Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"
план-конспект урока по краеведению (5, 6, 7 класс)
Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли таежные просторы среднего течения р. Ангары и ее притоки – Оку, Вихоревку и Илим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36 КБ | |
| 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народы Приангарья. Эвенки»
Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с коренными жителями Приангарья – эвенками, с их материальной и духовной культурой.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать текст, делать умозаключения.
- Воспитательные: воспитывать любовь к истории своей Малой Родины, уважение к традициям и обычаям других народов.
Оборудование: презентация, запись песен, административно политическая карта России на доске.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Слайд №1 – Эпиграф: «Я человек! Мне многого не надо. Лишь горсть земли, которой нет родней», Н.К. Оёгир и объявление темы: «Народы Приангарья. Эвенки»
- Слово учителя:
- Едва переправившись за Енисей, русские встретились с одной из наиболее широко расселённых этнических групп - тунгусами. Так называли предков современных эвенов и эвенков.
- Слайд №2 – Основное занятие – охота. Главным направлением хозяйственной деятельности этих людей являлась охота. Эвенки круглый год охотились на дикого северного оленя, лося, кабаргу, медведя. С приходом русских у эвенков получила развитие пушная охота на соболя, белку и т.д. В прошлом пушнина шла в уплату ясака и в обмен на металл, муку, чай, бисер.
- Слайды №3 и №4 – Способы охоты: пассивный и активный. Снаряжение охотника.
- Слайд №5 – Рыболовство. Рыбной ловлей занимались преимущественно летом. Рыбу били острогами или заостренными жердями на перекатах, лучили с лодок – берестянок и долбленок.
- Слайды №6 и №7 – Оленеводство. Эвенки также занимались оленеводством. Эвенкийское оленеводство транспортное. Оленя используют под вьюк (для перевозки груза) и под верх (для верховой езды).
- Слайды №8-№10 – Жилище. Основное жилище охотников – оленеводов, которое максимально приспособлено к постоянным кочевкам был чум (ДЮ). Переносной конический чум имел остов из 3-4 жердей, на которые крепился каркас из 40 шестов. Полученный остов покрывался покрышками из оленьих или лосиных кож. Другой тип каркасного жилища – голомо – крытый лиственничной или еловой корой.
- Слайд №11 – Лабазы. На стойбище, помимо чума переносного, находились также небольшие лабазы, для складирования вьючных сум и седел.
- Слайды №12 и №13 – Домашняя утварь. Домашняя утварь эвенков была приспособлена к кочевому быту. Она отличалась легкостью и малым габаритом. Каждая семья имела минимум необходимой для постоянного пользования утвари.
- Слайды №14-№16 – Одежда. Основным материалом для одежды и обуви у эвенков служили выделанные шкуры диких животных: лося, изюбря, косули, соболя, кабарги, белки. Одежда была различной: летняя и зимняя, домашняя и праздничная, мужская и женская.
- Слайды №17-№19 – Семейный уклад. Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. (Прослушать запись колыбельной песни)
- Слайды №20 и №21 – Шаманизм. Эвенки были шаманистами, они верили в то, что мир окружён и наполнен злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. (Прослушать запись песни шамана)
- Народное творчество эвенков: сказки, загадки, наставления, приметы.
- Слайды №23-26 – Современная Эвенкия. Работа с картой.
- Творческое задание: проанализировать приметы эвенков и найти аналогичные среди народных русских примет.
Предварительный просмотр:
Творческое задание
Эвенкийские народные приметы | Русские народные приметы |
| #1059;ж выползает на дорогу - перед дождем. 2. Журавль прилетел и тепло принес 3. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню. 4. Усиливается запах цветов, жди ухудшения погоды. 5. Ерёма на печи, а кошка в печурке – мороз ударит. #1041;агровые зори – к ветрам. 7. К дождю - собаки валятся по земле, мало едят и много спят. #1057;ильная роса – к вёдру, сухорос (нет росы) – к дождю. |
Варианты 1-5; 2-7; 3-1; 4-2; 5-8; 6-3; 7-6; 8-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири
Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...
Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"
Авторская программа регионального курса «Этнография коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» ...

Коренные народы ХМАО
Можно использовать на уроках История ХМАО, как знакомство с историей коренных народов севера Ханты и Манси...

Международный сетевой проект "Коренные народы вашего региона" для 8х классов
Уважаемые, участники! Здесь вы можете следить за этапами и сроками проекта!...

Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"
Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет...

Музейный урок "Деревянное зодчество Приангарья"
Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя д...

