Анкета для выпускников 9 кл.
материал (9 класс)

Рекомендации по организации профильного обучения с федеральным государственным образовательным стандартом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации профильного обучения

с федеральным государственным образовательным стандартом

Сокращения в тексте:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ОО – образовательная организация

ООП – основная образовательная программа

ООП СОО – основная образовательная программа среднего общего обра-зования

В связи с переходом на новый федеральный государственный образова-тельный стандарт среднего общего образования в образовательной организации необходимо создать профильные классы.

Учебно-методическое и программное обеспечение профильного обучения Профильное обучение – это организация образовательной деятельности

по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации.

Направленность        (профиль)        образования        –        это        ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,        определяющая        ее      предметно-тематическое      содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам       освоения       образовательной        программы       образовательной организации.

Для осуществления профильного обучения необходимо подготовить ряд документов:

1.        Образовательная        организация        самостоятельно        разрабатывает        и утверждает локальный акт о правилах приема в 10 класс. Согласно пункту 6 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32 допускается        организация      индивидуального        отбора      при        приеме      в образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов (для профильного обучения).

2. Программы предметов, обеспечивающих углубленное изучение, соответствующие        требованиям        Федерального        государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (далее ФГОС).

2

3. Программы базовых предметов (сложность разработки программ базовых предметов не только в том, чтобы сократить объем предметного материала, но и в том, чтобы учесть специфику обучающихся. Если базовый предмет преподается для гомогенного профильного класса (группы), то следует учитывать особенность профиля. При определении содержания базового предмета в классе с универсальным профилем или в модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов следует четко сформулировать образовательные цели и задачи курса).

4. Программы элективных курсов.

5.        Программы        исследовательской        и        проектной        деятельности обучающихся.

6. Программы предметов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (задачи профильной и предпрофильной ориентации обучающихся возможно и желательно решать при преподавании основных предметов. Это не требует значительной коррекции программы. Достаточно лишь выделить в программе темы, при изучении которых можно познакомить обучающихся с профессиями, связанными с этим предметом, с возможными траекториями продолжения образования в данной предметной области).

Учебно-методическое        обеспечение        включает        в        себя        учебники, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ,        используемые        для     проведения      внутришкольного     мониторинга профильного обучения в образовательной организации.

Также администрация образовательной организации на основании статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), которая устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, может использовать анкету для родителей и учащихся 9-х классов по выбору профиля обучения и по формированию учебного плана.

Профили обучения среднего общего образования

ОО может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования. Предусмотрено пять профилей:

естественно-научный; гуманитарный;

социально-экономический; технологический; универсальный

3

Учебные планы профилей по ФГОС среднего общего образования Учебный план профилей по ФГОС среднего общего образования

позволит оптимально организовать профильное обучение, т. е. реализовать индивидуальные потребности учащихся.

ОО, которая переходит        на ФГОС среднего общего        образования, принимает за основу учебные планы из примерной основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО). Учебные планы профилей        отражают        перечень,        трудоемкость,        последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, практик и иных      видов        учебной      деятельности,        а также      фиксируют        формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерная ООП СОО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)

Учебный план профиля составляют:

обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей; учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой

предметной области;

учебные предметы для изучения на углубленном уровне; индивидуальный проект;

элективные курсы.

Таблица 1.

Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП СОО

Сферы деятельности по профи-лю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Возможные элективные курсы

Технологический

Производственная, инженер-ная и информационная

Математика

и информатика. Естественные науки

Математика: ал-гебра и начала математического анализа, геомет-рия. Информа-тика. Физика

Компьютерная графика. Био-химия

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика

и информатика. Естественные науки

Математика: ал-гебра и начала математического анализа, геомет-рия. Химия. Биология

Теория позна-ния. Биофизи-ка

4

Сферы деятельности по профи-лю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Возможные элективные курсы

Гуманитарный

Педагогика, психология, об-щественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Ино-

странные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология

Социально-экономический

Социальная сфера, экономи-ка, обработка информации, управление, предпринима-тельство, финансы

Математика

и информатика. Общественные науки

Математика: ал-гебра и начала математического анализа, геомет-рия. География. Экономика

Обработка информации

Универсальный

Сферу деятельности учащий-ся не определил или его вы-бор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограни-читься только базовым уров-нем изучения учебных пред-метов, но не исключает углубленное изучение от-дельных предметов

Математика

и информатика. Общественные науки

Математика: ал-гебра и начала математического анализа, геомет-рия. История

Технология

Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. Исто-рия родного края

Русский язык и литература. Математика

и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Ма-тематика: алгеб-ра и начала ма-тематического анализа, геомет-рия. Биология

Русский язык и литература. Математика

и информатика

Русский язык. Литература. Ма-тематика: алгеб-ра и начала ма-тематического анализа, геомет-рия

Элективные курсы

Включите в учебный план профиля элективные курсы – это особенно важно для элективных курсов с выраженной профильной направленностью (таблица 2).

5

Таблица 2.

Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Внимание! Данный учебный план рассчитан на 35 учебных недель в году

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

70

Литература

Б

210

Математика

и информатика

Математика: алгебра

и начала математического анализа, геометрия

У

420

Информатика

Б

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Химия

У

210

Биология

У

210

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

140

Физическая культура, эко-логия и основы безопасно-сти жизнедеятельности

Физическая культура

Б

210

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

70

Индивидуальный проект

140

Курсы по выбору обще-развивающей направлен-ности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

ЭК

70

Эффективная коммуни-кация

ЭК

70

Навыки работы с медиатекстами

ЭК

140

Биофизика

ЭК

70

Теория познания

ЭК

70

ИТОГО: 2275 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 560 часов – 25%

Сокращения в таблице:

- Б – предмет для изучения на базовом уровне;

- У – предмет для изучения на углубленном уровне; - Э – элективный курс.

Наряду        с профильно        ориентированными        элективными        курсами, в учебный план включите курсы общеразвивающей направленности по выбору учащихся (таблица 2).

6

Элективный курс – обязательный для изучения учебный предмет по выбору        учащихся.        Отличается        от факультативного        курса,        который не обязательно выбирать (п. 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ)

Профильно ориентированные элективные курсы и курсы по выбору с общеразвивающей        направленностью        составят        часть        учебного        плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Внимание! Обязательная часть ООП СОО составляет 60%, а часть, формируемая        участниками        образовательных        отношений        (в        том        числе предусматривающая внеурочную деятельность п. 18.3.2 ФГОС среднего общего образования), - составляет 40% от общего объема ООП СОО (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

Расчет аудиторной нагрузки

Учитывайте        требования        СанПиН        2.4.2.2821–10        «Санитарно-эпидемиологические      требования      к условиям        и организации        обучения в общеобразовательных        учреждениях»,        утв.      постановлением      Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10),       требования       ФГОС       среднего       общего       образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Учебная        неделя        может        быть        пятидневной        или        шестидневной. От продолжительности учебной недели зависит максимально допустимая недельная нагрузка на старшеклассников.

Для учащихся 10-11-х классов аудиторная недельная нагрузка: при пятидневной учебной неделе составляет 34 часа;

при шестидневной – 37 часов (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с требования ФГОС среднего общего образования за два года количество учебных занятий на одного обучающегося – не менее 2170 и не более 2590 (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Рекомендации по разработке примерной ООП СОО Календарный учебный график – обязательная часть организационного

раздела ООП любого уровня общего образования

Разработчики примерной ООП СОО предлагают учебные планы из расчета 35 учебных недель в год, а администрация ОО составляет учебный план на период, который установила календарным учебным графиком.

Когда администрация ОО составляет календарный учебный график, то учитывает сроки начала государственной итоговой аттестации (ГИА).

Например, продолжительность учебного года в 10-х классах может быть 35 недель. В 11-х классах с учетом ГИА – 34 недели. В примерной ООП среднего общего образования нет вариантов учебных планов на 34 недели, поэтому администрация ОО делает расчет на 34 недели самостоятельно.

Зачем старшеклассникам универсальный профиль обучения Примерная ООП СОО отмечает необходимость универсального профиля

для обучающихся, которые либо не имеют устойчивых предпочтений, либо выбор        которых        не вписывается        в рамки других        профилей.        В рамках универсального     профиля        ОО могут        формировать     группы     с различной комбинацией предметов для углубленного изучения.

Требование ФГОС среднего общего образования выбрать 3-4 предмета для углубленного изучения не распространяется на универсальный профиль (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Индивидуализацию содержания образования и профильную направленность реализуйте курсами по выбору учащихся.

Так примерная ООП СОО предлагает четыре варианта учебных планов универсального профиля и комбинации учебных предметов для углубленного изучения. Например: русский язык, литература, математика, биология. Или, напротив,        ограничивает        углубленное        изучение        одним        предметом        – иностранным языком.

Разработчики примерной ООП СОО отмечают, что универсальный профиль позволяет решить проблемы индивидуализации обучения в условиях, когда запросы старшеклассников слишком разнородны или неочевидны.

Почему обязательно включать в учебный план «Индивидуальный проект» Индивидуальный проект – обязательно входит в учебные планы

профилей. Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, выполняется обучающимся 10-11-х классов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного        учебным        планом.        Индивидуальный        проект        должен        быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного (п.11 ФГОС среднего общего образования).

Курирует выполнение индивидуального проекта работник ОО или работник,        которого        привлекают со стороны, например, из организации-партнера.

