Родительское собрание - мелкая моторика
материал

Веселова Валентина Сергеевна

Родительское собрание по развитию мелкой моторики детей в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по развитию мелкой моторики детей в 1 классе.

Цель: информирование родителей о развитии мелкой моторики детей в 1 классе.

Задачи:

1. познакомить родителей с понятием мелкая моторика;

2. предложить практические советы по развитию мелкой моторики;

3. научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы: информационная беседа с элементами ситуативного практикума.

Ход родительского собрания

1. Приветствие. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников. И для лучшего развития ребенка нужно совершенствовать навыки мелкой моторики.

Сейчас я расскажу, что такое мелкая моторика. Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Как вы думаете, для чего нужно развивать мелкую моторику? (ответы родителей). Да вы отчасти правы, а сейчас давайте я расскажу, для чего она нужна.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики

Важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

А сейчас я буду показывать упражнения, с помощью которых можно развить мелкую моторику. И чтобы вы лучше поняли эти упражнения, я попрошу вас выполнять их вместе со мной.

1. Пальчиковые упражнения

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.

4. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Вы очень хорошо выполняете упражнения, в дальнейшем выполнение этих упражнений с детьми приведет к хорошим результатам.

Для детей будет очень интересно, если выполнение таких упражнений будет сопровождаться стихотворениями. Сейчас я покажу несколько таких упражнений, а вы так же повторяете за мной.

Комплексы упражнений со стихотворениями.

1.Прогулка»        

Пошли пальчики гулять, (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу). А вторые - догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев) . Третьи пальчики - бегом, (движение средних пальцев в быстром темпе). А четвертые - пешком. (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола). Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами). И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола).

2. «Апельсин»

Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку кожура!

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Следующая группа упражнений это расслабляющие.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

1. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

2. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

3. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

4. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

А сейчас я покажу упражнения с помощью использования подручных средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:

1. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

2. «Каляки-маляки». Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

3. «Мозаика». Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.

4. Лепка. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

* Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне ребенка ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп)

* Природные материалы: шишки, камушки, ракушки, палочки

* Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры

* Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

* Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)

* Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

* Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.

* Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

* Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.

* Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.

* Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

* Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

* Собирать на даче или в лесу ягоды.

* Перелистывать страницы книги.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

* Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.

* Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.

* В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.

* Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

* Нельзя заставлять ребенка ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.

* Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

* Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.

* Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

* Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!

* Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

* И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку. Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют, ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать двойки. Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним! Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. М., 2002.
  2. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. СПб., 2002
  3. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей. 2005. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...

Памятка в родительский уголок "Будем с вами развивать мелкую моторику, чтоб потом не плакалось будущему школьнику"

Памятка в родительский уголок "Будем с вами развивать мелкую моторику, чтоб потом не плакалось будущему школьнику"...