Беседа с родителями: "Роль родителей в употреблении детьми ПАВ".
материал (6 класс)

Байбурина Людмила Николаевна

Роль родителей в употреблении ПАВ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Недавно у нас прошёл семинар проводила его Психолог. Кандидат психол. Наук. Работает в областной наркологической больнице. Занимается частной практикой. Куделькина Наталья Сергеевна.

Школа, учителя могут проконтролировать, чтоб ученики не употребляли сигареты, алкоголь и ПАВ на территории школы и в самой школе, организовывают беседы и проводятся мероприятия о вредности употребления этих веществ.

Первые признаки употребления ПАВ

 1. Опьянение без запаха спиртного;

2. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды;

3. Нарушение сна: много спит или перестает спать;

4. Периодически много ест или совсем теряет аппетит;

5. Частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может сменяться «уходом в себя», депрессией;

6. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье;

7. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа;

8. Частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми;

9. Резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий;

10. Потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;

11. Потеря старых друзей, не желание находить новых;

12. Постоянно просит денег, не говорит на что;

13. Долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи, с кухни-ложки;

14. Изменилась речь, появились незнакомые слова;

15. Избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время;

16. Стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

17. У ребенка постоянно насморк, он шмыгает носом и трет нос.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКОМ

  1. Как общаться с подростком? Часто родителям сложно начать разговор о вреде алкоголя, наркотиков или табака, либо они сомневаются в правильности выбранной стратегии воспитания, особенно когда ребенок начинает высказывать недовольство семейными правилами. Подростковый̆ бунт – нормальное, здоровое явление, свойственное каждому взрослеющему человеку. Несмотря на то, что подростки заявляют о своей̆ взрослости и самостоятельности, часто обесценивая родителей̆, они, как никто другой̆, нуждаются в родительской поддержке.

Для того чтобы и дальше помогать ребенку расти и развиваться в этот непростой̆ для него период, существует несколько правил, следовать которым будет полезно для каждого родителя:

Установите открытые отношения – ребенку и вам родителям, будет легко говорить честно.

Не прячьте вашу любовь и заботу – подростку важно знать, как он много значит для вас, даже если он пытается скрыть это. Важно проводить вместе досуг, вы можете: гулять, кататься на велосипеде, устроить пикник на природе или пообедать вместе в кафе.

Четко определите для себя, чего вы ожидаете от поведения ребенка – будьте последовательны в своих требованиях, установите определенные санкции за нарушение правил и следуйте им.

Будьте доброжелательны – подросток должен знать, что вы приветствуете его усилия и достижения, никогда не насмехайтесь над ребенком и жестко не критикуйте.

Ваш ребенок растет – это не означает попустительского отношения, но, контролируя его, учитывайте возрастающую самостоятельность и потребность в личной̆ жизни.

Тему употребления психоактивных веществ бывает сложно начать из-за особенностей̆ реакции ребенка и неуверенности родителя в том, что следует говорить. Подросток может негативно отреагировать, решив, что вы таким образом высказываете свое недоверие к нему, либо пытаетесь жестко контролировать его жизнь. Поэтому:

• Прежде чем начать разговор, подумайте о вопросах, которые зададите ребенку, его возможной̆ реакции на них. Не нужно говорить обо всем сразу, лучше, если разговор о вреде психоактивных веществ в течение всего взросления вашего ребенка будет не единственным.

  • Для разговора выберете время, когда и вы, и ребенок свободны и оба чувствуете себя спокойно, помните о том, что это не лекция, это – диалог.
  • Поинтересуйтесь взглядом ребенка на проблему – что он знает об алкоголе или наркотиках, что думает по поводу употребления их подростками. Не нужно говорить обо всех веществах сразу, как правило, тема алкоголя обсуждается в раннем подростковом возрасте, а наркотиков – со старшими подростками. Выслушайте вашего ребенка внимательно, не перебивайте. Это поможет подростку почувствовать, что его уважают, и послужит «введением» в дельнейшее обсуждение.

Слайд 2

Вы можете обсудить важные факты об алкоголе или наркотиках

Алкоголь замедляет деятельность мозга и организма в целом, он нарушает координацию, увеличивает время реакции, ухудшает зрение, негативно влияет на мышление.

Пиво и вино не менее опасны, чем крепкие напитки.

Люди обычно недооценивают влияние алкоголя на организм. Многие водители, садясь за руль, думают, что контролируют автомобиль, но они ошибаются.

Миф о том, что употребление психоактивных веществ делает «крутым» и популярным – не более чем миф.

• Поговорите о причинах, почему не стоит употреблять психоактивные вещества, воздержитесь от тактики запугивания, обсуждайте последствия без преувеличений.

Приведите доводы, чтобы объяснить, почему вы не хотите, чтобы ваш ребенок употреблял психоактивные вещества, например:

  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок сохранял самоуважение.
  • Вы хотите, чтобы ребенок знал, что употребление алкоголя и табака в его возрасте незаконно, а употребление любых наркотиков запрещено законом в любом возрасте.
  • Употребление алкоголя и курение в подростковом возрасте очень опасно, наркотики наносят большой̆ вред здоровью независимо от возраста.
  • Возможно, в вашей̆ семье были случаи алкоголизма или наркомании.

Поощряйте разговоры – пусть ребенок рассказывает обо всем, что его интересует. Открытое и доверительное общение с ребенком является очень важным в предупреждении начала употребления психоактивных веществ. Если ребенок может откровенно разговаривать со своими родителями, он получает возможность найти поддержку и совет со стороны родителей̆, не прибегая к поддержке порой̆ «сомнительных» компаний.

Слушайте, не перебивая, не критикуйте увлечения ребенка, если они не несут открыто деструктивный характер, давайте ребенку возможность научить вас чему-то. Если вы будете поощрять ребенка говорить на разные темы, то вам легко будет вести с ним диалог на темы, которые вас беспокоят.

Контролируйте свои эмоции – постарайтесь не давать воли гневу, если вам что-то не нравится.

Не превращайте ваши разговоры с ребенком в экзамен – не читайте лекций, не выставляйте отметок показывая, что ребенок поступил неправильно. Если вы будете уважать точку зрения ребенка, то и он научится уважать вашу.

Помимо создания благоприятной̆ атмосферы в семье, важно ограждать подростков от неблагоприятной̆ среды, которая порой̆ способствует началу употребления подростками ПАВ. Порядка 75% восьмиклассников заявляют, что достать алкоголь человеку их возраста «очень легко». Поэтому подросткам все еще нужен контроль со стороны взрослых. Приведем несколько способов это обеспечить:

1. Контролируйте употребление алкоголя в вашем доме – спокойно объясните ребенку, что не разрешаете устраивать вечеринки в своем доме без присмотра взрослых, однако будете рады, если подросток пригласит своих друзей̆ в вашем присутствии. Если ребенок часто приглашает друзей̆ в дом, вы можете знать, с кем он общается, какие у него интересы и увлечения.

Слайд 3

Пять способов сказать «НЕТ», которым следует научить подростка:
1. Нет, спасибо!
2. Что-то мне не хочется. А газировка у вас есть?
3. Алкоголь (наркотики) меня не интересует(ют)
4. Ты говоришь со мной? Забудь об этом!
5. Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже ска- зал(а) «НЕТ»?

2. Общайтесь с другими родителями – хорошие отношения с родителями (опекунами) друзей вашего ребенка помогут лучше следить за ним, это облегчает необходимость звонить родителям, в доме которых намечается подростковая вечеринка, чтобы убедиться, что там будет присутствовать взрослый и доступа к алкоголю не будет.

3. Следите за деятельностью своего ребенка – знайте о его местонахождении и планах. Подросток должен понимать, что вы контролируете его не потому, что не доверяете, а потому что заботитесь о нем.

4. Разработайте семейные правила по поводу алкоголя – в семье важны четкие соглашения по поводу употребления алкоголя, которые будут отражать собственные убеждения родителей̆. Приведем пример некоторых возможных правил:

• Дети не употребляют алкоголь, пока им не исполнится 18 лет.

  • Старшие не поощряют употребление алкоголя младшими и не дают им алкогольных напитков.
  • Дети не должны оставаться на вечеринках, где предлагают алкоголь.
  • Дети не должны садиться в автомобиль, которым управляет выпивший водитель.

После того, как семейные правила установлены, продумайте последствия их нарушений. Выбирая наказание, будьте уверены, что сможете его осуществить, наказание не должно быть слишком жестким (возможно, временное ограничение социального общения). Достаточно, чтобы ребенок знал, что нарушение правил приводит к потере определенных привилегий, тогда он будет более склонен выполнять ваши требования.

5. Являйте собой̆ пример – родители и опекуны являются важными моделями поведения для подростков. Если родители употребляют алкоголь, то их дети с большой̆ вероятностью тоже начнут пить. Но даже если вы употребляете алкоголь, существуют несколько правил, которые помогут снизить вероятность употребления алкоголя у ребенка:

• Будьте умерены в употреблении алкоголя;

  • Не показывайте ребенку будто алкоголь – это способ справиться с проблемами. Например, не нужно, приходя с работы, говорить: «У меня был плохой̆ день. Мне нужно выпить»;
  • Пускай̆ ребенок видит, что у вас есть здоровые способы справляться со стрессом, например физические упражнения, музыка, разговор о своих проблемах с супругом/супругой или другом;
  • Не рассказывайте ребенку и при ребенке истории о том, как вы употребляли алкоголь, из которых он может сделать вывод, что выпивка – это весело и интересно;
  • Никогда не садитесь за руль, если выпили, также никогда не садитесь в автомобиль, которым управляет нетрезвый̆ водитель;
  • Во время праздников пусть на вашем столе будет много безалкогольных напитков и закусок.
  • 6. Не поддерживайте употребление алкоголя подростками – ваше отношение к употреблению алкоголя подростками играет большую роль в поведении вашего ребенка.
  • 7. Помогите вашему ребенку строить здоровые взаимоотношения с друзьями – если ваш ребенок общается с подростками, употребляющими алкоголь, то вероятность, что он тоже начнет пить, резко возрастает.

Несмотря на то, что подростки в целом, в силу своих возрастных особенностей̆, уязвимы в отношении начала употребления ПАВ, существует группа детей̆, которые имеют повышенный̆ риск не только употребления, но и начала злоупотребления алкоголем и другими ПАВ. Подростки требуют особенно внимательного к себе отношения если:

       •   Начинают употреблять ПАВ до 15 лет;

  • Кто-то из родителей̆ страдает наркологическими заболеваниями или злоупотребляет алкоголем;
  • У ребенка есть близкие друзья, вовлеченные в употребление ПАВ;
  • Ребенок ведет себя агрессивно или антисоциально, трудно контролируем с раннего детства;
  • Был случай насилия в детстве и/или другие серьезные травмы;
  • Имеются постоянные проблемы с поведением или постоянная школьная неуспеваемость;
  • Родители не поддерживают, не общаются с ребенком открыто, не следят за его поведением и местонахождением;
  • Родители относятся к ребенку враждебно или пренебрегают им, суровы и/или непоследовательны в своих требованиях.

ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ В формировании аддитивного (пагубная привычка, особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния) поведения у подростков велико влияние группы.

Взаимоотношения подростка со сверстниками оказывают возрастающее воздействие на его поведение и установки. Если в группе подростков присутствуют те или иные девиации, то даже не склонный̆ к ним подросток начинает подражать другим, чтобы оставаться «своим» в группе.

Неприятие норм группы делает подростка отвергнутым, чужим, что также может нести риск формирования аддитивного поведения.

Физическая, интеллектуальная незрелость, зависимое положение от родителей не позволяют подростку войти во «взрослый̆» мир, и возникает желание поиграть во взрослого. Для этого подросток нередко перенимает внешние формы взрослости (курение, употребление алкоголя, нецензурная речь и т.п.).

Возможность примерить на себя роль взрослого, выделиться и противопоставить свои ценности ценностям родителей̆ предоставляет молодежная субкультура. У подростка возникает желание реализоваться в выбранной̆ субкультуре, с присущими ей радикализмом и инфантильностью, которая на деле является подростковой̆ манерой̆ поведения.

В России представителей различных субкультур можно встретить преимущественно в мегаполисах. Их отличает броская внешность и экстравагантное поведение.

Можно выделить основные направления изменения ценностей подростка, попавшего под влияние субкультурной̆ общности:

• романтизация саморазрушения,
• стремление к яркой жизни,
• поддержка и одобрение всех действий представителей предпочитаемой субкультуры,
• разрыв связи с привычным социальным окружением,
• фактически – отрицание реальности, собственной самобытности, индивидуальности,
• обесценивание жизни проявляется в ироничном к ней отношении, и нередко – в суицидальном поведении. (
Перечислить какие бывают субкультуры.)

Селфхарм- аутоагрессия (самоповреждение) причинение себе физической боли.  Как на это реагируют близкие и какой поддержки  на самом деле ждут от родных такие подростки. Нельзя оставаться в стороне, если ваш знакомый или родственник занимается селфхармом. Когда маленький ребенок не может выразить свои чувства, он «откатывается назад»: громко плачет или гулит вместо того, чтобы говорить. Во взрослом возрасте защитный механизм от переизбытка эмоций срабатывает так же. Это не означает, что, влюбившись, подросток в первый же день делает что-то сумасшедшее. Схожесть ситуации с маленьким ребенком в том, что, если человек не может осознать и переработать свои эмоции, так сильно занимающие его сознание, он может перевести их в физические действия. Сюда же относятся советы бить посуду или громко кричать. 

          В подростковом возрасте человек задумывается о себе как об уникальной личности: какой я, чего я хочу, зачем я здесь, кто мое окружение. Ежедневные открытия, связанные со своим телом, новыми суждениями об истине и межличностным общением, могут вызывать сильные эмоции. Кроме того, полярные желания быть как все и в то же время выделяться толкают на активные действия. Я решил — и я это сделаю. Я сделал — и теперь я выше тех, кто не сделал. Романтику вокруг героев (даже сомнительных) никто не отменял.

Слайд 4,5

Десять правил для родителей̆

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой̆, а собой̆.
2. Не требуй̆ от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь,

как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай̆ на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.


7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.


10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.                                              
Януш Корчак, педагог, врач, писатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика употребления наркотических веществ детьми"

Памятка знакомит с основными признаками употребления детьми и подростками ПАВ, правилами, которых рекомендуется придерживаться, если возникло подозрение в том, что ребенок употребляет н...

Памятка для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"

Документ содержит памятку для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"....

информационный буклет для родителей "Конфликты между детьми в семье: что делать родителям"

Чтобы предотвратить конфликты между детьми родителям необходимо знать и понимать, какие места занимают их дети в семейной иерархии в зависимости от возраста. Этот буклет поможет родителям  коррек...

Памятка для родителей. Признаки употребления психоактивных веществ.

В памятке дана полезная информация о том, что должно насторожить родителей....

Родительское собрание по профилактике употребления детьми ПАВ

Цель: Просвещение родителей по проблеме употребления наркотических веществ среди подростков.Задачи:Ознакомить родителей с видами наркотических веществ.Ознакомить с статистическими данными по нашему ра...

Рекомендации родителям по профилактике употребления детьми ПАВ

В данных рекомендациях даются советы родителям по профилактике употребления детьми ПАВ...