Задача индивидуального проекта – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

Порекомендуйте        учителям        в рабочей        программе        индивидуального проекта предусмотреть часы:

на выбор темы проекта;

консультации по планированию этапов реализации проекта; организацию контактов с партнерами;

8

сопровождение лабораторных практикумов на базе сторонних организаций;

консультации по оформлению проекта; подготовку презентации.

Если вы грамотно организуете работу над индивидуальными проектами, то поможете старшекласснику осознать выбор будущей профессиональной деятельности и спроектировать личностный успех.

Анкета для 10-х классов по выбору профиля обучения и по формированию учебного плана 

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце этого учебного

года вашим детям предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения профиля обучения в 10–11-х классах. Предлагаем вам следующие направления профильной подготовки в 10–11-х классах:

• гуманитарный1        (предметы на углубленном уровне: русский язык, иностранный язык, история, право);

• технологический (предметы на углубленном уровне: математика, информатика, физика);

• естественнонаучный (предметы на углубленном уровне: математика, физика, химия, биология).

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельно-сти вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут вос-

требованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ре-

бенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите предметы, которые, по вашему мнению, необхо-димы ребенку для профессионального самоопределения:

1) … 2) … 3) …

С какой областью вы связываете будущую профессию вашего ре-

бенка? Выберите области:

• техника;

• производство;

• информационные технологии;

• техника и технологии;

• медицина;

• строительство;

• транспорт;

• торговля;

• сервис;

• экономика;

• организация и управление;

• педагогика;

• обслуживание населения;

• армия;

• полиция;

• право;

• юриспруденция;

• психология;

• искусство;

• фундаментальная наука;

• литература;

• история

5

Определился ли ваш ребенок с выбором ВУЗа?

6

Перечислите предметы, необходимые для поступления в ВУЗ, если они известны:

1) … 2) … 3) …

7

Как ваш ребенок собирается продолжить свое образование после

окончания 9-го класса? Варианты: 1) …

2) … 3) …

8

Напишите предполагаемый профиль обучения в 10-11 классах, ко-

торый может выбрать ваш ребенок

9

За счет компонента образовательного учреждения предлагается набор предметов для каждого профиля в 10-11 классах:

1. Технологический профиль (предметы на углубленном уровне: математика, информатика, физика):

Вам необходимо выбрать 1 предметный курс из следующих: • информационные технологии

• предметный курс по химии

• предметный курс по биологии

2. Гуманитарный профиль (предметы на углубленном уровне: рус-ский язык, иностранный язык, история, право)

Вам необходимо выбрать 2 предметных курса из следующих: • экономика;

• мировая художественная культура; • предметный курс по литературе

3. Естественно-научный профиль (предметы на углубленном уровне: математика, физика, химия, биология)

Вам необходимо выбрать 3 предметных курса из следующих: • информационные технологии

• цифровые исследовательские лаборатории • предметный курс по обществознанию

• предметный курс по русскому языку

10

Какие курсы по выбору хотел бы изучать ваш ребенок?

1) … 2) …

11

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны об-разовательного учреждения и с вашей стороны для успешного са-моопределения вашего ребенка?

1) …

12

Отметьте варианты ответов, наиболее близкие вам:

• для организации предпофильной подготовки учащихся необходи-

мо увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная ка-

рьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получе-

нии профильного образования;

• чаще проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учеб-ных предметов;

• организовывать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо: 1) …

2) … 3) …

13

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, ко-торые будет посещать ваш ребенок:

1) … 2) …

14

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации учебного процесса по реализации профильного обучения:

1) … 2) …

Анкета по выбору направления предпрофильного обучения для 7-х кл.

Инструкция: Уважаемые родители и учащиеся! В конце учебного года вашим детям предстоит сделать важный выбор траектории дальнейшего образования, осуществить пробы для верного определения дальнейшего профиля обучения в 10–11-х классах.

Предлагаем вам следующие направления предпрофильной подготовки в 8–9-х классах:

• гуманитарный2     (с 10-го класса предметы на углубленном уровне: русский язык, иностранный язык, история, право);

• технологический (с 10-го класса предметы на углубленном уровне: математика, информатика, физика);

• естественно-научный (с 10-го класса предметы на углубленном уровне: математика, физика, химия, биология).

Для восьмиклассников в классах каждого направления будет увеличено количество часов на преподавание тех предметов, которые далее будут преподаваться в соответствии с выбранным профилем.

Этот выбор учащихся требует педагогического сопровождения, которое мы с вами должны тщательно продумать и осуществить. Просим вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный вами ответ.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельно-сти вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

2

Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут вос-

требованы на рынке труда?

3

Будущее профессиональное образование и деятельность вашего ре-бенка будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберите предметы, которые, по вашему мнению, необхо-димы ребенку для профессионального самоопределения:

1) … 2) …

4

За счет часов компонента образовательной организации в учебном плане предлагается набор предметов для каждого направления в 8-х классах:

1. Технологическое направление.

Вам необходимо выбрать 3 предметных курса из следующих:

• практикум по решению физических задач;

• теория вероятностей и математическая статистика;

• программирование;

• практикум по решению сюжетных задач;

2 Профильное направление и набор предметов в структуре профильного направления определяет администрация общеобразовательной организации.

• введение в астрономию

2. Гуманитарное направление.

Вам необходимо выбрать 4 предметных курса из следующих:

• второй иностранный язык,

• мировая художественная культура;

• русская словесность;

• культурное наследие России;

• риторика;

• основы журналистики

3. Естественно-научное направление.

Вам необходимо выбрать 4 предметных курса из следующих:

• экология и человек;

• программирование;

• практикум по решению физических задач;

• лабораторный химический практикум;

• биология в задачах и упражнениях;

• практикум по решению сюжетных математических задач

5

Какие курсы по выбору ваш ребенок хотел бы изучить?

6

Какие шаги вы считаете необходимым предпринять со стороны об-

разовательной организации и с вашей стороны для успешного само-определения вашего ребенка:

• для организации предпофильной подготовки учащихся необходи-мо увеличить объем сведений о мире труда, людей и профессий;

• ввести преподавание предмета типа «Твоя профессиональная ка-

рьера»;

• проводить диагностику профессионально важных качеств;

• увеличить объем сведений об особенностях обучения при получе-нии профильного образования;

• чаще проводить экскурсии на различные предприятия;

• предоставлять возможность выполнения профессиональных проб;

• приблизить содержание образования к практической деятельности

людей;

• учитывать предпочтения учащегося в уровне преподавания учеб-ных предметов;

14

•        организовывать        психолого-педагогическое        консультирование

учащихся для поддержки их профессионального самоопределения;

• ничего не надо предпринимать;

• предложите ваш вариант, если необходимо:

1) … 2) …

7

Перечислите предметы, факультативные занятия и спецкурсы, ко-торые будет посещать ваш ребенок:

1) … 2) …

8

Перечислите те предметы, преподавание которых, по вашему мне-нию, в образовательной организации ведется на достаточно высо-ком уровне:

1) … 2) …

9

Перечислите те предметы, преподавание которых вас не устраивает: 1) …

2) …

10

Укажите, испытывает ли трудности восприятия материала ваш ре-

бенок по предметам: 1) …

2) …

(для каждого предмета укажите причину, если трудностей нет – ни-чего не пишите)

11

Какие предложения вы хотели бы внести в структуру организации

образовательного процесса по реализации профильного обучения?

17

Анализ результатов

внутришкольного мо-ниторинга за год

III. Деятельностно-коррекционный этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Издание приказов о результатах внутришкольного мони-торинга профильного обучения

В течение учебного года

Обсуждение результатов внутришкольного мониторинга на совещаниях

Обсуждение результатов внутришкольного мониторинга

профильного обучения на заседаниях ____________

Разработка педагогическими работниками плана коррек-

тирующих действий по устранению выявленных в ходе внутришкольного мониторинга профильного обучения пробелов в знаниях обучающихся

Осуществление контроля за устранением выявленных

пробелов в знаниях обучающихся

Организация информирования о результатах внутриш-

кольного мониторинга профильного обучения

Отражение внутришкольного мониторинга профильного обучения в годовом отчете образовательной организации

Июнь

IV. Итоговый этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Обобщение работы по проведению внутришкольного

мониторинга профильного обучения. Подведение итогов

Май

Внесение корректив в локальные нормативные акты,

регламентирующие процесс внутришкольного мони-торинга профильного обучения

Июнь

Внесение корректив в контрольно-измерительные материалы для проведения внутришкольного мони-торинга профильного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета выпускника

Анкета выпускника школы-интерната позволит определить готовность к самостоятельной жизни...

Анкета для выпускников

Анкета выпускников учреждений профессионального образования...

анкета для выпускников

анкетирование по процедуре проведения ЕГЭ....

Анкета для выпускников МБОУ ДОД «ДШИ»

Анкета расчитана для выпускников ДШИ....

Анкета по физкультуре выпускника младшей школы

Выпускники 4 классов заполняют анкеты, по их результатам составляются диаграммы, дающие наглядную картину результатов работы с учениками за 3-4 учебных года...

Анкета для выпускника 2016 года «Что я знаю о ГИА?»

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (A1–A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранно...

Анкета для выпускника "Самооценка эффективности подготовки и сдачи ГИА"

Данная анкета позволяет объективно оценить учебную и психологическую готовность, а также мотивацию обучающегося к эффективной сдачи ГИА....