«Мой ребенок – подросток. Понять, принять, подружиться».
методическая разработка

Бачурина Елена Павловна

Семинар-практикум для родителей

 по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения несовершеннолетних.

Актуальность темы занятия.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания  обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может  сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми родители сталкиваются при достижении их детьми переходного возраста, часто, а иногда и  без особого повода,  появляется страх и настороженность. Проблема переходного возраста была, есть, и будет являться достаточно актуальной, ведь именно на этот период приходится дальнейшее формирование личности ребенка, попытки самовыражения и самоутверждения, появление «чувства взрослости», расширение  круга  друзей,   практически не поддающееся   контролю общение в социальных сетях. Постоянная занятость родителей и желание обеспечить своего ребенка всем необходимым, приводят к возникновению либо  увеличению пропасти в отношениях с детьми. Родители боятся что-то сказать не то, не так,  поступить неправильно по отношению к своему ребенку…;  потому что неправильное отношение к ребенку может привести к конфликтам,  девиантному и суицидальному поведению.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач занятия является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Цель: формирование активной позиции родителей в отношении  особенностей  переходного возраста, кризисных состояний подростков, путей  возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития через создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а также их психологической грамотности в вопросах  суицидального поведения детей.

 

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, психологии подросткового возраста;
  • установление партнерских отношений с семьями обучающихся;
  • формирование у родителей умения распознавать кризисные состояния детей;
  • обучение родителей конструктивному общению с подростком;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • организация совместной работы по обмену опытом;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

Целевая аудитория – родители обучающихся 6 - 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_moy_rebenok_-_podrostok.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

г. Миллерово.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5.

Семинар-практикум для родителей

 по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения несовершеннолетних.

 Тема: «Мой ребенок – подросток.
Понять, принять, подружиться».

Бачурина Елена Павловна, социальный педагог

Пояснительная записка.

Актуальность темы занятия.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания  обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может  сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми родители сталкиваются при достижении их детьми переходного возраста, часто, а иногда и  без особого повода,  появляется страх и настороженность. Проблема переходного возраста была, есть, и будет являться достаточно актуальной, ведь именно на этот период приходится дальнейшее формирование личности ребенка, попытки самовыражения и самоутверждения, появление «чувства взрослости», расширение  круга  друзей,   практически не поддающееся   контролю общение в социальных сетях. Постоянная занятость родителей и желание обеспечить своего ребенка всем необходимым, приводят к возникновению либо  увеличению пропасти в отношениях с детьми. Родители боятся что-то сказать не то, не так,  поступить неправильно по отношению к своему ребенку…;  потому что неправильное отношение к ребенку может привести к конфликтам,  девиантному и суицидальному поведению.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач занятия является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Цель: формирование активной позиции родителей в отношении  особенностей  переходного возраста, кризисных состояний подростков, путей  возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития через создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а также их психологической грамотности в вопросах  суицидального поведения детей.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, психологии подросткового возраста;
  • установление партнерских отношений с семьями обучающихся;
  • формирование у родителей умения распознавать кризисные состояния детей;
  • обучение родителей конструктивному общению с подростком;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • организация совместной работы по обмену опытом;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

Целевая аудитория – родители обучающихся 6 - 7 классов.

 

Материально - техническое обеспечение и специальное оборудование:

учебный кабинет, столы,  стулья по количеству участников группы, листы бумаги, карточки с названием групп («родители», «подростки»), карточки с заданиями, магниты,  маркеры, ватман, мел, учебная доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор,   аудиовидеосистема, компьютер, презентация «Мой ребенок – подросток. Понять, принять, подружиться», видеоролик «Любите детей», «результаты диагностики,  памятки (буклеты)  для  родителей,   цитата на доске «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках»  (И.Гете),  выставка книг для родителей.

 Информация о ведущих.

Данное мероприятие может провести социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог.

Ожидаемые результаты  - углубление знаний в области психологии детей подросткового возраста, повышение педагогической  культуры  детско – родительских отношений, создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, улучшение микроклимата в семье, уменьшение факторов риска, приводящих к кризисным состояниям подростка, суицидальному поведению, установление партнерских отношений «ученик - родитель -  учитель».

Этапы подготовки и проведения занятия.

На этапе подготовки   был проведен анализ  актуальной ситуации, изучена педагогическая литература и интернет-ресурсы, подобраны задания и упражнения. Также на подготовительном этапе была проведена диагностика обучающихся, разработан сценарий,  изготовлены методические материалы для родителей, проведено их тиражирование, подобрана литература для родителей,  продуман механизм оценки эффективности занятия.

На основном этапе было проведено данное мероприятие в соответствии со сценарием.

 На заключительном  этапе проведена рефлексия, проанализированы ответы участников, проведен анализ занятия.  Учитывая пожелания участников, полученные в результате рефлексии, была внесена корректировка  в сценарий, а именно ознакомление родителей с телефонами доверия и прочими службами, по которым могут обратиться родители (лица, их заменяющие) в  случае необходимости.

Ход занятия.

Вводная часть.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Меня зовут Елена Павловна Бачурина, я социальный педагог школы. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания  обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может  сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми родители сталкиваются при достижении их детьми переходного возраста, часто, а иногда и  без особого повода,  появляется страх и настороженность. Проблема переходного возраста была, есть, и будет являться достаточно актуальной, ведь именно на этот период приходится дальнейшее формирование личности ребенка, попытки самовыражения и самоутверждения, появление «чувства взрослости», расширение  круга  друзей,   практически не поддающееся   контролю общение в социальных сетях. Постоянная занятость родителей и желание обеспечить своего ребенка всем необходимым, приводят к возникновению либо  увеличению пропасти в отношениях с детьми. Родители боятся что-то сказать не то, не так,  поступить неправильно по отношению к своему ребенку…;  потому что неправильное отношение к ребенку может привести к конфликтам,  девиантному и суицидальному поведению.

-Уважаемые родители! Пожалуйста, обратите внимание на доску (к доске прикреплены листы). Предлагаю вам сейчас на первом листе создать портрет современного подростка.  Для этого давайте представим младшего подростка и назовем ассоциации, которые возникают при этом. Родители называют слова, высказывания, которые фиксируются на листе. Таким образом создаем портрет современного подростка, зачитываем.

- На втором листе предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают у вас в сознании, когда слышите слово «суицид». Родители называют слова, высказывания, которые фиксируются на листе. Зачитываем.

- Уважаемые родители, как вы думаете,  почему сейчас мы с вами вспоминали    ассоциации на такие, казалось бы,  несовместимые темы!? Ответы родителей.

- Дети взрослеют, возникают первые трудности. У родителей все чаще возникают вопросы: «Как помочь взрослеющему ребенку?», «Как не допустить трагедии?», «Как взаимодействовать с подростком, чтобы не потерять взаимопонимания?».  Проблема очень актуальна в настоящее время.  Тема нашего занятия ««Мой ребенок – подросток.
Понять, принять, подружиться»

(Далее презентация сопровождает занятие, Слайд 1).

Основная часть.

(Слайд 2)

- «Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет». Так охарактеризовал личность подростка    советский  психолог Лев  Семенович Выгодский.

(Слайды 3-7)

- Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.  В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за  ним наступает период достаточной уверенности и равновесия.

 Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена, что связано с гормональной и физиологической перестройкой организма, бурными психическими процессами, происходящими в головном мозге. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями.  Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию,  затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.

Поддержка семьи  вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.  

Кто виноват?  "Вдруг" ничего не случается!  И это главное, что нужно понять. Психологи утверждают, что  становление подростка как личности проходит в несколько этапов.

Этап первый – 10-13 лет: «Оставьте меня в покое!»

Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но, в то же время,  необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников. Значит необходимо бывать "на людях". И что же происходит?

Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей. Авторитет какого-нибудь Коли становится важнее, чем мнение отца.

Типичная ошибка родителей

Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их медвежоночек был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на "короткий поводок". Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что "Коля двоечник и хулиган", могут и накричать в порыве эмоций.

Стоит ли удивляться, если "медвежоночка" после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что "друг Коля" лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

Что делать?

Не предпринимайте ничего! Психологи говорят: этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере,  вы сможете составить о них какое-то мнение.

Этап второй – 14 - 15 лет: «Не учите меня жить!»

Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда-то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу "сила есть - ума не надо". Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на "хорошее" и "плохое " …

Но об этом мы поговорим с вами позже...

Универсальные советы на каждый день. Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел.

Крайне вредное заблуждение!

Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял  бурный и страстный романтизм.

Так вот подростки, по мнению ученых, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.

Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа "почему" и "как ты мог" - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

Поэтому

  • Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
  • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
  • Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте
  • Помогайте, когда он просит вас об этом.
  • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
  • Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
  • Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
  • Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Что остается?

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

 А это так важно…

(Слайд 8)

- Внимание родителей и педагогов к изменениям,   происходящим в поведении и жизни ребенка поможет избежать самого страшного – смерти ребенка!

На этапе подготовки к нашей встрече я пообщалась  с вашими детьми, попросила ответить на несколько вопросов о  семье, в которой они живут.  Результаты  анкетирования детей представлены на слайдах. 

(Слайд 9)

  1. Чего ждете Вы от семьи, в которой живете? 

А) хорошей организации быта- 2

Б) Радости общения- 10

В) Покоя и защищенности – 9

(Слайд 10)

  1. Одиноки ли Вы в семье? 

А) Да- 3

Б) Нет- 18

В) Не знаю -0

(Слайд 11)

  1. Захотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на родительскую? 

А) Да -10

Б) Нет - 4

В) Не знаю- 7

(Слайд 12)

  1. Что для Вас вечер дома? 

А) Радость общения - 9

Б) Возможность быть самим собой- 11

В) Мучение и пытка -1

(Слайд 13)

- Уважаемые родители!  Результаты анкетирования позволяют нам думать  (надеяться даже), что все хорошо с нашими детьми в семье. Но, как,  все-таки, заставляет задуматься ответ ребенка на четвертый вопрос!?

 (Слайд 14)

- Какие изменения уже произошли в наших  детях,  помогает определить анкета «Первые проблемы подросткового возраста» Ребятам были заданы следующие вопросы.

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

А. В кругу своей семьи - 9

Б. С друзьями -9

В. В одиночестве - 3

2. Изменения твоей внешности, роста, веса:

А. Радуют - 16

Б. Огорчают- 5

В. Раздражают и злят- 0

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

А. Умны- 11

Б. Красивым- 4

В. Общительным- 6

4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

А. Радовало- 15

Б. Огорчало -2

В. Было бы безразлично - 4

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

А. Радовало - 11

Б. Огорчало - 1

В. Было бы безразлично - 9.

- Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что дети уже вошли в период  переходного возраста, а значит,  нужно быть очень внимательными к тому, как строится наше общение  с взрослеющими детьми.

- Почему  же это так важно?

- У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Давайте рассмотрим ситуации, которые могут быть кризисными для подростка. Напоминаю,  что кризисной может стать  любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.

Примеры кризисных ситуаций записаны на карточках, которые участники  по очереди зачитывают.  

  • объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка:

С 12 лет Л. была заочно влюблена в одного известного актёра. Родители не понимали её сильных переживаний и считали это всё глупостью. Прочитав переписку 13-летней дочери с подругой в социальной сети касательно её фантазий об этом актёре, злости на родителей и суицидальных мыслях, родители сильно отругали Л. После того как они вышли из комнаты Л. выпрыгнула из окна. В переписке с подругой она отмечала, что родители её не понимают, она сильно переживает из-за своей любви к актёру и чувствует себя никому не нужной.

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером:

14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

К специалистам обратился мальчик А. 13 лет с мыслями о самоубийстве. Рассказал о том, что он не получает поддержку со стороны родителей, мальчику хотелось бы, чтобы они хвалили его и интересовались его жизнью, вместо этого отец постоянно его ругает за плохие оценки, мать занимает нейтральную позицию. У А. есть друзья, но это не заменяет ему внимания со стороны родителей. Мальчик считает, что если он покончит жизнь самоубийством, то родители поймут, чего ему не хватает.

  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях:

13-летнего М. перевели в школу с математическим уклоном, где одноклассники стали его дразнить «бабой», «тряпкой», «тупицей» и т.п. М. сильно переживал, что не оправдывает ожиданий родителей от его успеваемости в новой школе. Из-за безответной влюблённости в одноклассницу М. стали дразнить ещё сильнее, но родители отказались перевести его в другую школу. После одного наиболее сильного конфликта с одноклассниками мальчик выбросился с 15 этажа своего дома, так как чувствовал себя в ловушке, не видел выхода из ситуации и начал чувствовать себя обузой для родителей.

  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание):

мальчик 7 лет высказывает мысли о самоубийстве. Считает, что если он умрёт, то снова увидит маму, которая умерла год назад.

  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй:

14-летний Н. покончил жизнь самоубийством, через повешение, после того как не вошел в состав молодежной сборной по хоккею. В посмертной записке признался, что боялся гнева отца, который очень жестко воспитывал сына.

  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

К психологу обратилась бабушка по поводу истерик внучки 9 лет. Выяснилось, что ребёнка воспитывают 4 человека и каждый по-своему (две бабушки, мама и папа в разводе), а также, что девочка уже год говорит о своих суицидальных мыслях, но близкие делают вид, что не замечают этого. Один раз бабушка ушла из дома, что-то забыла и вернулась раньше времени, внучка была на балконе и собиралась спрыгнуть. При этом данная проблема отрицается, семья сосредоточилась на «истериках» девочки, том, что она не хочет что-то есть или куда-то идти.

