: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».
статья по теме

горбунова елена федоровна

     В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является коррекция недостатков развития детей данной категории. Для решения этой задачи разрабатываются вопросы повышения коррекционно – развивающей роли обучения в подготовке учащихся к жизни.

В исследованиях, проведенных  на материале таких предметов как трудовое обучение (В. И. Бондарь, Г. В. Васенков, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Б.И. Пинский и др.) раскрыты потенциальные возможности детей с нарушением интеллекта в овладении практическими умениями и навыками, выявлены резервы повышения коррекционного обучения продуктивным видам деятельности.

            Особое внимание специальная (коррекционная) школа VIIIвида обращает на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников  одним из источников социальной адаптации.

            Важную роль в коррекции недостатков развития занимает проблема формирования двигательной сферы (Р.А.Бабенкова, А.Н.Граборов, А.А.Дмитриев, В.М.Мозговой, А.С.Самыличев и др.)  и пространственной ориентировки (В.М.Белов, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, С.С.Юровский и др.). Поэтому работа по развитию двигательно-моторной сферы и пространственной ориентировки занимает значительное место в процессе обучения школьников рассматриваемой категории различным предметам. Известно, что успешность трудовой деятельности во многом зависит от состояния координации рук и глаза, развитие произвольных движений,    своевременного переключения мышечного тонуса от одного состояния к другому.

 

Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной (коррекционной) школой VIIIвида – подготовка детей к производительному труду. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев (1945) подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки швейного дела дают возможность решать данную коррекционную задачу.

    В процессе трудовой деятельности  активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».

    Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового  обучения коррекция дефектов умственного и физического развития  школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков  (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).

     Для этого на уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:

- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу  линейки);

- навыки обработки материала ( резание);

- навыки соединения деталей (соединительные швы);

- навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).

     Эти навыки подразделяются на:

- безорудийные (складывание материала и т.д.)

- орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)

      Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и  уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.

    Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательных действий, учителю нужно: собрать детей вокруг себя, для показа правильности удержания инструмента, а затем выполнить самому прием. Прием учителем выполняется сначала в замедленном темпе, затем в нормальном.

      Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. В ряде случаев приходится прибегать к наглядным пособиям. После демонстрации двигательной программы приема учащиеся на своих рабочих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Повторив его несколько раз, ученики упражняются на бросовом материале. Учитель наблюдает за их действиями и, подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, останавливает работу, вновь показывает и комментирует правильное выполнение приема. Ошибочные действия показывать нецелесообразно, так как учащиеся еще не овладели приемом, и отличить правильные движения от ошибочных не могут. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально. Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приема. Иногда требует контролировать движения рук ученика в момент действия.

     Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.

     При формировании двигательных трудовых приемов учитель также выделяет для наблюдений нескольких параметров:

 - правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);

- понимание фронтального объяснения приема;

- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);

- темп овладения приемом;

- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);

- качественный результат выполнения.

     В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, учитель намечает путь и приемы работы с учениками.

     В процессе обучения следует наблюдать, способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт.            При обучении швейному делу ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительной и двигательной координации, приобретает навык управления движением. Трудовая деятельность вызывает у ребенка значительное мышечное напряжение и лишь под влиянием большого количества повторений, он овладевает легкими и свободными движениями.

    Важную информацию о состоянии трудовой деятельности учащихся дают учителю анализ готовых работ, сравнение полученных данных с наблюдением на уроке. Правильно выполненная работа свидетельствует о достаточно четко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций. Ошибки в готовых работах могут быть вызваны рядом причин. Учитель может их установить, проанализировав деятельность ученика на уроке.    

    Занятия швейным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер,  воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.

     Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.

При изготовлении изделий развиваются:

  - воображение,

- внимание,

- зрительная память,

- глазомер,

- чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета.

       Успешность в овладении умственно отсталыми учащимися моторными и практическими навыками обеспечивается определенными педагогическими условиями. К их числу относятся:

·        поэтапность формирования двигательных навыков у учащихся  специальной коррекционной школы с переходом от подготовительных к тренировочным, а затем, к контрольным упражнениям. При этом начальным этапом обязательно должна быть предварительная общая ориентировка учащихся в основных компонентах объекта изображения и доведения до сознания учащихся значимости и цели данной работы;

·        аналитико-синтетический характер двигательной деятельности, включающий дифференцированное восприятие объекта изображения в целом и отдельных его компонентов, вычленение существенных признаков предмета (формы, пропорции), необходимые для их реального воспроизведения;

·        сочетание у учащихся двигательных представлений с их словесной характеристикой;

·        поэтапное формирование двигательных понятий о пространственных свойствах предметов: от понятий об основных направлений к понятиям о форме;

·        применение на уроках упражнений, способствующих отработке двигательных навыков, включенных в процесс ручного труда;

·        последовательное сокращение педагогической помощи, путем активизации самостоятельной работы учащихся в процессе создания основного изделия, с использованием ранее приобретенного опыта, что является одним из путей контроля сформированности того или иного навыка;

·        учет особенностей различных групп детей с нарушением интеллекта, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие. Даже приблизительное деление учащихся класса на несколько групп в соответствии их познавательными и двигательными возможностями может служить ряду практических целей;

·        применение принципа повторяемости на разных интеллектуальных уровнях, обеспечивающего закрепление навыка, регулирование деятельности учащихся, строгий индивидуальный подход к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  «Развитие музыкально-творческих способностей старших  дошкольников  в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»»

Все дети – решительно все рождаются талантливыми в той или другой области (искусства, математике, технике и т.д.). Бездарность ребенка  - всегда результат  воспитания, отсутствия заботы о нем.

Нашему обществу необходимы  и творчество, и красота. Нужен человек, который может откликнуться на все это своими чувствами. Истинная красота – всегда гуманистична, человечна.

В.А.Сухомлинский, утверждал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребёнка. И тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любопытны, эмоциональны, инициативны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников свободно оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо развивать. Дошкольное детство является сензетивным периодом для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Важно правильно понять, что особенно необходимо для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений – с одной стороны, и помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития с другой. Н. Коупленд отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении,- это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть».

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок - прирожденный художник, музыкант  и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду. Интеграция в системе специально организованных занятий образовательной области «Музыка», объединяет эти средства и поэтому очень актуальна сегодня. Интегрированные занятия:

  1. способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова , в мир красок и звуков;
  2. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, музыки, живописи;
  3. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Поэтому в практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей.

Это связано с тем, что:

- одним из основных требований к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования является: «… совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа должна  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей…»;

- разделы в образовательной области «Музыка»: «Слушание музыки», «Пение»,  «Музыкально-ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах»,  совместно с  другими образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура» – являются наиболее благоприятными условиями для развития музыкально-творческих способностей. И, конечно, действенным средством для преодоления перегрузки детей при сохранении качества воспитательно-образовательной работы.                        

Интегрированные занятия позволяют сэкономить время детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Содержательные связи между разными образовательными областями  позволяют мне  интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Расширять представления детей о природе, воспитывать у них гуманное отношение к живому, побуждать  к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка .

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. По мнению Зверева И.Д интеграция означает «Объединение нескольких предметов в один, в котором научные понятия связаны с общим смыслом и методами преподавания.        Одним из направлений работы нашего ДОБУ д/с «Солнышко» является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. На мой взгляд, эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, художественного творчества. Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому была актуальна, так как:

  1. интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков
  2. помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению
  3. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства
  4. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.; в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры). Такие занятия направлены на использования разных областей знаний для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.                        Именно поэтому для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами, ручной труд, сочинение песен, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.                                                Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагогу дается возможность уточнить знания каждого ребенка, дополнить знаниями детей новой информации, знакомить со средствами художественной выразительностью в музыке, живописи, выводит детей к творческой позиции в практической деятельности.

Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Интегрированные тематические  занятия «Подарки осени», «Сколько знаю я дождей», «Ярмарка», «Приключение капельки», и др. для детей старшего дошкольного возраста. Проводились мною без особой репетиции на ранее изученном материале. На этих занятиях осуществлялось решение следующих задач всестороннего развития дошкольника: художественно-эстетические (образовательные области: «Музыка», «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Все, выше перечисленные занятия, способствовали развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников, способствовали восприятию и умению переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту, различать средства художественной выразительности в содержании музыкальных, художественных, литературных произведениях, самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

Таким образом, интегрированные занятий образовательной области «Музыка»  способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем миру, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения  старших дошкольников со взрослыми. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях – это фунтдамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных преживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно на занятиях образовательной области «Музыка».

 

Литература:

1.Алексеева В.В. Опыт работы интегративного детского сада.- М.: Теревинф, 2004

2.Березина В. Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности.- СПб.: Издательство Буковского, 1994

3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ, 2003.№4

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968

5.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2010

6. Картушина М.Ю. «Мы играем, танцуем, поем» 5-7 лет. Методические разработки. - М.:  «Издательство «Скрипторий 2003», 2009

7. Коупленд Н. Психология. – М., 1957.- с. 117

8. Мерзлякова С., статья «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольника» журнал «Музыкальный руководитель» №2 2010 год стр.2

9.Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- ТЦ Сфера,2008

10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобразования и науки РФ 32.112009г.№655)

11. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.; 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела.

В докладе представлена система работы по формированию у учащихся самосоятельности и практических навыков на уроках швейного дела...

Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС

В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...

развитие мелкой моторики на уроках технологии

развитие мелкой моторики на уроках технологии...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Статья на тему "Развитие мелкой моторики на уроках художественного труда"

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов а...

Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела

Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела...