методическая разработка родительского собрания на тему "Роль родителей в развитии толерантных качеств у детей"
методическая разработка

Рогачева Наталья Владиславовна

вводится понятие  "Толерантности", раскрываются основные черты толерантного человека и совместно с родителями выводятся правила "толерантного родителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley.docx118.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Букановская средняя школа

        

tolerance Archives - NotEnoughGood.com

Подготовила:

учитель МКОУ Букановская средняя школа

Рогачева Наталья Владиславовна

-2014-

Цели:

  • познакомить родителей с понятием толерантность,
  • подвести  к изучению и раскрытию качеств толерантного человека
  • формировать у родителей  потребность строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

Участники: классный руководитель, родители

 Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями ситуаций, заготовка-развертка куба, клей, ручки

План:

  1. Вступительное слово кл. руководителя
  2. Основная часть

а) что такое толерантность

б) семья – важнейший институт воспитания

в) практикум по определению «Правил толерантного родителя»

г) кроссворд

д) изготовление «Кубика толерантности»

   3. Заключительная часть

            рефлексия

Ход родительского собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

1. Вступление.

Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о вашей роли в воспитании толерантной личности. Наша беседа будет состоять из двух частей: в первой части  познакомимся с понятием «толерантность», ведь не все знают, что это такое. А во второй части, по ходу нашей беседы, мы выведем правила, которые помогут вам быть толерантными с вашими детьми,  тем самым, воспитывая у них толерантность.

2. Основная часть

Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание: « В воспитании своим терпением мы можем добиться большего, чем силой» (Э. Берк)

а)

  • Учитель:-Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит?
  • Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
  • Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".
  • Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
  • На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости", "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
  • В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Вы сейчас узнали о понятии «толерантность». Как вы думаете, какими качествами толерантной личности должен обладать человек?

Родители предлагают свои варианты  (например:  умение владеть собой, доверие, способность к сопереживанию, снисходительность, доброжелательность, умение слушать и т. д.)

б)
Учитель: -Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается,  поэтому тема нашей сегодняшней встречи выбрана не случайно.

 Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения.

Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме.

 Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила.

в)

Учитель:-Сейчас я с вами проведу практикум. Вы разделитесь на группы. Каждой группе будет предложено по 2-3 ситуации, (ситуации –  в виде стихотворения, сценки, и т. д. )  разобрав которые  группа должна предложить свое правило в воспитании толерантного родителя. Т. е. результатом (продуктом) нашей совместной деятельности  должен получится «СВОД ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» толерантного поведения родителей в семье.

Но не забывайте, что главной целью такого вашего поведения в семье является воспитание толерантности у ваших детей по отношению и к вам, и к окружающим.

Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Предлагаемые ситуации:

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять постель.

По команде есть, садиться.

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я:

Конец терпенью моему

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ.

Предполагаемый ответ:  -Ребенком нужно не командовать, а разговаривать с ним  на равных!

Ваза

Папа вазу опрокинул:
Кто его накажет?
– Это к счастью, это к счастью, –
Все семейство скажет.

Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я!
– Ты разиня, ты растяпа! –
Скажут про меня.

                      О.Григорьев

Предполагаемый ответ:  - относитесь к ребенку так же, как к остальным членам семьи, не унижать его

Сценка «Недотепа».

Мама:

Талантливые дети.
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель,–
Уже лауреат.

Сын: 

И только недотепам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано!

Предполагаемый ответ:  - принимайте  своего ребенка таким, какой он есть, Всегда находите то, за что можно похвалить ребенка, радуйтесь вместе с ним.

г)

Учитель:- давайте немножко отдохнем, я предлагаю вам отгадать слова в кроссворде.(приложение № 1)

Сценка «Мать и дочь». Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.

Мать (тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито) - Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!

(Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть)

Предполагаемый ответ:  -Умейте выслушать своего ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать вам о своих проблемах и сокровенных тайнах

Сценка  «Как начинается война»?

Сын. - Папа, а как начинаются войны?

Папа.- Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.

Мама.- Англия с Америкой поссориться не может.

Папа.- Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретический пример.

Мама.- Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа.- Ничего бредового я ему не внушал!

Мама.- Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет. (рассердилась, кинула в папу клубок)

Сын. (встаёт между родителями)  Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, как начинаются войны.

 Предполагаемый ответ:  - Уважайте друг друга в семье

  1. Я тоже помню детство, помню
    Как колосилась в поле рожь.
    И небо синее бездонным,
    И радугу, и тёплый дождь.

    Как мчались босиком по лужам
    Играли в прятки вечерами.
    Как Мама нас звала на ужин
    И радовалась вместе с нами.

    О детство! Милое блаженство
    Промчалось стаей лебедей.
    Тебя я помню, помню детство
    Мне,не забыть тех светлых дней.

Предполагаемый ответ:  -Чаще вспоминайте себя в детстве – будет легче понять своего ребенка.

 Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает). Ну, пожалуйста...

Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Предполагаемый ответ:  будьте сдержаны в общении с детьми

Учитель:- итак, давайте подведем итог нашей деятельности. Какие же правила у нас получились?

  • Чаще вспоминайте себя в детстве – будет легче понять своего ребенка.
  • Уважайте друг друга в семье
  • Умейте выслушать своего ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать вам о своих проблемах и сокровенных тайнах
  • Принимайте  своего ребенка таким, какой он есть, Всегда находите то, за что можно похвалить ребенка, радуйтесь вместе с ним
  • Относитесь к ребенку так же, как к остальным членам семьи, не унижать его
  •  Ребенком нужно не командовать, а разговаривать с ним  на равных!
  • Будьте сдержаны в общении с детьми, выполняйте свои обещания

Учитель:- и, конечно же хочется добавить: « Просто любите своих детей!»

д)

Существует  такое понятие, как «кубик толерантности» - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны  такие слова, которые ты желаешь другому человеку, чтобы он жил в гармонии с собой и окружающими( например: выслушай, прости, пойми, улыбнись, предложи, пойми и т. д.)

Сейчас мы займемся изготовлением кубика толерантности, перед вами лежит заготовка такого кубика (приложение № 2), давайте напишем на гранях необходимые слова, а затем склеим его.

3. Заключительная часть

Учитель: молодцы! Теперь каждый из вас принесет домой кубик толерантности. Давайте подведем итог нашему собранию:

-какова была тема собрания?

-что нового для себя узнали?

-какие правила мы вывели?

-что будете применять на практике?

Учитель:Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним наши правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.   Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и с окружающими. Закончить наше собрание мне хочется следующим стихотворением:

Берегите своих детей

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или ручки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
это счастье? короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

(автор Светлана Карпук)


Литература

1.        Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.

2.        Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.

3.        Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.

5.        Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.

6.        Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.

7.        Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.

8.        Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

9.        Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М.: Просвещение, 1981

10.     http://college.future.org.ru/sami/PROEKT/toler.htm 

11.     http://festival.1september.ru/articles/623101/   

12.      http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/vospitanie-tolerantnosti-0

                                                                                       

                                                            приложение № 1

приложение № 2

развертка куба:

Схема куба из бумаги для склеивания - Оригами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Методическая разработка родительского собрания « Счастливые родители - здоровый ребенок!»

Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоциональн...

Методическая разработка родительского собрания по предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Азбука дорог -родителям»

Тема родительского собрания «Азбука дорог-родителям» очень актуальна в современном мире, дает возможность по-новому взглянуть на проблему по обеспечению безопасности детей, сделать выводы ...

Методическая разработка Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»

Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»...

Методическая разработка родительского собрания «Проблема Отцов и Детей» Кто виноват? или Что делать?»

Цель: формирование у родителей правильного восприятия подростков,  поддержки и раскрытия их личностного потенциала, путём эффективной системы взаимодействия родителей и педагогов для создания бла...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)

Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализ...