Урок художественного труда.Русское деревянное зодчество.
материал (технология) по теме

Урок художественного труда.
Учитель: Денисова А.Е.,
Тема урока: «Русское деревянное зодчество».
Цели урока:
- знакомство с культурными  традициями, обычаями и поверьями славянского народа;
-развитие художественно-эстетических качеств личности учащихся, их индивидуальных творческих особенностей, формирование творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности;
- развитие умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, развитие воображения, активности, творческих способностей, поддержание интереса к предмету,
-воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона, привитие культуры труда, аккуратности, бережливости, развитие инициативности;
- формирование у школьников уважительного отношения к мировоззрению своих предков, их представлениям о счастье, красоте, добре и справедливости, пробуждение интереса к истории своего народа.
Оборудование: интерактивная презентация; инструменты и принадлежности (глина, стеки, скалочки, тряпочки).
 Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урокаТема нашего сегодняшнего урока весенняя Уже ярко светит солнышко, появились первые проталинки В лесу зверюшки начали строить себе домики. Каких лесных жителей вы знаете? Мы вам приготовили загадки о лесных зверятах и их друзьях. Попробуйте отгадать.

 С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог
(Заяц).

Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а …
(Медведь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее — …
(Лиса)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка:
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Еж)

Маленький шарик
Под лавкою шарит.
(Мышь)

Вот какая веселая компания у нас собралась !Вы все наверно знаете сказку в которой все эти звери дружно жили в одном домике? Конечно это «Теремок». Терем- теремок, что же означает это старинное слово? Это дом ,да не простой, он красивый, украшен деревянной резьбой.Давайте построим красивый теремок для нашей дружной компании зверят? Но чтобы приступить к постройке мы должны узнать как строили терема  в старину наши предки
Показ призентации «Русское деревянное зодчество».
Давайте  полюбуемся на  терема, работу русских мастеров,  Посмотрите какая красота!!!
 Словно тонким кружевом они искусно украшены резьбой по дереву. Мастера – плотники, работающие артелями, славились своим мастерством  
В мотивах резьбы, орнаментах скрыты древние символы, как оберег они охраняли дом от невзгод..Вот подкова –символ домашнего очага, орнамент в круге-символ солнца.

►    Резьба всегда придавала зданию художественную выразительность и завершенность. Резные детали не просто украшали жилье, а создавали весь облик улицы и города в целом. Не редко в декоративном убранстве дома использовались изображения птиц или людей. Узоры отличаются поразительным разнообразием и изяществом.
Довольно распространен прием использования в резьбе элементов русской вышивки.  Выразительным элементом здания является его фронтон, «чело» крыши - треугольное завершение покрытия дома

Вот конь- символ достатка, ведь конь в старину был главным помощником в хозяйстве..Вот древняя богиня плодородия.
►    Особое внимание хозяева дома уделяли оформлению окон – «оку» дома. Настоящим украшением на его «лице» были «наличники». Даже слово улица как бы говорит нам что она находится у «лица» дома.Словно девичий головной убор окна венчают «кокошники».

►    Из этих старинных названий видно что наши предки относились к своему жилищу как к месту одушевленному.Была у дома и душа- домовой.
Деревянная архитектура, резьба по дереву - такое сейчас уже редко встретишь. Мы живем в коробках, безликих и одинаковых. Окна наши- пустые проемы, без души, без глаз, без защиты.
Часто сохранившиеся памятники старинной архитектуры разрушаются .Может быть лучше снести эти ветшающие строения и построить на их месте благоустроенные современные дома? Нужно ли сохранять памятники деревянного зодчества? Нужно ведь так мы сохраним память о своих культурных традициях, быте и обычаях наших предков. Мы обязаны сохранить эту красоту для будущих поколений!


Теперь мы можем приступить к постройке теремка. Строить мы его будем дружно ,все вместе. Каждый сможет слепить элемент декоративного убранства. Какие это элементы?(  наличники, окна, «чело» крыши, крыльцо, кокошник для окна) Но начнем мы конечно со стен, на Руси чаще всего стены возводили из бревен. Каждый из вас должен изготовить ровное бревнышко из глины. (Начинаем лепить коллективную поделку «Теремок»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Русская деревянная архитектура1.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей деревянного зодчества

Презентация может быть использована на уроках истории России в 6-8 класса как иллюстративный материал...

Кижи - памятник деревянного зодчества

Деревянное зодчество - памятник архитектуры XIX века...

Деревянное зодчество в Красноярском крае

Деревянное зодчество в Красноярском крае. От прихода русских до наших дней. Типы жомов, элементы дома, украшения....

Древнерусское деревянное зодчество.Культовое строительство.

Создание учащимися макета деревянного храма на основе освоения знаний об архитектуре древнерусского деревянного зодчества....

Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)

В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:-развитие творческих способностей при работе с дополнительным м...

Урок-экскурсия "Деревянное зодчество Русского севера"

Конспект урока-экскурсии по МХК в 8 классе "Деревянное зодчество Русского севера". Урок-экскурсия одна из нетрадиционных форм урока, организованная с помощью ресурсов сети Интернет, способствует разви...