность; переоценка своих возможностей. Биологические факторы : нарушение процесса обмена веществ; расстройства эндокринной системы; неполноценность высших отделов центральной нервной системы; патология характера; некоторые психические заболевания.

Слайд 19

На каких принципах нужно строить свои отношения с детьми? Принцип равенства . Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека. Принцип диалогичности . Диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно - воспитательный процесс. Принцип сосуществования . Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Принцип свободы . Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей. Принцип соразвития . Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Принцип единства . Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей. Принцип принятия . Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи....

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка".

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Роль семьи в формировании личности ребенка

"Роль  семьи в формировании личности ребенка" - теоретические аспекты вопроса при подготовке к круглому столу по теме "Семья"....

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Семья и школа — два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

Консультация для родителей в старшей группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....