Родительское собрание «Развитие и воспитание ребенка в радостном упоении жизнью»
методическая разработка

Жарникова Любовь Алексеевна

Идея родительского собрания состоит в обучении активным способам деятельности в разрешении личностных проблем. Владение такими способами делает личность устойчивой и активной. Логика родительского собрания определяется той последовательностью действий, которые лежат в основе решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»

Родительское собрание «Развитие и воспитание ребенка в радостном упоении жизнью»

Жарникова Любовь Алексеевна

Тел./факс организации: 8(39568)3-71-90

Электронная почта: zharnikova.lyubov@mail.ru

Родительское собрание

«Развитие и воспитание ребенка в радостном упоении жизнью»

Цели - содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения родителей и детей.

Идея родительского собрания состоит в обучении активным способам деятельности в разрешении личностных проблем. Владение такими способами делает личность устойчивой и активной. Логика родительского собрания определяется той последовательностью действий, которые лежат в основе решения проблем.

Актуальные вопросы для обсуждения с родителями и детьми:

  • Что такое проблема?
  • Можете ли вы выделять проблемы?
  • Какие проблемы вы уже разрешали?
  • Можно ли прожить без проблем?
  • Чем можно объяснить неодинаковое количество проблем у разных людей?
  • Что делать для того, чтобы преодолеть проблему?

Основные понятия:

Проблема- сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая разрешения (Словарь Ожегова)

Цель- ожидаемый конечный результат какой- либо деятельности.

Алгоритм- совокупность действий, их последовательность.

Действие- проявление деятельности в поступках, поведении.

Подготовительный этап:

  1. Родителям и детям раздаются чистые листы бумаги для упражнений и записи плана действий. Можно дать задание написать мини-сочинение «Есть ли у нас проблемы?». В этом случае учитель предварительно анализирует их.
  2. Родители и дети предварительно делятся на группы. Формирование групп по желанию.

Ход собрания

Ритуал приветствия (звучит спокойная музыка)

Упражнение – приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям  и детям)

- Вот так, как этой нитью, все мы связаны жизнью.

- Первый вопрос: можно ли определить по внешним признакам наличие проблем у людей?

(Группам предлагается время для обсуждения. Далее по ходу обсуждения подвести к выводу: внешние признаки- свидетельство глубоких внутренних переживаний. Проблемы доставляют людям большие неприятности и даже приводят к трагедиям: они требуют разрешания)

- Детям младшего подросткового возраста сложно выделить, оформить свои собственные проблемы. Они часто не могут понять причинно- следственных связей. Важно научить их распознавать наличие проблемы по своему состоянию и по состоянию окружающих. Но прежде необходимо соотнести полученное понятие с конкретными жизненными ситуациями детей.

-Теперь группам необходимо сформулировать возможные проблемы, с которыми сталкиваются люди. Прошу представителям от групп вытянуть листочек с определенным понятием.

(представите групп вытягивают типичные направления, в рамках которых возникают наиболее актуальные для детей проблемы: отношения между одноклассниками, отношения в семье, здоровье, учеба, отношение к учебе, свободное время, правила поведения)

- Группы работают и составляют список проблем. На выполнение задания дается 5-7 минут. Лидерам групп необходимом озвучить их.

(Чаще других встречаются проблемы:

- недружественное поведение мальчиков по отношению к девочкам (клички, драки)

- «в классе меня не любят»

- ссоры родителей

- развод в семье

- мои родители меня любят меньше, чем сестру или брата

- я ненавижу свою школу

- я некрасивая

- я стеснительный

-я не успеваю сделать свои уроки

- из-за плохого здоровья пропуская много уроков, а потом получаю плохие отметки

- математичка меня терпеть не может

- учитель наказывает меня за плохое поведение, даже если я не виноват)

- Сейчас участникам групп предлагаю закрыть глаза и сформулировать про себя свою проблему.

- Проблема напоминает айсберг, большая часть которого находится под водой и не доступна простому взгляду. Плохой капитан может привести корабль к катастрофе, если он видит только верхушку. Нужно обладать достаточными знаниями, чтобы вовремя оценить опасность и выйти из сложной ситуации. Вы- капитан своей жизни. Чтобы не попасть в беду, стоит посмотреть на то, что перед тобой с близкого расстояния.

- Представим, что у нас есть волшебный микроскоп. Предлагаю вам рассмотреть свою проблему под этим микроскопом. Приглядитесь, и вы поймете:

  • Когда возникла эта проблема;
  • Как долго она существует;
  • С чем или с кем она связана;
  • Сложна ли она;
  • Можно ли ее разрешить самостоятельно;
  • Кто может помочь в этом.

- Сделайте записи на листах. Работайте так, чтобы последняя запись была такой: «Я знаю свою проблему!»

(наверное, найдется человек, который скажет, что у него нет проблем. Для такого случая можно использовать заданные проблемы, которые определились в группе. Пусть это будет придуманная ситуация, главное- все учатся анализировать.)

- Очень важно уметь решать личностные проблемы. Я предлагаю вам совместную работу по составлению алгоритма действий для решения проблемы. Каждая группа уже приступила к решению своей  проблемы и вам нужно нарисовать лестницу.

- Каждая ступенька имеет свое название. Давайте пройдем этот путь вместе. Что нужно сделать, чтобы проблема исчезла? Действия должны быть точными. Нужно проложить такой путь, чтобы по нему можно было пройти всем. Возможно, по этой лестнице придется подниматься неоднократно, потому что у человека могут возникать новые проблемы. Подсказываю, что два первых шага вы уже сделали!

- Приступайте к созданию своей лестницы, а затем мы составим общий вариант.

(группы работают, а затем составляются лестница на доске)

- Вот что у нас получилось.

1 ступенька: я вижу свою проблему.

2 ступенька: я знаю про свою проблему все.

3 ступенька: я хочу решить свою проблему.

4 ступенька: я составляю план действий.

5 ступенька: я действую.

6 ступенька: я изучаю результат: получил ли я то, что ожидал.

7 ступенька: я даю оценку: как я прошел этот путь.

- А какие последствия имеет для человека нерешенность проблемы?

- Я знаю одну девочку Наташу, которая теряла зрение и никому в этом не признавалась. Эта девочка считала себя некрасивой и очень боялась, что ей придется носить очки. Родители были не очень внимательны к ней и не замечали, что у девочки резко падает зрение. Она боялась сесть за первую парту, а со своей плохо видела. Резко упала успеваемость, испортились отношения с одноклассниками. Наташа стала замкнутой и недружелюбной.

- Я предлагаю вам подумать в группе и предложить этой девочке выход из сложившейся ситуации.

(группы совещаются и предлагают свои варианты)

- Проблемы требуют разрешения, если ее не решать, она может расти как снежный ком; рано или поздно она все равно разрешится, но неблагоприятных последствий будет больше; человек должен быть активен в решении собственных проблем.

- Дома вы можете составить план действий для решения своей проблемы. Обратите внимание, что такой план должен включать не только действия, но и мероприятия для контроля и, что лучше,- самоконтроля. В план можно внести и временные сроки.

-Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример- же никогда.

Тот лучший проповедник-

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии-

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать-

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

- Ритуал прощания. Упражнение «Я понял(а) сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям и ученикам, постепенно его разматывая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Родительское собрание "Важное в воспитании ребенка"

Пожелания и рекомендации для родителей учащихся класса....

Справка. Выступление на родительском собрании "Развитие ребенка средствами ИЗО". 2017

Справка. Выступление на родительском собрании "Развитие ребенка средствами ИЗО". 2017...

Сообщение на родительском собрании по теме: "Здоровый ребенок-успешный ребенок" (средний возраст)

В сообщении предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о  роли командного взаимодействия специалистов и родителей  в коррекции речи....

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...

Конспект родительского собрания "Развитие творческих способностей у ребенка"

Конспект родительского собрания в 8 классе по теме "Развитие творческих способностей у детей". Может быть полезен классным руководителям....

родительское собрание на тему "Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика"

Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника. Задачи: определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка; обозначить проблемы развити...