Организация работы с родителями
методическая разработка

Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.

В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_roditelyami.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.

В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, часто встречающейся неуверенности взрослых, их пренебрежительном, порой, отношении к детям и к своим воспитательным обязанностям, непонимании детской души, что отражается на развитии детей и их благополучии. Поэтому необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать еще и тем, что в педагогически образованных родителях нуждается, прежде всего, сам ребенок. Таким образом, когда мы говорим о воспитании родителей, речь идет о правах ребенка.

Ч т о  н е о б х о д и м о  с д е л а т ь  р о д и т е л я м  и  п е д а г о г а м, чтобы добиться желаемого результата:

  • осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям с уважением и пониманием относиться друг к другу;
  • помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
  • в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  • педагогам воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
  • родителям внушать доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса и школы;
  • родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать систему взаимоотношений не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и склонности, а также трудности, которые проявляются в семье и школе;
  • проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
  • проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
  • регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

А. С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь, строить везде: в школе, в детском саду, в учреждении, в семье – и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.

Всем нам ясно одно: сегодня в семье идет переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А школа по старинке продолжает защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество.

Клуб «Семейная круговерть», опыт которого представлен, по сути дела является аналогом родительского комитета. Родители, входящие в этот клуб, строят работу на добровольном, искреннем желании сделать что-то хорошее для своих детей и класса.

З а д а ч и такого объединения родителей: углубление взаимоотношений детей и родителей; закрепление связей между семьей и классом; развитие семейного творчества и усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и учителем, отвечают на вопросы, выполняют задание.

С этой целью используется такая форма работы, как «день открытых дверей» класса.

Посещение родителями уроков полезно как для них самих, так и для педагогов. Присутствуя в классе, родители ощущают личную причастность к обучению своих детей и принимают на себя определенную ответственность за успех учебной деятельности.

Родители знакомятся с новыми тенденциями воспитания детей. Они получают дополнительную информацию о своем ребенке, его друзьях, работе учителя. Кроме того, родители учащегося могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке находящихся в классе родителей, в свою очередь, получает дополнительные возможности для работы с отдельными детьми; может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком; насколько умело могут помочь ему в обучении.

Учителя-предметники обсуждают специфику конкретных предметов, призывают родителей систематически интересоваться занятиями детей на уроках, не забывать о необходимости совместных усилий семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Подготовка к этому дню проводится вместе с родительским комитетом, учителями-предметниками, детьми. Родителям раздают памятки, вопросы предстоящей темы для обсуждения, знакомят с правилами «Дня открытых дверей».

Классный руководитель нацеливает родителей на то, чтобы из всех впечатлений они сумели бы выделить главное, обратили внимание на то, как трудятся на уроках не только их дети, но и другие учащиеся, послушать и сравнить, как отвечает их ребенок и другой учащийся. Заканчивается «День открытых дверей» либо индивидуальной беседой с родителями учителей, школьных педагогов-специалистов, либо откровенным разговором на родительском собрании.

Цель психолого-педагогического просвещения и образования – помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Родительская учеба становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки воспитания.

Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:

  • улучшение взаимоотношений с ребенком, установление взаимопонимания и дружеского контакта;
  • постоянное обдумывание проблемы о значении и месте ребенка в жизни родителей: чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  • осознание родителями значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
  • оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем;
  • проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка.

Какие же формы работы с родителями используются?

Прежде всего родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирования социально значимого родительского коллектива.

Родительские собрания дают возможность учителю создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем.

На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определенный период, доводятся до сведения результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.

На родительских собраниях каждый может свободно высказать свое мнение по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания.

Родительское собрание – это форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями.

Чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям, затем напоминается о предстоящем собрании по телефону.

Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии: родителям задаются открытые вопросы, демонстрируя тем самым уважение к любой точке зрения; собравшиеся делятся на пары для совместной работы, группируются для обсуждения и выработки общих положений по тем или другим проблемам; всегда планируется дополнительное время для общения родителей между собой.

Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.

Темы родительских собраний подбираются самые разнообразные. Участниками родительских собраний могут быть и школьный психолог, и социальный педагог, и учителя-предметники, и библиотекарь, и медицинский работник, и представители администрации школы, а также приглашенные специалисты субъектов правоохранения, культуры, дополнительного образования и т. п. Перед собранием проводится анкетирование среди детей и родителей, предлагаются советы и рекомендации различного направления как детям, так и родителям.

Родительские конференции – распространенная форма взаимодействия школы и семьи.

Родителям заранее сообщается тема конференции, разрабатываются вопросы, выдаются рекомендации и список литературы, назначаются дни консультаций. Предварительная подготовка дает возможность родителям свободно и уверенно чувствовать себя на конференции, принимать в ней активное участие. На конференциях родителям в доступной форме раскрываются цели, задачи, содержание обучения, подчеркивается необходимость взаимодействия школы и семьи.

К примеру, на конференции для родителей по теме «Вы и Ваш ребенок в будущем» могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения:

1. Что Вы знаете о своем ребенке?

2. Каким Вы представляете его будущее?

3. Что он должен знать о себе?

4. Каким Вы видите свое будущее?

5. Какие качества следует сейчас воспитывать в ребенке, чтобы потом ему найти свое место в жизни?

6. С какими, на Ваш взгляд, трудностями может столкнуться Ваш ребенок на своем жизненном пути?

7. На чью помощь он может рассчитывать в трудной ситуации?

8. Какие надежды возлагаете Вы на своего ребенка?

Общешкольный родительский совет.

В него входят лучшие инициативные родители школы, представители классных коллективов. Совет оказывает помощь педколлективу в проведении общешкольных мероприятий.

Деловые и ролевые игры с родителями дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.

Темы игр могут быть такими:

  • Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть?
  • Друг моего сына.
  • Вновь за школьной партой.

Социально-психологические тренинги – это активные формы работы с теми родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводится психологом или социальным педагогом.

Совместные собрания родителей с детьми. Эта форма работы прекрасно сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей с другой стороны, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.

Темы совместных собраний могут быть следующими:

  • Способности ребенка, пути их развития.
  • Взгляни на меня другими глазами.
  • Вот и стали мы на год взрослее.

Перечисленные формы работы с родителями невозможно определить в четкие рамки, они многообразны и позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей.

В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы проведения в одном родительском собрании. Главное, чтобы они побудили пап и мам к конструктивному решению той или иной воспитательной проблемы, привели к поиску оптимальных и разумных взаимоотношений с детьми, формированию собственной правильной точки зрения на воспитание своих детей, научили сравнивать поведение своих детей и их одноклассников, помогли стать своему ребенку помощником и другом.

Еще одной формой (пожалуй, универсальной) работы с родителями являются тематические и индивидуальные консультации. 

Тематические консультации проводятся по запросу самих родителей либо при возникновении проблем, требующих безотлагательного решения, которые часто носят конфиденциальный характер. Родители принимают участие в тематических консультациях по специальному приглашению педагога. В тематических консультациях главная (ведущая) роль отводится специалистам, способным указать пути решения насущной проблемы и помочь найти оптимальный вариант ее решения.

Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует.

При подготовке к консультации необходимо побеседовать с учащимися, его друзьями, педагогами, корректно выяснить причину конфликта, если он имеется, или другие сложности, которые испытывает ребенок.

Проблему, выносимую на консультацию, необходимо рассматривать с различных позиций – ребенка, родителя, педагога.

С родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам психофизического развития ребенка в целом. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты: педагоги, врачи, психолог, социальный педагог.

П р и м е р н ы е  т е м ы  к о н с у л  ь т а ц и й:

  • Как развить у ребенка желание читать.
  • Поощрения и наказания. Какими им быть.
  • Тревожность у ребенка. К чему это может привести.
  • Как развивать внимание, память, воображение ребенка.
  • Проблемы общения в семье.

Опыт работы педагогического коллектива по взаимодействию с родителями позволяет сделать определенные выводы:

1. Несмотря на все трудности объективного и субъективного характера, с родителями можно установить деловой контакт и конструктивный диалог.

2. Родители способны быть союзниками в работе со школой.

3. Родители восприимчивы к тому новому, что предлагают им педагоги для совершенствования системы семейного воспитания.

4. У родителей постепенно появляется уважительное отношение к школе, педагогическому коллективу, классному руководителю.

5. Проводимая систематическая работа с родителями имеет равнозначно эффективный характер воздействия на детей, родителей, классного руководителя.

6. Участие родителей в совместной работе с учителем возвышает их, делает добрее, человечнее, способствует взаимопониманию в вопросах воспитания и обучения детей.

7. Учителя и родители, являясь партнерами в воспитании, дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы с родителями в УДОД"

Содержание работы с родителями, её значение в учреждении дополнительного образования детей....

Формы организации работы с родителями.

Презентация "Формы организации работы с родителями.Основные направления в работе.Функционирование деятельности"....

"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"

Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...