«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями»
статья (6 класс)

Кадеркаева Гулия Равилевна

Доклад на форуме классных руководителей на тему "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_forum_klassnyh_rukovoditeley.docx637.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Елюзань

Доклад

на тему:

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями»

2021 г.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

 

«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями.  

Основные задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Повышение роли семьи в воспитании детей;
  • Организация совместной деятельности учителя, родителей и детей .

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.

 

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

       Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями    я использую коллективные,

 индивидуальные

 групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

C:\Users\админ\Desktop\15711701.png

        В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями:

 

2. Работа родительского комитета.

       В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов.  . Оказание помощи при проведении тематических праздников.                  Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями по просьбе учителя (Например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др.).

 3. Индивидуальные беседы и консультации.

        Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.  

 

6.Заочные конкурсы.

      Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами). Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.

 

8. Круглый стол.

       Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.

9. Праздники.

        Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.).

10. Семейные вечера.

       При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.

11. День открытых дверей.

     Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе..

      «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.

 Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности: 

Дни открытых уроков.

Формы досуга: 

Классное мероприятие «Новогодний огонёк»; День Матери; День Отца; День пожилых людей; 23 февраля; 8 Марта.

Тематические  классные  часы,  посвященные  семейным  корням:  «Откуда  начинается  мой  род»,  «Военная  летопись  моей  семьи»,  «Моя  семья  в  фотографиях  и  воспоминаниях»,  «Памятные  даты  моей  семьи»,  «Традиции  моей  семьи»

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

Посещение семьи— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, не посещающими школу или редко идущими на контакт.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

 

  Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание. 

Семь правил успешного проведения

 родительского собрания 

  • Уважайте!
  • Помогайте!
  • Объясняйте!
  • Доверяйте!
  • Учитесь!
  • Спрашивайте!
  • Благодарите!

Важно! 

Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

Отмечайте успехи и резервы.

Никаких обсуждений конкретного ребенка.

Если хвалите, то всех – за что- нибудь.

 

Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.  

Каждое родительское собрание требует  тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию,  заранее предлагаю родителям  анкету  по проблеме, результаты которой  выносятся позже  для беседы;  рекомендую прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Заранее продумываю оформление классной комнаты  (оформляем с детьми  выставку творческих работ, подбираю литературу для родителей, готовлю памятки  

  • золотые правила воспитания для родителей:

  • некоторые проблемы учеников
  • чем можно помочь?
  • рекомендации родителям
  • здоровье

Выступая перед родителями на собрании,  использую диалог,  втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

И еще один маленький “секрет”:  во многих статьях психологов  можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с ПОХВАЛЫ.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу  индивидуальные консультации– собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и  поиска  путей  устранения её.

 

Результативность опыта.

        Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия.

     В своей практике, я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии и -, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей.

        Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

        Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

 

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”

                                                 (В.А.Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)

Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...

Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

В помощь классному руководителю для проведения родительских собраний...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Из оптыа работы классного руководителя...

Формы взаимодействия классного руководителя и родителей.

Эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители....