Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"
план-конспект урока по краеведению (5, 6, 7 класс)

Боровикова Оксана Зигмундовна

Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли  таежные просторы среднего течения р. Ангары и ее притоки – Оку, Вихоревку и Илим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._evenki.doc36 КБ
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_zadanie_evenki.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народы Приангарья. Эвенки»

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с коренными жителями Приангарья – эвенками, с их материальной и духовной культурой.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать текст, делать умозаключения.

  1. Воспитательные: воспитывать любовь к истории своей Малой Родины, уважение к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: презентация, запись песен, административно политическая карта России на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слайд №1 – Эпиграф: «Я человек! Мне многого не надо. Лишь горсть земли, которой нет родней», Н.К. Оёгир и объявление темы: «Народы Приангарья. Эвенки»
  3. Слово учителя:
  • Едва переправившись за Енисей, русские встретились с одной из наиболее широко расселённых этнических групп - тунгусами. Так называли предков современных эвенов и эвенков.
  • Слайд №2Основное занятие – охота. Главным направлением хозяйственной деятельности этих людей являлась охота. Эвенки круглый год охотились на дикого северного оленя, лося, кабаргу, медведя. С приходом русских у эвенков получила развитие пушная охота на соболя, белку и т.д. В прошлом пушнина шла в уплату ясака и в обмен на металл, муку, чай, бисер.
  • Слайды №3 и №4Способы охоты: пассивный и активный. Снаряжение охотника.
  • Слайд №5 – Рыболовство. Рыбной ловлей занимались преимущественно летом. Рыбу били острогами или заостренными жердями на перекатах, лучили с лодок – берестянок и долбленок.
  • Слайды №6 и №7Оленеводство. Эвенки также занимались оленеводством. Эвенкийское оленеводство транспортное. Оленя используют под вьюк (для перевозки груза) и под верх (для верховой езды).
  • Слайды №8-№10 Жилище. Основное жилище охотников – оленеводов, которое максимально приспособлено к постоянным кочевкам был чум (ДЮ). Переносной конический чум имел остов из 3-4 жердей, на которые крепился каркас из 40 шестов. Полученный остов покрывался покрышками из оленьих или лосиных кож. Другой тип каркасного жилища – голомо – крытый лиственничной или еловой корой.
  • Слайд №11 Лабазы. На стойбище, помимо чума переносного, находились также небольшие лабазы, для складирования вьючных сум и седел.
  • Слайды №12 и №13Домашняя утварь. Домашняя утварь эвенков была приспособлена к кочевому быту. Она отличалась легкостью и малым габаритом. Каждая семья имела минимум необходимой для постоянного пользования утвари.
  • Слайды №14-№16 Одежда. Основным материалом для одежды и обуви у эвенков служили выделанные шкуры диких животных: лося, изюбря, косули, соболя, кабарги, белки. Одежда была различной: летняя и зимняя, домашняя и праздничная, мужская и женская.
  • Слайды №17-№19Семейный уклад. Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. (Прослушать запись колыбельной песни)
  • Слайды №20 и №21 – Шаманизм. Эвенки были шаманистами, они верили в то, что мир окружён и наполнен злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. (Прослушать запись песни шамана)
  1. Народное творчество эвенков: сказки, загадки, наставления, приметы.
  2. Слайды №23-26 – Современная Эвенкия. Работа с картой.
  3. Творческое задание: проанализировать приметы эвенков и найти аналогичные среди народных русских примет.



Предварительный просмотр:

Творческое задание

Эвенкийские народные приметы

Русские народные приметы

  1. Угли сильно накалились — ночью мороз ударит.

  1. Собака траву ест — дождь будет.

  1. Птица гагара на воде кричит — дождя накликает.

  1. Деревья трескаются, будто они пуговицы расстегивают, значит, скоро тепло наступит.

  1. Перед дождем росы и тумана утром не бывает.

  1. Сильная жара, значит, где-то гром дышит, скоро и сюда гроза придет.

  1. Солнце вечером покраснело — день будет ветреный.

  1. Перед дождем трава сильнее пахнет.

#1059;ж выползает на дорогу - перед дождем.

2. Журавль прилетел и тепло принес

3. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

4. Усиливается запах цветов, жди ухудшения погоды.

5. Ерёма на печи, а кошка в печурке – мороз ударит.

#1041;агровые зори – к ветрам.

7. К дождю - собаки валятся по земле, мало едят и много спят.

#1057;ильная роса – к вёдру, сухорос (нет росы) – к дождю.

Варианты 1-5; 2-7; 3-1; 4-2; 5-8; 6-3; 7-6; 8-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Коренные народы ХМАО

Можно использовать на уроках История ХМАО, как знакомство с историей коренных народов севера Ханты и Манси...

Коренные народы Камчатки

Данная презентация посвящена коренным жителям Камчаткого края....

Международный сетевой проект "Коренные народы вашего региона" для 8х классов

Уважаемые, участники! Здесь вы можете следить за этапами и сроками проекта!...

Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"

Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет...

Музейный урок "Деревянное зодчество Приангарья"

Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя д...