Музейный урок "Деревянное зодчество Приангарья"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс)

Боровикова Оксана Зигмундовна

Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя духовное величие создавшего ее народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_derevyannoe_zodchestvo_priangarya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Деревянное зодчество Приангарья»

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с сохранившимися примерами деревянного зодчества в Приангарье, показать красоту, великую художественную ценность русского деревянного зодчества
  2. Развивающие: развивать художественный вкус и культуру, интерес к истории жизни крестьян своего края.
  3. Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного и гордости за творения наших предков, стремления и умения видеть красоту, сохранять наследие прошлого.

Оборудование: презентация.

Эпиграф на плакате или на доске: «Человек порой не замечает красоты только потому, что никто не открыл ему мир красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами». А.В. Ополовников.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Активизация: выяснить топонимическое значение слова «зодчество»
  2. Вводная беседа.

Вопросы учащимся:

а) Какой памятник деревянного зодчества в Братске самый древний? (Башня Братского острога, 1654 года)

б) Как вы объясните выражение: «Русь деревянная» и почему оно появилось?

в) Где и как использовали дерево русские люди?

г) Какими качествами обладает дерево с точки зрения строительного материала?

  • Слайд №1 – Объявление темы: «Деревянное зодчество Приангарья»

Слово учителя.

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веку Россия была богата лесами, а потому основным строительным материалом у нас являлось дерево. Кроме того, оно отличалось прочностью, простотой и удобством в обработке. Русское деревянное зодчество – это, прежде всего зодчество народное в самом полном, глубоком и разностороннем значении этого слова.

Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя духовное величие создавшего ее народа.

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть красоту, оценить художественную ценность русского деревянного зодчества в Приангарье.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

  • Слайд №2Освоение Приангарья русскими началось в 17 веке. Территория осваивалась главным образом силами «вольных переселенцев», выходцев из различных, преимущественно северных областей России. Что и нашло отражение в расположении населенных пунктов. Они издавна сосредотачивались на берегах Ангары и ее притоках, а так же на островах.
  • Слайд №3Ангарские поселения были небольшими (10 и менее) дворов; исключение составляли волостные села (до 250 дворов), а так же приходские, торговые и другие центры. Для Приангарья характерна рядовая застройка улиц, повторяющая контуры берегов реки. Дома располагались в один или два-три ряда фасадами к реке.
  • Слайд №4 Жилище – одно из важнейших составляющих в жизни человека. Крестьянская изба– особое явление народной культуры. Само понятие изба имеет как минимум три значения– 1) крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; 2) только жилая часть дома; 3) только отапливаемое русской печью помещение. На первый взгляд, русская изба — довольно простая постройка. Крестьянин старался сделать ее прочной, теплой, удобной для жизни. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что процесс строительства избы без единого гвоздя не очень то и прост.
  • Слайды №5 и №6Виды изб. Обычно семья строила дом – «одноколок», состоящий из избы и сеней. Со временем в случае необходимости пристраивалась еще изба, получался «дом на связи». При большой семье нередко, помимо связи, в этом же дворе ставили еще один дом. Иногда для расширения жилища делали прируб одноколку. Дома, состоящие из двух жилых половин, называли «изба на два жилья». Одна из половин связи, чистая, называлась «горница», другая, в которой жили постоянно, - «изба», иногда «зимовье».
  • Слайд №7 – Виды рубки избы. До середины 19 века дома рубили топором. «Русский человек владел топором, как волк владеет зубами…» Л.Н. Толстой. По углам сруб связывался специальными врубками своеобразными бревенчатыми "замками". Самыми распространенными были рубки "в обло" и "в лапу". При рубке "в обло" (то есть, округло) или "в простой угол" бревна соединялись таким образом, что концы иx выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый "остаток" потому-то этот прием именовался еще рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от промерзания. Другой распространенный способ рубки "в лапу", без остатка давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы. Однако он был более сложен в исполнении, требовал высокой квалификации плотников.
  • Слайд №8 – Устройство крыши. Избу покрывали двускатной крышей, которая в свою очередь, покрывалась дранкой или тесом.
  • Слайды №9 и №10 – Украшения избы. Избы украшали резными наличниками на окнах и резными кронштейнами.
  • Слайды №11 и №12 – Хозяйственные постройки. В ограде, представлявшей собой замкнутый открытый двор, находились дом, амбары, погреб, а часто и баня. Здесь же, напротив ворот, делали поднавес и завозню, для хранения сельскохозяйственных орудий, телег, лодок и крупной утвари. Амбары были одноэтажные и двухэтажные. В двухэтажных амбарах внизу хранили общие продукты семьи, верхние отделения были разделены между невестками и служили для складывания их вещей, а в летнее время использовались как спальни. Чистый двор для предохранения от грязи вымащивали досками. На хозяйственном дворе находились помещения для скота. Дворы обносились «заплотом» из горизонтальных положенных бревен. С обеих сторон дома делали ворота для въезда в чистый и хозяйственный двор.

VI. Творческое задание.

Написать эссе на тему: «Как климатические и природные условия отразились

в зодчестве Приангарья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Железные руды Приангарья

Краеведческий материал, дает информацию о развитии металлургии в городе Братске. Николаевский завод - это  первенец металлургической промышленности в Сибири....

Развитие православия в Приангарье

Данная работа дает возможность познакомить учащихся с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственну...

Приангарье родное

Помните повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой"?  Строительство Усть-Илимской ГЭС, затопление окрестных деревень, пахотных земель, уничтожение природы... И вновь - Богучанское водохранилищ...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".

Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....

Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"

Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли  таежные просторы среднего течения р. А...

Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"

Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет...