Роль семьи и школы в воспитании детей
материал

Голубова Ирина Анатольевна

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Поэтому наша работа направлена на решение проблемы взаимодействия семьи и школы. Важно, чтобы чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретным примером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_i_shkoly_v_vospitanie_detey.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 ИМЕНИ ГЕРОЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ИВАНА АНТОНОВИЧА КОЧУБЕЯ СТАНИЦЫ АЛЕКСАНДРОНЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Номинация «Опыт вовлечения семьи обучающегося  во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации»

Роль семьи и школы в воспитании детей

    Работу выполнил:

  учитель географии и

  кубановедения  

  МБОУ ООШ №19 им.И.А.Кочубея                                              ст.Александроневской  Голубова И.А.

Пояснительная записка

Тема: «Роль семьи и школы в воспитании детей»

      Цель нашей работы: объединение усилий семьи и школы в воспитании детей.

 Задачи  школы:

     -создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов  как равноправных партнеров;

-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

-формирование у родителей правильных представлений  своей роли в воспитании детей.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Поэтому наша работа направлена на решение проблемы взаимодействия семьи и школы. Важно, чтобы чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретным примером.

Данные направления работы можно использовать со всеми возрастными  группами обучающихся.

Воспитательная  система школы  основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов должна быть интегрирована во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, общественно-политическую, которая в первую очередь сформирует личность школьника, уклад школьной жизни.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей

                                                                                           В.А. Сухомлинский

     Наша школа находится в сельской местности, удалена от районного центра. Не все родители имеют возможность возить своих детей на кружки дополнительного образования в другие станицы, организовать для своих детей культурные поездки. Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.

 Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Много  времени ребенок проводит в школе, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Семья с существующими в ней взаимоотношениями  между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического  и физического воспитания.

Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитывать  молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием  совершенствования нравственного облика семьи. Без воспитания детей, без активного участия семьи в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможно моральное развитие общества.

Все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, ослабляет и школу. Отсюда следует, что одна из важнейших задач школы - давать родителям элементарные знания по педагогике. Школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в учебно - воспитательном процессе.

Разнообразные формы работы с родителями  должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы и др.) предусматривают ознакомление  родителей  с основами  теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики  и психологии.

Данная работа для каждой школы индивидуальна. Анализируя социальный паспорт школы, мы планируем нашу работу с учетом проблем или достижений

Формы работы педагогов с семьей

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

    К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.  Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

   Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление:  врачей, психологов,  инспектора ГИБДД, ОДН  и т.д.

На общешкольных родительских собраниях мы знакомим родителей с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы. Проводим  встречи со специалистами служб  системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

В работе с семьей можно использовать традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

 .Данная форма работы требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Направления работы школы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс.

1.Совместная  деятельность  обучающихся, родителей и учителей по благоустройству территории.

         Проживая в сельской местности, трудовое воспитание имеет большое значение. Территория школы 1,5 га. В школе имеется пришкольно - опытный участок, ореховый сад, также выращенный более двадцати лет назад учениками школы, цветочные клумбы. Опытнический труд наших учеников  преследует двоякую цель: узнать и создать, познать закономерности природы и сделать хотя бы маленький уголок земли богаче и красивее. На школьном огороде мы учимся выращивать овощные культуры, а также есть отдел по разведению и выращиванию можжевельников. Эти декоративные  растения мы высаживаем на школьном дворе, а также дарим другим школам для озеленения территорий. Родители всегда откликаются на наши просьбы. Помогают благоустраивать клумбы, изготавливают лавочки, обустраивают места отдыха. Личный пример родителей - это важный показатель в воспитании детей.

2. Совместная  деятельность  обучающихся, родителей и учителей по гражданскому и патриотическому воспитанию.

          Около школы находится маленькое кладбище. Мы его называем «Кладбище Героев». Оно было основано в 30-е годы прошлого столетия. Все эти годы школа шефствует над ним. Здесь захоронены герои Гражданской и Великой Отечественной войны. Совместно с родителями мы убираем территорию кладбища и вокруг. Этой замечательной традиции уже несколько десятков лет. Также организуя субботники в станице по уборке  парка, территории вокруг школы, мы всегда привлекаем родителей.

3.Совместная со школой организация социальной защиты.

               В школе обучается 42% детей из многодетных семей, 34% из малообеспеченных. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Мы понимаем, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности. После посещения семей, проведения анкетирования классный руководитель доносит до сведения администрации, какие вопросы интересуют родителей, а администрация в свою очередь приглашает необходимые службы для оказания правовой и социальной помощи родителям и детям. В школе часто проводятся различные акции: «Вторые руки», «Чистая станица»,  «Поздравь ветерана», «Поделись школьным урожаем» и др.

4.Оказание помощи родителям в семейном воспитании. Это консультации, беседы школьного психолога, классного руководителя, администрации по вопросам, интересующим родителей.

5.Совместные мероприятия.

   В современном мире наблюдается дефицит общения между детьми и родителями. Участие родителей в поездках, экскурсиях, походах дает возможность родителям для сближения со своими детьми. Родители с удовольствием посещают школьные мероприятия. Школа является социокультурным  центром станицы. Видя выступления своих детей, родители испытывают чувства радости за их успехи.

        Данные направления работы традиционно проводятся уже многие годы.

         Одним из инновационных направлений работы мы считаем организацию внеурочной занятости для обучающихся начальной школы на базе храма.

        Так как школа маленькая и у нас не хватает учебных кабинетов, обучение проходит в две смены. Поэтому мы решили организовать для одного класса начальной школы внеурочную занятость на базе храма. Была разработана программа «Школа выходного дня».

      Цель настоящей программы:

1.Духовно-нравственное воспитание и православно-религиозное воспитание обучающихся.

2.Создание условий для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.

3.Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям.

       Классный руководитель ознакомил родителей с программой, провел анкетирование, совместно с родителями посетили храм.

Эта работа продолжается уже более девяти лет.

Главное направление этой программы - театральные занятия на морально-этические темы. С ребятами также проводятся музыкальные, спортивные занятия, а также занятия рисованием. Ребят с удовольствием ждут для выступления в детских садах, в доме – интернате для престарелых. Но вся эта работа была бы не возможна без поддержки родителей, без их активного участия.

Данная работа дала свои положительные результаты:

-сплочение классного и родительского коллектива;

-воспитание нравственных качеств: доброта, милосердие, взаимопомощь, уважение к старшим;

-успешное окончание основной школы.

Для достижения результатов и плодотворного взаимодействия с родителями  учеников работа велась на основе таких принципов:

-взаимоуважение;

-систематичности;

-помощи;

-взаимной поддержки;

-доверия

-готовности воспринимать позиции друг друга.

        Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Перечень используемой литературы.

1.В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа» Москва «Просвещение»1979

2.Журнал  «Методическая работа в школе» № 4 2010г.

3.Методические материалы МБОУ ООШ №19 им.И.А.Кочубея ст. Александроневской

4. https://pedsovet.su/metodika/6536_pedagogicheskoe_porosveschenie_roditeley


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в воспитании

Обобщение и распространение опыта воспитательной работы классного руководителя....

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Роль семьи и школы в воспитании детей

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей...