Статья на тему "Развитие мелкой моторики на уроках художественного труда"
статья по технологии на тему

Соколова Лариса Валерьевна

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции,  развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же  развивает координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Лариса Валерьевна,

учитель художественного труда

ГБС(К)ОУ №613

Московского района

г. Санкт-Петербург

Развитие мелкой моторики на уроках художественного труда

           Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции,  развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же  развивает координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

           Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. А чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развитие мелкой моторики у  детей играет не менее важную роль, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе.

           Важным средством  развития  учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

         Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики, как на уроках, так и на занятиях кружка художественного творчества.

            Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

           Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Сложность заданий зависит от возраста и уровня развития  учащихся.

           На первом году обучения формируется выполнении последовательно организованных движений: составлении узоров из крупной и мелкой мозаики, палочек, складывании разрезных картинок, обводке, раскрашивании, штриховке, шнуровке. Лепка и аппликация на клеевую основу.

           На втором году обучения появляются упражнения на развитие умений узнавать изделия из дерева, бумаги, пластилина, ткани тактильно, рисование  мелками и красками, упражнения на развитие динамической организации движений, игры с пальчиками. При выполнении аппликации начинают использовать клей и кисть, а также ножницы.

        На третьем году обучения — упражнения  на развитие общей и мелкой моторики усложняются. На четвёртом году начинается - штриховка, дорисовка, графические ряды,  лепка из пластилина. Дети знакомятся с работой иглой.

         Учителю на уроках ручного труда необходимо создавать условия для развития мелких мышц рук. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Важно в работе равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

• пальчиковая гимнастика,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• штриховка,

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка (по принципу симметрии);

• волшебные узоры,

• лабиринты.

• работа с пластилином,

• работа с бумагой,

• копирование (по точкам, на кальку).

           Развитие умственных способностей и речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, а при использовании пальчиковой живописи, тестопластики, папье-маше (лепка из бумажной массы) и мозаики развивается как раз мелкая моторика рук. Вместе с тем развиваются творческие способности и воображение.

      Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки  конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

        При использовании  пластилина,  ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины и бисер. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем. Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще.

       Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

       На уроках ручного труда в старших классах ОР используются простейшие виды бисероплетения. Дети классов «Особый ребёнок» осваивают следующие способы выполнения плетения:

- низание в одну нить, или одной иглой;

- низание в две нити, или двумя иглами;

- низание изделий на проволочной основе;

- плетение;

- изготовление объемных изделий;

- вышивание бисером и стеклярусом

        Плетение дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом. Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для школьников вид рукоделия. Это связано, прежде всего, с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания. Поэтому важно выбирать для уроков бисер крупного размера. На уроках ручного труда в старших классах ОР используются простейшие виды ручной вышивки: «полукрест» и «крест». Дети классов «Особый ребёнок» аккуратно и с большим удовольствием выполняют подобные виды работ.

        Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения).

       Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера.

       Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков. У детей с особенностями развития совсем не развито пространственное воображение. В работе учитываю эту особенность и на каждом уроке обращаю внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками. Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.

       Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь выступают совместные действия учителя и воспитателя  по развитию мелкой моторики.

  1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. – 192 с. : ил.
  2. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов дефектологич. Факультетов / И.А. Грошенков; отв. ред. И.В. Жуков; кафеда спец. педагогики Минского пединститута. – М. : Просвещение, 1982. – 168 с. : ил.
  3. Гусакова, М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся пед. уч – щ / М.А. Гусакова; под ред. О.М. Кузьминой.– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2000. – 191 с. : ил.
  4. Кольцова, М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб., 2004. – 132
  5. Коноваленно, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко -М., 2005.
  6. Мальцева, И.В. Штрихи и пунктиры / И.В. Мальцева -М.: Педагогика, 1999. – 224 с.
  7. Хайрулина, И.А., Формирование первоначальных навыков письма: Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата / И.А. Хайрулина, С.Ю. Горбунова -М.
  8. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996.