- Ситуации, которые мы услышали,  могут возникнуть  в каждой семье, но наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  •  агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  •  нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  •  самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  •  тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания)
  • Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

- Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия,  поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

 - Как говорить с ребенком, находящимся в кризисном состоянии?! (Ответы участников). Прежде всего:

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 - Во время диалога с ребенком, придерживаться определенной структуры разговора, использовать  следующие  фразы для оказания эмоциональной поддержки:

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Работа в парах

- Уважаемые родители! У вас на столах лежат  карточки с примерами  ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии. Представьте, что один из вас родитель, другой – ребенок.  Давайте проиграем эти диалоги. (Участники занятия,  по парам и по очереди,  ведут диалог друг с другом, выполняя при этом роли родителя и ребенка)

Если вы слышите:

Спросите:

Не говорите

«Ненавижу учебу, школу и т.п.»

«Что именно тебя раздражает?», «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…».

«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным…»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

«Всем было бы лучше без меня!»

«Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

Я совершил ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

А если у меня не получится?»

«Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий раз».

«Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

- Уважаемые участники! Если в процессе разговора или просто по результатам своих наблюдений,   вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи. 

(Слайд 14)

 Признаки депрессивных реакций у подростков, на которые  вы должны обратить внимание. 

  • Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  • Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  • Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  • Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  • Вялость, хроническая усталость.
  • Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  • Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  • Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Заключительная часть.

- Уважаемые родители! Предлагаю вам сейчас поработать в группах  и,  обсудив друг  с другом,  услышанный и увиденный материал, разработать рекомендации для родителей «Общаться с подростком. Как?». Только одна группа обсуждает этот вопрос  с позиции родителей (лиц, их заменяюших), а вторая – с позиции младшего подростка. (Родители работают в группах. По окончании работы представитель группы выходит к доске, прикрепляет лист с разработанными рекомендациями, защищает работу).

-  Уважаемые родители! Сегодня мы ознакомились  с особенностями переходного возраста, рассмотрели ситуации, которые могут произойти в период взросления ваших детей, поговорили о путях  возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Прошу обратить внимание на следующий видеоролик.

(Слайд 15)Показ видеоролика «Любите детей»

(Слайд 16)

- Уважаемые родители!  «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку  и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете» (Бенджамин Спок) .

- Я благодарю вас за активную  работу на нашем занятии. В заключение  нашей встречи я подготовила для вас буклеты,  которые содержат основные принципы воспитания и советы, которые подскажут вам, как помочь детям пережить этот период. На столах находятся анкеты обратной связи, я прошу вас, их заполнить. Спасибо

Список использованных источников.

  1. Гришанова О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи  и школы.- Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, 2008.
  3. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  4. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002
  6. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В. Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1

Интернет-ресурсы: 

  1. https://www.b17.ru/belaykovabel/#consultation 
  2. https://www.spb.kp.ru/daily/26750/3779930/ 
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/06/10/prakticheskie-rekomendatsii-po-vospitaniyu-detey-v
  4. https://урок.рф/library/sovremennij_podrostok__kto_on_185910.html
  5. https://www.b17.ru/blog/60670/


Результативность проведенного занятия.

Занятие для родителей «Мой ребенок – подросток.
Понять, принять, подружиться» входит в программу занятий педагогического всеобуча для родителей. Данное мероприятие разработано для родителей младших подростков.
   

В  этом учебном году в 6а, 6б, 6в  классах было проведено отдельное занятие для родителей (лиц, их заменяющих), общая численность аудитории составила 64 человека.

Цель: формирование активной позиции родителей в отношении  особенностей  переходного возраста, кризисных состояний подростков, путей  возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития через создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а также их психологической грамотности в вопросах  суицидального поведения детей.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, психологии подросткового возраста;
  • установление партнерских отношений с семьями обучающихся;
  • формирование у родителей умения распознавать кризисные состояния детей;
  • обучение родителей конструктивному общению с подростком;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • организация совместной работы по обмену опытом;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

Обработав результаты  анкетирования  родителей, я увидела, что  затронутая тема была интересна  родителям, востребована участниками.

Поставленные цели и задачи были выполнены в полном объеме.

Свои впечатления от проведенного мероприятия участники оценивали по 10-бальной шкале,   99%  родителей поставили 10 баллов.  В пожеланиях высказались о необходимости  «чаще общаться» на волнующие темы, уделять больше времени  таким формам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА».

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает актуальный характер. По данным авторов, описываемых этот феномен, до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся ч...

Как подружить ребенка с книгой

Дорогие родители! Это для вас!...

" Особенный ребенок. Как принять весть об инвалидности малыша". Информация для родителей

Когда родители узнают о болезни, хроническом заболевании. а тем более инвалидности своего малыша, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудного выбора, общения с различными ...

Памятка для родителей "Как подружить ребенка со спортом"

В статье говорится о том, как подружить ребенка со спортом, какая со стороны родителей может быть оказана посильная помощь ребенку. Также в конце статьи приводятся 10 советов родителям по физическому ...

Как помочь ребенку подружиться?

Рекомендации для родителей...