Детско-родительский клуб "Умка"
статья

Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_umka_2_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «УМКА»

Жамсаранова Марина Нимацыреновна

Улан-Удэ, ГКОУ С(К)ОШИ Vвида

Дошкольное детство-период, когда ребенок полностью нуждается в поддержке и помощи взрослого. Во многом от взрослых зависит развитие ребенка в целом. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с одной из форм работы с родителями, которая функционирует в рамках родительского клуба «Умка». Возник он по инициативе учителей-логопедов-родителей-воспитателей.[1,с.9]

Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия специалистов с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия специалистов с родителями пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительских клуба  по выявленным проблемам.

Прежде всего, были определены общие цели и задачи работы родительского клуба, а также сформирована нормативно-правовая база Положения о Родительском клубе, планов работы Родительского клуба.

Основная направленность клуба-коррекционно-просветительская. Это связано с тем, что родители нуждаются в поддержке и помощи специалистов.  Именно поэтому деятельность клуба была направлена на работу с родителями детей дошкольного возраста, когда с детьми в процессе игры можно провести коррекционную работу.Цель Родительского клуба - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом школы.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность - привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций;
  • возрастание интереса родителей к работе и воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

Были разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов, которые сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:

  • на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
  • контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  • принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  • быть естественными, открытыми, раскрепощёнными. Занятия проводятся раз в четверть, куда приглашаются желающие родители. Темы занятий самые разнообразные.  Нами используются разные эффективные формы работы: круглые столы, тематические беседы, консультации, тренинги, семинары, показ открытых мероприятий с детьми.Родителям также предлагаются памятки-рекомендации, выставка книг и пособий, настольных игр. Вся работа ведется в тесном сотрудничестве всех специалистов школы.

Литература

  1. О.В.Бачина, Л.Н. Самородова Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.-М.:ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Васильева С, Соколова Н Логопедические игры для дошкольников.-М.:1999.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»

Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...