Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"
план-конспект урока по краеведению (5, 6, 7 класс)
Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет 3,3% от общего количества населения области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.5 КБ | |
| 42 КБ | |
| 47 КБ | |
| 42 КБ | |
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народы Приангарья. Буряты»
Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с коренными жителями - бурятами, населявшими Приангарье до прихода русских, с их материальной и духовной культурой
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать текст, делать умозаключения.
- Воспитательные: воспитывать любовь к истории своей Малой Родины, уважение к традициям и обычаям других народов.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
- Кто такие аборигены?
- Какие коренные народы проживали на территории Приангарья до прихода русских?
- От каких слов произошло название нашего города?
- Слайд №1 – Объявление темы «Народы Приангарья. Буряты»
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Слайд №2 – Основой бурятского хозяйства было скотоводство. Буряты разводили лошадей, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Развивающееся скотоводство носило своеобразный характер. Богатство составляло не стада рогатого скота, а табуны лошадей.
- Слайд №3 – Буряты искусно владели луком. Мчась на лошади, на всем скаку они попадали в стрелу, вогнутую в землю, затем, проскакав сажен десять, попадали в новую мету. Пешие били в цель из лука на пятнадцать—двадцать сажен; в высоту выбрасывали стрелы сажен в сто и более.
- Слайды №4, №5 – Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело, которое является одним из древних ремесел бурятского народа. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы - дархаты обычно окружались большим почетом.
- Слайды №6 и №7 – Жили буряты в юртах. Юрты были войлочные и деревянные. Войлочная юрта удобная для перекочевок. Она имеет своеобразную, архитектурную форму, и построена на круглой основе, легко разбирается и перевозится. Установка юрты занимает не более часа.
- Слайд №8 – Внутри традиционного бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало определенное обычаем размещение имущества и утвари.
- Основой питания бурят служили молочные и мясные продукты, в меньшем количестве употреблялось мучное. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке многообразия молочных продуктов. Основной пищей являлось мясо.
- Слайды №9 и №10 – Одежда бурят изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи - обувь, из шерсти - чулки и т.д. Мужчины носили халаты, меховую шапку из овчины, песца. Черно-бурой лисицы, выдры, соболя и др. Богачи носили летом халаты из бархата или шелка, который привозился из Китая.
- Слайды №11 и №12 – Многочисленные украшения являлись характерной чертой женского костюма бурят.
Украшения буряток подразделяются на несколько групп: головные; накосные; ушные, височные, височно-нагрудные; нагрудные, наплечные; боковые, поясные;
украшения для рук
- Слайд №13 – Древней религией бурят являлся шаманизм, который у восточных бурят в середине XVIII века был вытеснен буддизмом. У западных шаманизм сохранился местами и до революции.
- Слайд №14 – За многовековую историю у бурятского народа сложился богатейший народный эпос – это многочисленные сказания – улигеры, сказки, легенды, предания, родословные. Улигеры и другие поэтические произведения не читались, они напевались под аккомпанемент музыкального инструмента. хур
VI. Народное творчество бурятов – сказки, загадки, пословицы и поговорки.
V. Творческое задание: проанализировать поговорки и пословицы бурятов и найти аналогичные по смыслу в русском фольклоре.
Предварительный просмотр:
Творческое задание
Бурятские пословицы и поговорки | Русские пословицы и поговорки |
Буква «А» - учения пролог.
Одинокому семью не иметь.
Не снимай обувь.
У хорошего человека друзей немало.
День потеряешь. Не познаешь в юности науки - Счастье упустишь.
Узнаешь его норов. Лишь поговорив с человеком, Поймешь его душу.
Опасной выглядит. Незнакомый человек Сердитым кажется
Человеческая зависть – навсегда.
Тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, Тому богатым стать.
Ближе к лжи. Увиденное глазами Скорее правда. |
3. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Один в поле не воин. 5. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
друзей. 7. Лень мужика не кормит.
8. Век живи - век учись. 9. Не зная броду, не суйся в воду.
10. Завистливый по чужому счастью сохнет (чахнет). |
Варианты: 1-8; 2-4; 3-9; 4-6; 5-1; 6-2; 7-5; 8-10; 9-7; 10-3.
Предварительный просмотр:
Бурятские народные сказки
Медведь
Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошёл он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную берёзу и уже топор над нею занёс, как говорит берёза человеческим голосом:
- Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твоё желание исполню.
- Будь по-твоему, - согласился посудник. - Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников - не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошёл бывший посудник к красной берёзе.
- Хочу быть царём! - говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. "Одна берёза об этом знает", - думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную берёзу.
Сказано - сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную берёзу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела берёза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
- Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царём, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: "Царь-человек, уступи дорогу!" - и медведь сворачивает, рассказывает таёжный народ.
Как перевелись в Сибири львы
В давние-давние времена жили львы в Сибири. Были они косматые, обросшие длинной шерстью и не боялись морозов.
Однажды встретил лев волка:
- Куда бежишь как сумасшедший?
- От смерти спасаюсь!
- Кто ж тебя напугал?
- Громко чихающий. Он раз чихнул - убил моего брата, во второй - сестру, в третий - ногу мне перебил. Видишь, хромаю.
Лев зарычал - горы задрожали, небо заплакало.
- Где этот громко чихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за дальнюю гору, ноги - на все четыре стороны!
- Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай!
Схватил лев волка за горло:
- Покажи мне громкочихающего, иначе задушу!
Пошли они. Встречают мальчика пастушонка.
- Этот? - злобно спрашивает лев.
- Нет, этот ещё не дорос.
Пришли они в степь. Стоит на холме дряхлый старик, пасёт стадо.
- Этот? - оскалил зубы лев.
- Нет, этот перерос.
Идут дальше. Навстречу им скачет на быстром коне охотник, за плечами у него ружьё. Лев и спросить волка не успел - охотник вскинул ружьё и выстрелил. Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за ним - волк. Остановились в тёмном овраге. Лев по земле катается, бешено рычит.
Волк его спрашивает:
- Сильно он чихает?
- Замолчи! Видишь, теперь я голый, только грива осталась да кисточки на кончике хвоста. Холодно, дрожь меня берёт.
- Куда же нам бежать от этого громко чихающего?
- Беги в лес.
Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в жаркую страну, в безлюдную пустыню.
Так перевелись в Сибири львы.
Глупый богач
Давным-давно одна бедная семья имела быка. Как-то в лесу напали на него семь волков. Бык, защищаясь, пятился, пятился и дошёл, таким образом до сарая, что стоял недалеко. И тут случилось так, что он задними ногами открыл дверь и оказался в сарае. Жадные волки — за ним. Во время страшной борьбы быка против семерых волков кто-то из них толкнул дверь сарая, и она закрылась.
На другой день бедняк, ища своего быка, увидел его следы рядом со следами семерых волков и сильно забеспокоился. Что же делать? Решил найти хотя бы кости быка. Следы привели к сараю.
Бык услышал хозяина и замычал. Обрадовался бедняк, что жив его единственный бык, открыл дверь и увидел; бык с красными глазами стоит в углу сарая, выставив вперёд рога. Около него валяются на земле пять волков, а двое сидят в другом углу и облизывают раны. Бедняк добил хищников.
На обратном пути бедняк встретился с богачом-одноулусником. Тот надменно спросил:
- Откуда идёшь, бедняк, со своим единственным быком? Где ты нашёл столько волчьих шкур? Ты должен продать их мне на доху!
Бедняк переступил с ноги на ногу и ответил:
- Мой бык забодал в лесу семерых волков. Если бы вы отпустили своих быков в лес, разве не найдутся для ваших дох даровые волчьи шкуры?
Богач впопыхах прибежал домой, приказал работникам погнать быков в лес, надев на их рога острые стальные наконечники. Богач думал: "Мои быки добудут мне волчьи шкуры. Стану ещё богаче".
И, правда, его быки встретились в лесу со стаей волков. Но жадный богач перестарался. Когда быки с рёвом кидались на волков, те отскакивали за сосны. Пытаясь забодать хищников, быки всаживали в деревья свои рога с острыми стальными наконечниками. В это время волки бросались на них и сваливали одного за другим.
Через три дня богач направился по бычьим следам в лес. Он взял с собою работников, чтобы содрали они с волков шкуры. Приехали в лес и нашли бычьи головы, воткнутые рогами в сосны, и ноги, валяющиеся на земле.
Богатырь Байкал
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки бурятского народа
Чашка чаю – угощения начало, Буква «А» - учения пролог.
Хоть велик амбар, но наполняется, Хоть мал рот, но не насыщается.
Одним поленом костер не разжечь, Одинокому семью не иметь.
Не видя ручейка, Не снимай обувь.
У доброго коня хозяев много, У хорошего человека друзей немало.
Промокшему под дождем Роса нипочем.
Не встанешь спозаранку – День потеряешь. Не познаешь в юности науки - Счастье упустишь.
Лишь оседлав коня, Узнаешь его норов. Лишь поговорив с человеком, Поймешь его душу.
Резвость аргамака не от седла, Сущность человека не от одежды.
Непроторенная дорога Опасной выглядит. Незнакомый человек Сердитым кажется.
Цвет вещей – железо, Лучшее в пище - вода.
У честного человека друзей много, У сироты начальников немало.
Жемчужина со временем Цвет приобретает. Мужчина с возрастом Мудрость обретает. Бредущий косточкой лакомится, Лежебока с лица спадает. | Медведь когти скрывает, Мужчина умение свое оберегает.
Умный с макушки седеет, Скупой с губ бледнеет.
На остроконечной вершине Высокая трава не растет. У зазнавшегося человека Голова знаниями скудна.
Из дерева уголь выходит, От плохого дурное исходит. Глупый обжора полку караулит, Умный чревоугодник очаг стережет.
В лесу деревья - высокие и низкие, Среди людей – хорошие и плохие.
Мглистое небо – на день, Человеческая зависть – навсегда.
Пестрота змеи – снаружи, Коварство человека внутри.
Скупой сродни ворону, Склочник схож со псом.
Сандалового дерева запах приятен, Наставника слово веско.
Услышанное ушами Ближе к лжи. Увиденное глазами Скорее правда.
Не стоит на месте время, Не зеленеет вечно ирис.
Горы коня изматывают, Гнев человека истязает.
Кто о еде и сне в мечтах, Тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, Тому богатым стать. Дребезжащее седло Для лошади бремя. Сварливый человек Для дома крест. |
Предварительный просмотр:
Бурятские загадки
Думал я небо подо мной, Однако не светят там звезды, Казалось земля подо мной, Но не цветут там луга. /потолок, пол/ Снаружи светится, Внутри лучится. /лампа/ Как не налюбоваться видом медного котла, Так от ножек серны глаз не отвести. /свеча, подсвечник/ Хоть меньше вас, Но намного надежней. /замок/ Хоть и не так чуткий, Но в тиши хваткий. /капкан/ Хоть и не ведает, где сосуды, Но ланцетом пользуется сполна. /комар/ С косинкой дева Сквозь бездну взирает. /рыба/ Чернее угля, Светлее молока. /сорока/ | Искусного кузнеца - железа обрезок, Умелой хозяйки - ножницы лоскуток, Высокой горы - камня кусок, Широкой долины - травы пучок. /огниво/
У тибетского ламы Пять красных чашек. /саранка/
Дорогая рвется вещь, Но не найти заплаты ей. /разбитое яйцо/ Днем спит, Ночью шастает. /летучая мышь/ В огне не горит, В воде не тонет. /тень/ С хозяйского двора Свернуть не мог Пеструю веревку, С чужого двора Скатать не удалось Черную бечевку. /дорога/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Железные руды Приангарья
Краеведческий материал, дает информацию о развитии металлургии в городе Братске. Николаевский завод - это первенец металлургической промышленности в Сибири....

Развитие православия в Приангарье
Данная работа дает возможность познакомить учащихся с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственну...

Приангарье родное
Помните повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой"? Строительство Усть-Илимской ГЭС, затопление окрестных деревень, пахотных земель, уничтожение природы... И вновь - Богучанское водохранилищ...

Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс
Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".
Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....

Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"
Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли таежные просторы среднего течения р. А...

Музейный урок "Деревянное зодчество Приангарья"
Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя д...
