Родительское собрание – практикум «Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»
материал

Скрипник Жанна Олеговна

     В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогической практике.

    Главная цель разработки – Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье и школе. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей школьного возраста. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей. Рекомендовано учителям, классным руководителям общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Родительское собрание – практикум

«Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»

(в форме Мирового Кафе)

                                   

Разработала:

 учитель МБОУ «Бурлинская СОШ»

 Скрипник Жанна Олеговна

Бурла

2021 г.

Краткая аннотация к родительскому собранию

     В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогической практике.

    Главная цель разработки – Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье и школе. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей школьного возраста. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей. Рекомендовано учителям, классным руководителям общеобразовательных учреждений.

Тема: Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье и школе.

Задачи:

1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей школьного возраста;

2.  способствовать сплочению родительского коллектива;

3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Участники: родительский коллектив, классный руководитель.

Оборудование: собрание проводится в классе, столы расставляются для работы в микро группах; магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).

Ход собрания:

Организационный этап.

Учитель  встречает родителей,  предлагает занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.

II. Актуальность темы собрания.

    Перемены, происходящие в России в последнее время, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную  сферу жизни общества. В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но тем не менее необходимо приложить максимум усилий для того чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно- нравственные качества.

   Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.

  Как вы думаете, на какую тему сегодня пойдёт наш разговор.

  Да разговор наш сегодня пойдёт на тему: «Пути сотрудничества семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития школьников»

Обсуждать данную проблему мы будем в форме Мирового Кафе

Мировое Кафе – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.

Этикет Кафе

«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном.

«Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления.

Говорите без задних мыслей и от всего сердца.

Слушайте всех, слушайте все вместе.

Получайте удовольствие!

III.  Работа в микро группах.

3.1.  Задание «Мозговой штурм».

Итак, первый вопрос для обсуждения в нашем кафе.

- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и  дайте ему  определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).

На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микро групп зачитывают варианты ответов.

Вывод:  Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

3.2.Задание «Формирование нравственного человека»

Итак, рождается ребенок. Сейчас я дам вам в руки белый лист бумаги. Начнем формировать нравственно духовного человека с чистого листа. Передавая лист из рук в руки, вам нужно будет назвать и записать нравственные качества, которые, по вашему мнению, должны быть сформированы в детях.

Как много качеств вы написали! Безусловно, они все важны. Давайте остановимся подробнее на некоторых из них.

Послушайте и ответьте о чём высказывание.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

    О чем это высказывание? (Доброта формируется постепенно: от добрых слов – к добрым сердцам.) (фото сада с плодами)

Но дети, как и взрослые, не всегда бывают добры. Сейчас мне нужен помощник. У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к … (выходит один из желающих родителей). Пожалуйста, вспомните и назовите не очень хорошие поступки, который вы когда-нибудь совершили, возможно, еще в детстве. (При этом участник постепенно опутывается нитями.)

Как вы думаете, а как (имя родителя) себя чувствует?

А как вы чувствуете себя?

А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у (имя родителя)  появилась улыбка? (Сказать доброе слово, извиниться, сделать что-нибудь приятное.) (Участники говорят, учитель распутывает нити.)

Давайте же будем заботиться о своем саде, и не будем позволять ему зарастать сорняками, будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! И наши дети обязательно будут брать с нас пример. Итак, мы вложили в нашего ребенка такое важное нравственное качество, как доброта.

3.3 Тест: «Толерантность»

Перейдем к не менее важному качеству. Задача школы и семьи в современном мире – воспитать и привить у ребенка уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, т.е. воспитать толерантную личность. Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Но всегда ли мы, родители, сами проявляем толерантность по отношению к своим детям? Всегда ли пытаемся понять их? Предлагаю вам пройти тест «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один. Постарайтесь быть максимально честными при ответах на вопросы.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

  Посмотрите, каких букв у вас больше, и определите, к какому типу родителя вы относитесь:

На слайде:

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, дружелюбное отношение к людям или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. Итак, мы вложили в ребенка еще одно нравственное качество – толерантность.

3.4. Решение ситуации и вывод закона.

   Сейчас, я предлагаю поработать психологами и разрешить некоторые ситуации, которые может быть встречались и у вас в семье.

Ситуация 1:

   Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация 2: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

Закон: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация 3: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Закон: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Сейчас мы озвучили некоторые, если можно их так назвать правила, которых нужно придерживаться в воспитании детей.

3.5. Практикум.

Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».

- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  - методов воспитания.

- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

   С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.

В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.

Я надеюсь, что вы все будете придерживаться этих методов в воспитании своих детей.

Сегодня мы много называли качеств, которые присуще духовно-нравственной личности, а сейчас давайте соберём эти все качества в букет. У вас есть цветы с которыми вы заходили на собрание. Напишите на них по одному качеству и приклейте на ватман –соберите букет (ватманы + цветы)

Конечно, придется формировать у ребенка еще много-много подобных качеств – справедливость и честность, милосердие и скромность, достоинство и дружелюбие, щедрость, гуманность, великодушие. Но необходимо помнить, что для достижения цели эффект дает только совместное воздействие педагогов и родителей на ребенка. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни в обществе.

IV.    Подведение итогов собрания.

В заключение нашей встречи хочу рассказать вам одну притчу. Дед открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты больше кормишь». Другими словами, у нас у всех есть возможность выбора. Но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл,

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если всё мне показать, я выучу урок,

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет,

Зато пойму, КАК ты живешь, по правде или нет.

   Я надеюсь, что время, проведённое в нашем импровизированном кафе, не прошло для вас даром. Что вы сделали выводы и взяли что-то на вооружение. Спасибо вам за работу. А так как у нас кафе я предлагаю закончить наше собрание чашечкой горячего чая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"...

Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"

Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи  бывают очень...

Практикум "Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка"

Материал направлен на повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения детей среднего школьного возраста....

Материалы к родительскому собранию «Семья и школа: сотрудничество в духовно-нравственном воспитании детей»

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью...