Рекомендации родителям по лексическим темам
консультация

Чиркова Светлана Вячеславовна

Для родителей предлагаются упражнения, игры, вопросы, различные задания, которые обучающийся с нарушениями речи изучал на непосредственной образовательной деятельности: по математике,  речевому развитию, познавательно- исследовательской деятельности по лексическим темам  в течение недели. В домашних условиях мамы и папы могут закрепить пройденные темы, повторить, закрепить и проиграть в игры с ребенком, посещающим старшую группу компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_leksicheskim_temam.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Мебель»

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.

2. Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:

Это шкаф.

Он большой, деревянный, коричневый.

У него две дверцы, четыре ножки.

Внутри у него есть полки и вешалки.

В него вешают одежду и кладут белье.

3.        Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? — Одежду хранят в шкафу.

Где люди обедают? — Люди обедают за столом.

На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.

На чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати.

Где отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле.

4. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных.

Например:

Если у стола нет ножки... — стол без ножки.

Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки.

Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья.

Если у шкафа нет дверцы... — шкаф без дверцы.

Если у буфета нет полки... — буфет без полки.

5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.

Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.

6. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр».

Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Транспорт»

1.Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт.

Если он затрудняется, помогите ему вопросами:

Что называют транспортом?

Для чего он предназначен?

2. Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?

Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолет, вертолет), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро).

 

3.Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом.

Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.

4.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.

5.Предложите ребенку сделать подвижное упражнение «Ехали медведи» для развития общей моторики и координации речи с движением.

Ехали медведи на велосипеде,     Лежа на спине, изображаем езду на велосипеде.

А за ними кот задом наперед,     Бежим по кругу задом наперед.
А за ним комарики                      Бежим по кругу на носочках, взмахивая руками.

на воздушном шарике,
А за ними раки                                 Идем по кругу, прихрамывая.

на хромой собаке,

Волки на кобыле,                                 Бежим трусцой.

Львы в автомобиле,                       Идем, крутя воображаемый руль.

Зайчики в трамвайчике,            Скачем, сделав «ушки» из пальцев.

Жаба на метле.                                Идем, оседлав воображаемую метлу.

                К. Чуковский

6. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах.

За дымком,

За свистком

Братья бегают бегом.

7. Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна».

Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Профессии на транспорте»

1. Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте.

2. Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.

3. Выучите с ребенком загадку:

Он в любую непогоду

И в любое время года

Крутит руль и жмет педали,

Чтобы вы не опоздали

На работу, в детский сад.

Подвезти всегда вас рад.

(Шофер)

4. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам. Например:

Шофер. — Крутит руль.

Летчик. — Держит штурвал.

Кондуктор. — Продает билеты.

Дежурный по станции. — Следит за порядком.

Контролер. — Проверяет билеты.

Капитан. — Смотрит в бинокль.

5. Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто, чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Шофер управляет... — машиной. Летчик управляет... — самолетом. Капитан управляет... — теплоходом. Водитель управляет... — трамваем. Машинист управляет... — поездом.

6. Выразительно прочитайте ребенку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его.

Кондукторам езда везде.

С большою сумкой кожаной

Ему всегда,

Ему весь день

В трамваях ездить можно.

— Большие и дети,

Берите билетик,

Билеты разные,

Бери любые

— Зеленые, красные

И голубые.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Детский сад. Профессии»

1. Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих в детском саду.

Это заведующая детским садом, воспитатель, логопед, психолог, врач, медсестра, повар, прачка, заведующий хозяйством, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей:

*заведующая руководит детским садом,

*воспитатель учит и воспитывает детей,

*логопед учит детей правильно и красиво говорить,

*психолог развивает детей,

*врач следит за здоровьем детей,

*медсестра помогает врачу,

*повар готовит для детей вкусную еду,

*прачка стирает белье,

*заведующий хозяйством закупает все необходимое для детского сада,

*помощник воспитателя следит за чистотой,

*музыкальный руководитель поет и танцует с детьми,

*руководитель физического воспитания учит детей быть ловкими и сильными.

2. Предложите ребенку разделить названия профессий на слоги и прохлопать их ритмический рисунок: врач, по-вар, прач-ка, ло-го-пед, пси-хо-лог.

3. Можно поиграть в игру с мячом «Кто, чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Врач пользуется... — лекарствами. Медсестра пользуется... — шприцем. Логопед пользуется... — шпателем. Воспитатель пользуется... — указкой. Повар пользуется... — ножом. Заведующая пользуется... — компьютером.

4. Выразительно прочитайте стихотворение, которое можно потом выучить.

Кто улыбкой нас встречает,

На вопросы отвечает,

 Учит нас считать, лепить

И поделки мастерить?

 Наши воспитатели

— Нам друзья, приятели.

5. Загадайте ребенку загадку о поваре. Пусть отгадает ее и объяснит, как он это сделал, а потом выучит загадку.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?

6. Прочитайте ребенку сказку К.Чуковского «Айболит». Пусть ребенок расскажет о том, как Айболит лечил зверей.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «День защитника Отечества»

1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы готовимся отметить.

Это День защитника Отечества.

Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.

Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.

2. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия».

Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.

НАША АРМИЯ

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

3. Помогите ребенку разделить на слоги названия профессий военных: лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.

  Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно — защищать Родину.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Стройка. Профессии»

1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом.

Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик.

2. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:

Каменщик (что делает?) кладет стены.

Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.

Электрик (что делает?) проводит свет.

Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.

3.Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто, чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Маляр пользуется... — кистью.

Штукатур пользуется... — мастерком.

 Электрик пользуется... — отверткой.

Сантехник пользуется... — плоскогубцами.

Стекольщик пользуется... — стеклорезом.

4. Выучите с ребенком стихотворение:

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Он приходит в старый дом

С кистью, краской и ведром.

5. Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.

6. Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители».

Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Ателье. Профессии»

1. Предложите ребенку рассказать о том, кто работает в ателье, что делает. Например:

Приемщица оформляет заказы.

Закройщица принимает заказы и кроит одежду.

Швея шьет одежду.

2. Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто, чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:

Закройщица пользуется... — ножницами. Приемщица пользуется... — калькулятором. Швея пользуется... — швейной машинкой.

3. Загадайте ребенку загадку об иголке. Пусть отгадает ее, скажет, кому игла нужна для работы, а потом выучит загадку.

Шагает мастерица

По шелку и по ситцу.

Как мал ее шажок!

Зовется он стежок.

4. Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-перс-ток, мел.

5.Выразительно прочитайте стихотворение В. Орлова «Портниха», а потом предложите ребенку его выучить.

ПОРТНИХА

Научилась вышивать я

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

— Молодец, — сказала мама. —

Ты у нас портниха прямо.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Времена года. Ранняя весна»

1. Предложите ребенку ответить на вопросы:

Какое время года мы провожаем?

Мы провожаем зиму.

Какое время года начинается?

Начинается весна.

2. Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:

*солнышко ярко светит и начинает пригревать;

*тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;

*на крышах появились сосульки;

*дни становятся длиннее, а ночи — короче;

*весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы;

*люди сняли теплую зимнюю одежду.

3. Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне.

Предложите выучить его.

Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова вес-на, ка-пель, солн-це, кап-ли.

5. Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объяснить, как ему удалось отгадать ее.

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и полон весной.

6.Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка».

Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Комнатные растения»

1. Побеседуйте о том, зачем нужны комнатные растения, как нужно за ними ухаживать.

2. Привлеките ребенка к уходу за комнатными растениями.

Покажите, как вы пересаживаете и подкармливаете их.

3.Выучите с ребенком четверостишие.

Следите за произношением и выразительностью.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за солнечный цветок?

Он зовется Ванька мокрый,

Бальзамин и Огонек.

4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.

Предложите вместе прохлопать слова цве-ты, гор-шок, фи-ал-ка, баль-за-мин,

бе-го-ни-я.

5. Предложите ребенку рассказать об одном из комнатных растений по образцу:

Традесканция — комнатное растение.

 У нее тонкие длинные стебли, сочные зеленые листья и мелкие белые цветы.

Она хорошо растет в тени, любит, когда ее опрыскивают.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Пресноводные рыбы»

1. Побеседуйте с ребенком о том, что рыбы живут в разных водоемах: океанах, морях, реках, озерах, прудах.

2. Помогите ребенку запомнить названия пресноводных рыб: шука, сом, окунь, лещ, ерш.

Рассмотрите с ним изображения пресноводных рыб.

3. Предложите ребенку разделить названия рыб на слоги: ерш, сом, лещ, щу-ка.

Пусть ребенок покажет на картинке части тела рыбы: туловище, голову, хвост, плавники.

4. Помогите ребенку составить рассказ об одной из рыб по образцу. Например:

Сом — крупная речная рыба.

У него большое туловище, широкая голова, маленькие хвост и плавники.

 Его тело не покрыто чешуей.

 Сом — хищная рыба.

Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов водоплавающих птиц.

5. Выучите с ребенком загадку.

Он лежит на дне речном

— Старый и усатый... (сом).

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Родной поселок»

 

1. Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.

2. Помогите ребенку запомнить название главной улицы родного поселка, главной площади, главной реки.

3. Посетите с ребенком музей поселка, познакомьте его с некоторыми достопримечательностями; вместе составьте рассказ о вашей экскурсии из трех-четырех предложений по образцу:

В воскресенье мы с папой и мамой ездили в парк. Он находится в центре поселка. Он большой и красивый.

4. Подберите и выучите с ребенком стихотворение о родном городе.

Следите за произношением и четкостью дикции.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Времена года. Весна»

1. Побеседуйте с ребенком еще раз о времени года, которое наступило. Вспомните приметы ранней весны. Подведите ребенка к тому, что весной природа просыпается; обратите его внимание на то, что:

*на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;

*появилась первая травка;

*расцвели подснежники;

*возвращаются из жарких стран перелетные птицы;

*проснулись насекомые;

*поднялись после зимней спячки дикие животные.

2. Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.

3. Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова па-хать, ко-пать, са-жать, се-ять, бе-лить.

5.Объясните ребенку пословицу о весне, а потом предложите выучить ее: «Весенний день весь год кормит».

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Космос»

1. Побеседуйте с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Помогите ребенку ответить на вопросы:

Что такое космос?

Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет.

Как можно попасть туда?

На космическом корабле.

Что люди запускают в космос?

Ракеты, космические корабли.

Кто был первым космонавтом?

Юрий Алексеевич Гагарин.

2. Выучите с ребенком стихотворение «Ракета».

Следите за произношением и интонационной выразительностью.

РАКЕТА

Мы построили ракету.

Как же трудно было это!

Мы трудились целый вечер,

Раздобыли где-то свечи,

И мотор от кофемолки,

И для флага шарф из шелка.

Все! Достроили! Ура!

Входит мама: «Спать пора!

Ночью дети подрастают,

Без ракет во сне летают».

3. Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: космос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та.

4. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную... (ракету).

5.Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова космос. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры
обратите внимание ребенка на то, как похожи слова космос, космонавт, космический.

Как называется пространство вокруг земли? — Космос.

Как называют человека, который летает в космос? — Космонавт.

Какой корабль летает в космос? — Космический.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел»

1. Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб.

Пусть он вспомнит, что ему рассказывали об этом в детском саду.

•  Люди пашут землю, боронят пашню, сеют зерно, ухаживают за всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, делают из муки тесто, пекут хлеб.

2. Выучите с ребенком четверостишие Я. Акима:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

3. Пусть ребенок разделит на слоги слова хлеб, по-ле, зерно, ко-лос, у-ро-жай, мель-ни-ца, тес-то.

4. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова хлеб. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам.

В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова хлеб, хлебороб, хлебный, хлебница.

Что люди пекут из ржаной муки? — Хлеб.

Как называют человека, который растит хлеб? — Хлебороб.

На каком поле растет хлеб? — На хлебном.

Как называется емкость для хранения хлеба? — Xлeбница.

5. Помогите ребенку отгадать и запомнить загадки.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Колос)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

6. Выразительно прочитайте ребенку русскую народную потешку, выучите ее и используйте как пальчиковую гимнастику.

КАША

Каша в поле росла,             Поднять руки вверх, пошевелить

                                             пальчиками.

К нам в тарелку пришла. «Пошагать» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим,           Помешать указательным пальцем

По тарелке дадим.           левой руки в правой ладошке.

Птичке-невеличке,           Загибать пальчики на обеих руках,

Зайцу и лисичке,                     начиная с больших, при назывании

Кошке и матрешке —           каждого друга.

Всем дадим по ложке.           Разжать пальчики на обеих руках.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Профессии. Почта»

 

1. Помогите ребенку ответить на вопросы:

Кто работает на почте?

На почте работает почтальон.

Что делает почтальон?

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Откуда люди достают газеты, письма?

Люди достают газеты, письма из почтового ящика.

2. Предложите ребенку разделить на слоги слова поч-та, поч-таль-он, пись-мо, жур-нал, га-зе-та.

3. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова почта. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка».

Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам.

В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова почта, почтальон, почтовый.

Как называется место, откуда можно отправить письмо, посылку, бандероль?

Почта.

Как называют человека, который разносит письма, газеты, извещения на посылки?

Почтальон.

В какой ящик опускают письма?

В почтовый.

4. Прочитайте ребенку стихотворение С. Маршака «Почта», выучите отрывок из него, поработайте над звукопроизношением и выразительностью.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Правила дорожного движения»

1.Повторите с ребенком известные ему правила дорожного движения. Пусть он расскажет о том, как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте.

• Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части.

Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя.

Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку.

В транспорте нельзя шуметь и толкаться.

Пожилым людям нужно уступать место.

2. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за произношением.

Обратите внимание ребенка на то, что интонация в первом предложении должна быть вопросительной.

Что за белые полоски

На углу, у перекрестка?

Знает каждый пешеход:

Это «зебра» — переход.

3. Помогите ребенку нарисовать светофор или сделать аппликацию светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.

4. Пусть ребенок разделит на слоги слова до-ро-га, пе-ре-ход, пе-ше-ход,

 све-то-фор.

5.Отгадайте и выучите с ребенком загадку.

Встало с краю улицы

В черном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улит

Людям перейти.

(Светофор)

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Насекомые»

1. Во время загородной прогулки понаблюдайте вместе с ребенком за насекомыми. Предложите рассказать о некоторых из них по данному вами образцу.

• Это насекомое — бабочка.

 Она красивая, яркая, разноцветная.

У нее есть тело, головка, лапки, крылья.

На голове у нее глазки и усики.

Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.

2. Пусть ребенок разделит на слоги слова жук, шмель, му-ха, ко-мар, ба-боч-ка, стре-ко-за, гу-се-ни-ца.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два. Ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с этим же существительным и числительным пять и возвращает мяч вам. Например:

Два жука. — Пять жуков. Две бабочки. — Пять бабочек.

Два муравья. — Пять муравьев. Две гусеницы. — Пять гусениц.

4. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает.

(Бабочка)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык.

(Жук)

5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и используйте ее как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.

Божья коровушка,            Сложить ладони  накрест  и ритмично

Полети на облышко.          взмахивать ими.

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы,                     Загибать пальчики на обеих руках, начиная

В лесу ягоды, грибы,       с больших, на каждое название.

В роднике водица,

В поле пшеница.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Времена года. Лето»

1. Предложите ребенку дать полные ответы на вопросы:

Какое время года наступило?

Наступило лето.

Что делают дети летом?

Летом дети купаются, загорают, ходят в лес за ягодами.

2. Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдайте за изменениями, происходящими в природе с приходом лета.

3. Выучите с ребенком приметы лета:

*лето — самое теплое время года, потому что солнце летом яркое и жаркое;

*летом дуют теплые ветры и идут теплые дожди;

*дни летом длинные, а ночи — короткие;

*летом люди легко одеваются;

*летом дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.

4. Прочитайте ребенку пословицу о лете.

Пусть попробует объяснить, как понимает ее.

«Летний день год кормит».

5. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом и выучить загадки.

Это будет способствовать развитию и памяти, и речи, и словаря вашего ребенка.

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали?

Ну конечно...

(Лето).

Прозрачные круглые льдинки

Засыпали в парке тропинки.

На дождь и на снег не похожи,

Но тоже из туч.

Это что же?

(Град).

6. Выучите с ребенком стихотворение.

Покажите, как выразительно его можно прочитать.

ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара!

Вот солнцепек!

От жары асфальт потек.

На улице прохожие

Спасаются мороженым.

В лужах плещутся скворцы,

А мальчишки-сорванцы

Под струю фонтана встали,

И прогонишь их едва ли!

Учитель- логопед: Чиркова С. В.

Лексическая тема: «Полевые цветы»

1. Выясните, помнит ли ребенок, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.

Во время прогулки рассмотрите с ребенком цветы, которые растут в лесу, на лугу, на берегу реки.

Пусть он попробует составить описательный рассказ о любом полюбившемся цветке по образцу.

• Это ромашка. Ромашка — полевой цветок.

Она растет на лугу, на опушке леса, на солнечной лесной полянке.

 У ромашки прочный стебель, длинные листочки и очень красивый цветок.

 У цветка желтая серединка и много белых лепестков.

2.Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: цве-ты, каш-ка, лю-тик,

кле-вер, ро-маш-ка, ва-си-лек, не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик.

3.Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.

Ах, звоночки — синий цвет!

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

4. Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова цветок. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. Например:

Что появляется из бутона?

Цветок.

Что делает цветок?

Расцветает.

Каким называют луг, на котором много цветов?

Цветистым.

В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова цветок, расцветать, цветистый.

5. Выучите с ребенком потешку «Мышиный горошек»; поработайте над выразительностью речи, покажите, что интонация должна быть шутливой.

Эта потешка позволит познакомить ребенка с еще одним полевым растением.

В траве у дорожки мышиный горошек.

Мышиный горошек такой нехороший!

Опутал лягушке и лапки, и брюшко.

Сидит и задумчиво смотрит лягушка.

Учитель- логопед: Чиркова С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексическим темам

Рекомендации родителям по лексическим темам: "Мебель", "Зоопарк", "Овощи", "Рыбы", " 23 февраля"...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИЗУЧАЕМЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР....

Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"

В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"

В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Наша Родина-Россия""

В материале предлагаются родителям  упражнения по лексической теме "Наша Родина-Росссия"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"

В разработке представлены рекомендации родителям по теме "Домашние животные и их детеныши"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"

Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...