Музейный урок "Народы Приангарья. Буряты"
план-конспект урока по краеведению (5, 6, 7 класс)

Боровикова Оксана Зигмундовна

Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет 3,3% от общего количества населения области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народы Приангарья. Буряты»

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с коренными жителями - бурятами, населявшими Приангарье до прихода русских, с их материальной и духовной культурой
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать текст, делать умозаключения.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к истории своей Малой Родины, уважение к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.

- Кто такие аборигены?

- Какие коренные народы проживали на территории Приангарья до прихода русских?

- От каких слов произошло название нашего города?

  • Слайд №1 – Объявление темы «Народы Приангарья. Буряты»

III. Изучение нового материала.

Слово учителя.

  • Слайд №2 – Основой бурятского хозяйства было скотоводство. Буряты разводили лошадей, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Развивающееся скотоводство носило своеобразный характер. Богатство составляло не стада рогатого скота, а табуны лошадей.
  • Слайд №3 – Буряты искусно владели луком. Мчась на лошади, на всем скаку они попадали в стрелу, вогнутую в землю, затем, проскакав сажен десять, попадали в новую мету. Пешие били в цель из лука на пятнадцать—двадцать сажен; в высоту выбрасывали стрелы сажен в сто и более.
  • Слайды №4, №5 – Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело, которое является одним из древних ремесел бурятского народа. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы - дархаты обычно окружались большим почетом.
  • Слайды №6 и №7 – Жили буряты в юртах. Юрты были войлочные и деревянные. Войлочная юрта удобная для перекочевок. Она имеет своеобразную, архитектурную форму, и построена на круглой основе, легко разбирается и перевозится. Установка юрты занимает не более часа.
  • Слайд №8 – Внутри традиционного бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало определенное обычаем размещение имущества и утвари.
  • Основой питания бурят служили молочные и мясные продукты, в меньшем количестве употреблялось мучное. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке многообразия молочных продуктов. Основной пищей являлось мясо.
  • Слайды №9 и №10 – Одежда бурят изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи - обувь, из шерсти - чулки и т.д. Мужчины носили халаты, меховую шапку из овчины, песца. Черно-бурой лисицы, выдры, соболя и др. Богачи носили летом халаты из бархата или шелка, который привозился из Китая.
  • Слайды №11 и №12 – Многочисленные украшения являлись характерной чертой женского костюма бурят.

Украшения буряток подразделяются на несколько групп: головные; накосные; ушные, височные, височно-нагрудные; нагрудные, наплечные; боковые, поясные;

украшения для рук

  • Слайд №13 – Древней религией бурят являлся шаманизм, который у восточных бурят в середине XVIII века был вытеснен буддизмом. У западных шаманизм сохранился местами и до революции.
  • Слайд №14 – За многовековую историю у бурятского народа сложился богатейший народный эпос – это многочисленные сказания – улигеры, сказки, легенды, предания, родословные. Улигеры и другие поэтические произведения не читались, они напевались под аккомпанемент музыкального инструмента. хур

VI. Народное творчество бурятов – сказки, загадки, пословицы и поговорки.

V. Творческое задание: проанализировать поговорки и пословицы бурятов и найти аналогичные по смыслу в русском фольклоре.



Предварительный просмотр:

Творческое задание

Бурятские пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки

  1. Чашка чаю – угощения начало,

Буква «А» - учения пролог.

  1. Одним поленом костер не разжечь,

Одинокому семью не иметь.

  1. Не видя ручейка,

Не снимай обувь.

  1. У доброго коня хозяев много,

У хорошего человека друзей

немало.

  1. Не встанешь спозаранку –

День потеряешь.

Не познаешь в юности науки -

Счастье упустишь.

  1. Лишь оседлав коня,

Узнаешь его норов.

Лишь поговорив с человеком,

Поймешь его душу.

  1. Непроторенная дорога

Опасной выглядит.

Незнакомый человек

Сердитым кажется

  1. Мглистое небо – на день,

Человеческая зависть –

навсегда.

  1. Кто о еде и сне в мечтах,

Тому бедному быть.

Кто в думах и заботах о деле,

Тому богатым стать.

  1. Услышанное ушами

Ближе к лжи.

Увиденное глазами

Скорее правда.

  1. Кто рано встаёт, тому бог подаёт

  1. В чужую душу не влезешь.

3. Лучше один раз увидеть, чем сто раз

услышать.

4. Один в поле не воин.

5. Чтобы узнать человека, надо с ним

пуд соли съесть.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто

друзей.

7. Лень мужика не кормит.

8. Век живи - век учись.

9. Не зная броду, не суйся в воду.

10. Завистливый по чужому счастью

сохнет (чахнет).

Варианты: 1-8; 2-4; 3-9; 4-6; 5-1; 6-2; 7-5; 8-10; 9-7; 10-3.



Предварительный просмотр:

Бурятские народные сказки

Медведь

Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.

Вот пошёл он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную берёзу и уже топор над нею занёс, как говорит берёза человеческим голосом:

- Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твоё желание исполню.

- Будь по-твоему, - согласился посудник. - Только сделай меня купцом.

И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников - не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошёл бывший посудник к красной берёзе.

- Хочу быть царём! - говорит.

Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. "Одна берёза об этом знает", - думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную берёзу.

Сказано - сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную берёзу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела берёза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

- Оглянитесь на своего царя.

Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.

Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царём, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: "Царь-человек, уступи дорогу!" - и медведь сворачивает, рассказывает таёжный народ.

Как перевелись в Сибири львы

В давние-давние времена жили львы в Сибири. Были они косматые, обросшие длинной шерстью и не боялись морозов.

Однажды встретил лев волка:

- Куда бежишь как сумасшедший?

- От смерти спасаюсь!

- Кто ж тебя напугал?

- Громко чихающий. Он раз чихнул - убил моего брата, во второй - сестру, в третий - ногу мне перебил. Видишь, хромаю.

Лев зарычал - горы задрожали, небо заплакало.

- Где этот громко чихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за дальнюю гору, ноги - на все четыре стороны!

- Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай!

Схватил лев волка за горло:

- Покажи мне громкочихающего, иначе задушу!

Пошли они. Встречают мальчика пастушонка.

- Этот? - злобно спрашивает лев.

- Нет, этот ещё не дорос.

Пришли они в степь. Стоит на холме дряхлый старик, пасёт стадо.

- Этот? - оскалил зубы лев.

- Нет, этот перерос.

Идут дальше. Навстречу им скачет на быстром коне охотник, за плечами у него ружьё. Лев и спросить волка не успел - охотник вскинул ружьё и выстрелил. Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за ним - волк. Остановились в тёмном овраге. Лев по земле катается, бешено рычит.

Волк его спрашивает:

- Сильно он чихает?

- Замолчи! Видишь, теперь я голый, только грива осталась да кисточки на кончике хвоста. Холодно, дрожь меня берёт.

- Куда же нам бежать от этого громко чихающего?

- Беги в лес.

Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в жаркую страну, в безлюдную пустыню.

Так перевелись в Сибири львы.

Глупый богач

Давным-давно одна бедная семья имела быка. Как-то в лесу напали на него семь волков. Бык, защищаясь, пятился, пятился и дошёл, таким образом до сарая, что стоял недалеко. И тут случилось так, что он задними ногами открыл дверь и оказался в сарае. Жадные волки — за ним. Во время страшной борьбы быка против семерых волков кто-то из них толкнул дверь сарая, и она закрылась.

На другой день бедняк, ища своего быка, увидел его следы рядом со следами семерых волков и сильно забеспокоился. Что же делать? Решил найти хотя бы кости быка. Следы привели к сараю.

Бык услышал хозяина и замычал. Обрадовался бедняк, что жив его единственный бык, открыл дверь и увидел; бык с красными глазами стоит в углу сарая, выставив вперёд рога. Около него валяются на земле пять волков, а двое сидят в другом углу и облизывают раны. Бедняк добил хищников.

На обратном пути бедняк встретился с богачом-одноулусником. Тот надменно спросил:

- Откуда идёшь, бедняк, со своим единственным быком? Где ты нашёл столько волчьих шкур? Ты должен продать их мне на доху!

Бедняк переступил с ноги на ногу и ответил:

- Мой бык забодал в лесу семерых волков. Если бы вы отпустили своих быков в лес, разве не найдутся для ваших дох даровые волчьи шкуры?

Богач впопыхах прибежал домой, приказал работникам погнать быков в лес, надев на их рога острые стальные наконечники. Богач думал: "Мои быки добудут мне волчьи шкуры. Стану ещё богаче".

И, правда, его быки встретились в лесу со стаей волков. Но жадный богач перестарался. Когда быки с рёвом кидались на волков, те отскакивали за сосны. Пытаясь забодать хищников, быки всаживали в деревья свои рога с острыми стальными наконечниками. В это время волки бросались на них и сваливали одного за другим.

Через три дня богач направился по бычьим следам в лес. Он взял с собою работников, чтобы содрали они с волков шкуры. Приехали в лес и нашли бычьи головы, воткнутые рогами в сосны, и ноги, валяющиеся на земле.

Богатырь Байкал

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее её не было на земле.

Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:

- Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...

Байкал гневно крикнул:

- Я могу дать только свои слёзы!..

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...



Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки бурятского народа

Чашка чаю – угощения начало,

Буква «А» - учения пролог.

Хоть велик амбар, но наполняется,

Хоть мал рот, но не насыщается.

Одним поленом костер не разжечь,

Одинокому семью не иметь.

Не видя ручейка,

Не снимай обувь.

У доброго коня хозяев много,

У хорошего человека друзей немало.

Промокшему под дождем

Роса нипочем.

Не встанешь спозаранку –

День потеряешь.

Не познаешь в юности науки -

Счастье упустишь.

Лишь оседлав коня,

Узнаешь его норов.

Лишь поговорив с человеком,

Поймешь его душу.

Резвость аргамака не от седла,

Сущность человека не от одежды.

Непроторенная дорога

Опасной выглядит.

Незнакомый человек

Сердитым кажется.

Цвет вещей – железо,

Лучшее в пище - вода.

У честного человека друзей много,

У сироты начальников немало.

Жемчужина со временем

Цвет приобретает.

Мужчина с возрастом

Мудрость обретает.

Бредущий косточкой лакомится,

Лежебока с лица спадает.

Медведь когти скрывает,

Мужчина умение свое оберегает.

Умный с макушки седеет,

Скупой с губ бледнеет.

На остроконечной вершине

Высокая трава не растет.

У зазнавшегося человека

Голова знаниями скудна.

Из дерева уголь выходит,

От плохого дурное исходит.

Глупый обжора полку караулит,

Умный чревоугодник очаг стережет.

В лесу деревья - высокие и низкие,

Среди людей – хорошие и плохие.

Мглистое небо – на день,

Человеческая зависть – навсегда.

Пестрота змеи – снаружи,

Коварство человека внутри.

Скупой сродни ворону,

Склочник схож со псом.

Сандалового дерева запах приятен,

Наставника слово веско.

Услышанное ушами

Ближе к лжи.

Увиденное глазами

Скорее правда.

Не стоит на месте время,

Не зеленеет вечно ирис.

Горы коня изматывают,

Гнев человека истязает.

Кто о еде и сне в мечтах,

Тому бедному быть.

Кто в думах и заботах о деле,

Тому богатым стать.

Дребезжащее седло

Для лошади бремя.

Сварливый человек

Для дома крест.



Предварительный просмотр:

Бурятские загадки

Думал я небо подо мной,

Однако не светят там звезды,

Казалось земля подо мной,

Но не цветут там луга.

/потолок, пол/

Снаружи светится,

Внутри лучится.

/лампа/

Как не налюбоваться видом медного котла,

Так от ножек серны глаз не отвести.

/свеча, подсвечник/

Хоть меньше вас,

Но намного надежней.

/замок/

Хоть и не так чуткий,

Но в тиши хваткий.

/капкан/

Хоть и не ведает, где сосуды,

Но ланцетом пользуется сполна.

/комар/

С косинкой дева

Сквозь бездну взирает.

/рыба/

Чернее угля,

Светлее молока.

/сорока/

Искусного кузнеца - железа обрезок,

Умелой хозяйки - ножницы лоскуток,

Высокой горы - камня кусок,

Широкой долины - травы пучок.

/огниво/

У тибетского ламы

Пять красных чашек.

/саранка/

Дорогая рвется вещь,

Но не найти заплаты ей.

/разбитое яйцо/

Днем спит,

Ночью шастает.

/летучая мышь/

В огне не горит,

В воде не тонет.

/тень/

С хозяйского двора

Свернуть не мог

Пеструю веревку,

С чужого двора

Скатать не удалось

Черную бечевку.

/дорога/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Железные руды Приангарья

Краеведческий материал, дает информацию о развитии металлургии в городе Братске. Николаевский завод - это  первенец металлургической промышленности в Сибири....

Развитие православия в Приангарье

Данная работа дает возможность познакомить учащихся с историей развития православия на территории Приангарья; выявить поселения, где находились православные церкви; развивать духовно-нравственну...

Приангарье родное

Помните повесть В. Распутина "Прощание с Матёрой"?  Строительство Усть-Илимской ГЭС, затопление окрестных деревень, пахотных земель, уничтожение природы... И вновь - Богучанское водохранилищ...

Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс

Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания   учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".

Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....

Музейный урок "Эвенки, коренной народ Приангарья"

Эвенки – самая многочисленная и наиболее широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Сибири. Они почти полностью заселяли  таежные просторы среднего течения р. А...

Музейный урок "Деревянное зодчество Приангарья"

Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себя д...